Поиск по сайту

Формирование системы диагностики качества образовательного процесса в ОДОД


Авторcтво: Петрова Валентина Васильевна, методист ОДОД ГОУ СОШ № 327 Невского района Санкт-Петербурга


Анализ практики дополнительного образования детей показывает, что спектр целей и задач образовательного процесса предельно разнообразен. Более того, их определение не отличается устойчивостью и может меняться в процессе реализации программы. Каждый новый набор детей в группу (программу) вносит свои запросы, интересы, уровень способностей, а необязательность и право выбора задают особую непредсказуемость в организации занятий, в планировании деятельности и ее результатов. Однако, педагоги, так же как и учреждение в целом, стремятся к устойчивости образовательного процесса, к повышению его управляемости, что позволяет говорить о сложившихся сегодня типах образовательного процесса, имеющих свои специфические задачи, прогнозируемые результаты, способы организации, но сочетаемые в одном педагогическом процессе. Так, Т.В. Ильина выделяет пять таких типов, в каждый из которых объединяет несколько видов образовательных моделей. Ни один из типов образовательного процесса не существует в чистом виде, но можно выделить ведущий тип для педагога или учреждения. Наиболее распространенными являются следующие типы образовательного процесса: обучающий, воспитательный, общеразвивающий, досуговый, комплексный (интегрированный по педагогическим задачам).

Целью обучающего типа образовательного процесса является достижение детьми высокого (профессионального или предпрофессионального) уровня в определенной предметной области; полное овладение конкретной специальностью, специализацией. Обученность в конкретной предметной области – есть ведущий показатель результативности и главный параметр слежения при мониторинге образовательных результатов. Данный тип образовательного процесса в ОДОД образовательного учреждения имеет место частично только в детских творческих объединениях физкультурно-спортивной направленности.

Воспитательный тип образовательного процесса направлен на поддержку, формирование и развитие тех качеств личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами, действующими в обществе. Прогнозируемый итоговый результат – внутренняя культура личности, которая простраивается в различных критериях оценки. Ведущий результат в этом типе – общая культура личности, понимаемая как воспитанность (ее диагностика предопределяется четкостью понимания, что такое воспитанность и конкретизацией признаков, поддающихся диагностике и внешнему наблюдению). Образовательный процесс только тогда относится к воспитательному типу, когда в нем есть специально организованная педагогом воспитательная деятельность, в которой дети принимают на себя ответственность, усваивают социальные нормы и приобретают опыт позитивных отношений, заботы и помощи. В чистом виде образовательный процесс воспитательного типа в ОДОД также отсутствует, он выступает в содружестве с образовательным процессом общеразвивающего типа.

Приоритетом образовательного процесса общеразвивающего типа становятся задачи развития свойств (прежде всего сенсорного развития) и конкретных сторон личности (интеллектуальной, физической и т.д.). Мониторинг результатов здесь индивидуален, но главный результат – динамика (позитивные изменения или отсутствие регресса, т.е. стабилизация состояния) свойств и сторон каждого ребенка. Чаще всего отслеживается уровень внимания, мышления, творческих способностей, моторики, состояние здоровья и т.д. Естественно, мониторинг образовательных результатов в общеразвивающем типе трудоемкий и сложный, но он является и самой объективной и четкой системой, позволяющей отследить реальный вклад педагога в ребенка (это спорт). В ОДОД педагоги стремятся объединить два данных типа (воспитательный и общеразвивающий) в реализации своей образовательной программы.

Досуговый тип образовательного процесса предполагает основным результатом занятость, организованность свободного времени ребенка, постоянство интереса (сохранность контингента) и появление позитивных потребностей. Безусловно, в этом типе могут быть достигаться элементы обученности, ставится воспитательные, реабилитационные, коррекционные задачи, но приоритет остается за организацией свободного времени ребенка. Потому результат измеряется количественно (как много было предложено детям и как много детей этим предложениями воспользовались. Сколько постоянных посетителей) и качественно (что изменилось в отношениях, мировосприятии ребенка). Особым показателем педагогической результативности выступает степень выполнения педагогом социально – педагогических функций: работа с семьей и забота о положении ребенка в ней, забота о здоровье и материальном положении ребенка, помощь в жизненном самоопределении. Этот тип образовательного процесса в ОДОД не является ведущим. В реализации образовательной программы выделены только определенные элементы досуговой направленности.

Крайне редко в реальной практике встречается комплексный тип образовательного процесса. Его главное отличие связано со специально организованными процессами предметного обучения, воспитания и включения во взаимодействие с детьми развивающих технологий. Это процесс творческого, поискового характера – поскольку иначе не возможно развитие и он охватывает разные сферы жизнедеятельности человека (функциональная комплексность). Особой характеристикой этого процесса является прогнозирование образовательного результата в трех равноправных и равноценных компонентах – в области предметного обучения, общей культуры личности и уровня развития ее каких – то сторон.

При создании системы анализа образовательной деятельности в ОДОД общеобразовательного учреждения следует учитывать типы образовательного процесса, сроки реализации образовательной программы, состав педагогов дополнительного образования.

Цели, задачи и проблемы мониторинга

Результат образовательной деятельности необходимо рассматривать с точки зрения решения образовательных задач: обучающих, воспитатель-ных, развивающих. Информацию о текущем состоянии образовательного процесса могут представить регулярно проводимые диагностические исследования. Этот процесс является практически непрерывным в течение всего периода обучения, а это уже – образовательный мониторинг.

Диагностика динамики изменений обучающихся при освоении образовательной программы осуществляется педагогом в процессе включенного педагогического наблюдения (анализа деятельности обучающихся, результатов этой деятельности), бесед с детьми, их родителями и использованием других методов диагностики: анкетирования, тестирования, внешней экспертной оценки и др.

Цель педагогической диагностики – выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса.

Основная задача диагностирования уровня обученности детей – оценка реального объема и качества знаний, умений и навыков. В реализации данного диагностирования педагоги используют: карту самооценки обучающимся и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося, карту умений и навыков обучающихся творческого объединения, карту самооценки обучающихся творческого объединения и др.

Основная задача диагностирования уровня воспитанности детей – оценка развития системы отношений ребенка с самим собой и окружающим миром в рамках осваиваемого вида деятельности, проанализировать которую дает возможность карта интересов по направленностям дополнительного образования.

Основная задача диагностирования уровня развития детей – оценка влияния занятости выбранным видам деятельности на их личностное развитие. Методики «Образовательные потребности», методика «Ценностные ориентации», Информационная карта результатов участия детей в мероприятиях различного уровня оказывают практическую помощь педагогу проанализировать уровень развития детей. Карта оценки результативности реализации образовательной программы – применение методики в долгосрочном периоде времени позволит педагогу и родителям увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и детского коллектива в целом. Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.

Для определения тенденций в приращении знаний, умений и навыков, нравственных ценностей, качеств характера у обучающихся необходимо фиксировать результаты педагогического наблюдения, других диагностических процедур (результаты анкетирования, тестирования, практических заданий, бесед и пр.).

Для объективного определения тенденций развития необходимо иметь диагностические материалы не менее 30% обучающихся. Для фиксации результатов диагностики предлагаются некоторые подходы к проведению педагогической оценки результатов деятельности.

Диагностическая деятельность педагога включает:

1) определение цели и задач диагностики;

2) определение показателей и критериев, составляющих исследование;

3) определение временных промежутков мониторинга;

4) выделение количественного состава исследуемых групп обучающихся;

5) подбор (разработка, адаптация) методик для решения задач диагностики;

6) сбор информации с помощью диагностических методик;

7) количественная и качественная обработка полученных результатов;

8) интерпретация полученных результатов, то есть выработка и формиро-вание педагогического диагноза как заключения о состоянии диагно-стируемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние;

9) разработка и формулировка педагогического прогноза развития объекта (явления);

10) разработка коррекционных мер в форме определенного плана педагогических (а также психологических, социальных) воздействий на объект (явление) для проведения его в желательное состояние (с точки зрения цели и задач педагогического процесса).

Мониторинг, ориентированный на обучающегося, позволяет в дина-мике выявить его достижения, что является важным для родителей и самого ребенка, который получает информацию о своих достижениях по конкретному направлению деятельности.

Собеседования с педагогами дополнительного образования показали, что наиболее серьезные затруднения они испытывают при определении показателей результативности образовательного процесса творческого объединения. Система показателей является основой для разработки элементов мониторинга. Неточное определение показателей снижает эффективность использования его результатов.

Современные условия предполагают не только достижения нового ка-чества образования, но и активизацию внутренних резервов учреждения, которые невозможно выявить традиционными формальными способами контроля за ходом и результатами учебно-воспитательного процесса. Выявление ресурсов, обеспечивающих дальнейшее развитие ОДОД, невозможно без грамотной организации исследовательской работы внутри учреждения, составной частью которой является проведение и мониторинговых исследований.

Условия эффективного использования мониторинга:

· осознание администрацией ОДОД и педагогическим коллективом необходимости саморазвития;

· наличие в ОДОД педагогов, имеющих соответствующую квалифика-цию (при необходимости обучение и приглашение специалистов),

· комплектация банка мониторинговых методик и адаптация их с учетом особенностей и возможностей ОДОД, использование только тех из них, которые приносят реальную пользу;

· соблюдение поочередной реализации всех этапов разработки систе-мы, организации и проведения мониторинговых исследований;

· востребованность результатов мониторинга и использование их в дальнейшей деятельности, направленной на развитие ОДОД.

При общем позитивном настрое к организации мониторинговых исследований выделяются следующие трудности:

а) Трудности, связанные с мотивацией педагогов

- опасение продемонстрировать худший результат,

- уверенность педагога в своей непогрешимости,

- непонимание значимости (цели, результатов) мониторинговых исследований,

- отсутствие достойного материального вознаграждения по результатам мониторинга,

- отсутствие необходимых знаний для осуществления мониторинговых исследований.

б) Трудности, связанные с проведением мониторинга

- отсутствие материально-технической базы (программы для персонального компьютера),

- недостаток времени,

- отсутствие специалистов,

- значительные трудозатраты,

- необходимость соблюдения систематичности,

- большой объем данных для обработки.

в) Трудности, связанные с получением достоверных данных

- незаинтересованность педагога в достоверных данных,

- выбор методики, соответствующей поставленной цели,

- субъективная оценка,

- неиспользование инструкций по проведению мониторинговых исследований.

г) Трудности, связанные с обработкой, систематизацией, хранением полученной информации

- сложная система статистической обработки,

- большой объем статистических данных.

Эти трудности могут быть преодолены с помощью простых способов: пропаганда важности и значимости мониторинговых исследований, обучение педагогов методикам мониторинга, разработка и внедрение соответствующего программного обеспечения, корректное использование результатов мониторинга.

Анкетирование обучающих и педагогов ОДОД

Мониторинг – это система организации, сбора, хранения, анализа и распространения информации о деятельности образовательного учреждения, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием образовательного и прогнозирование его развития. Образовательный мониторинг в большей степени отражает результативность процессов обучения и воспитания, а педагогический может систематизировать информацию о результативности педагогической деятельности. ОДОД в нашей школе работает первый год. Поэтому возникла необходимость формирования системы диагностики качества образовательного процесса в ОДОД, разработки практических рекомендаций педагогам по проектированию форм контроля (первичная диагностика, текущий, постоянный и итоговый контроль, мониторинг).

Основываясь на материалах целевых курсов ГЦРДО «Мониторинг образовательного процесса в системе дополнительного образования детей», администрацией ОДОД разработан график проведения анкетирования обучающихся творческих объединений на 2010-2011 учебный год как часть будущей системы образовательного мониторинга. Для диагностики результатов освоения обучающимися образовательной программы будут использованы: Карта самооценки и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося, Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня, Карта умений и навыков обучающихся творческого объединения, Карта оценки результативности реализации образовательной программы и другие. Материалы Дворца творчества детей и молодежи Колпинского района по теме «Формы и методы контроля реализации образовательных программ» помогут разработать практические рекомендации педагогам различного уровня подготовленности.

С декабря по февраль текущего учебного года проведено анкетирование творческих объединений по методике «Образовательные потребности»: «Театр + английский» (педагог Чернышева Т.А.), «Компьютер и творчество» (педагог Фаринова Г.В.), «Путешествие в страну братьев Гримм» (педагог Чудиновская Н.П.), по методике «Карта интересов» - Бисероплетение (педагог Порошина С.Г.), «Черлидинг» (педагог Анфимова Ю.Л.). Цель анкетирования: - выяснить цели по-сещения обучающимися занятий в творческих коллективах; - определить спектр интересов обучающихся и их соответствие направленности занятий в ОДОД. Анкетирование прошло организованно, но много времени уходит на обработку материалов анкетирования.

В анкетировании по методике «Образовательные потребности» приняли участие 12 обучающихся творческого объединения «Театр + английский» (12-16 лет), педагог Чернышева Т.А.

Рейтинг образовательных потребностей обучающихся творческого объединения «Театр + английский»:

Варианты ответов

Выбор

Место

Рей-тинг

познавательные потребности

- узнать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень

83%

2

2

- научиться какой-либо конкретной деятельности

50%

5

- научиться самостоятельно приобретать новые знания

33%

7

потребности коррекции и компенсации

- с пользой провести свободное время

58%

4

3

- исправить свои недостатки

33%

7

- преодолеть трудности в учебе

33%

7

коммуникативные потребности

- найти новых друзей и общаться с ними

33%

7

3

- заниматься с интересным педагогом

58%

4

потребности эмоционального комфорта

- хочу, чтобы здесь меня понимали и ценили как личность

25%

8

4

- хочу заниматься в эмоционально-комфортной обстановке

42%

6

потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации

- увидеть и продемонстрировать результаты своего творчества

67%

3

1

- развить свои творческие способности

92%

1

профориентационные потребности

- получить знания и умения, которые помогут в приобретении будущей профессии

33%

7

5

Потребности

2010-2011

2011-2012

Познавательные потребности

55%


Потребности коррекции и компенсации

41%


Коммуникативные потребности

46%


Потребности эмоционального комфорта

34%


Потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации

80%


Профориентационные потребности

33%


диа1.jpg

На первое место обучающие поставили потребности творческого развития, самореализации и самоактуализации (развивать свои творческие способности – 92%), на второе место – познавательные потребности (узнавать новое и интересное, повысить свой общекультурный уровень – 83%), на третье место – потребности коррекции и компенсации (с пользой провести свободное время – 58%) и коммуникативные потребности (заниматься с интересным педагогом – 58%). Данные результаты ориентируют педагога на развитие творчества обучающихся, их самореализации и самоактуализации. На последнем месте – профориентационные потребности, а это обучающиеся 7-9 классов. Эти данные необходимо учитывать при организации профориентационной работы в основной школе. Более 50% обучающихся готовы заниматься с интересным педагогом, что говорит о хорошем уровне работы Чернышевой Т.А., ее творчестве, умении работать с подростками. Образовательные потребности обучающихся меняются с возрастом, поэтому анкетирование по данной методике запланировано провести в сентябре 2011 года (те объединения, которые участвовали, и новые коллективы).

В анкетировании по методике «Карта интересов» творческого объединения «Бисероплетение» приняли участие 12 ребят (8-11 лет) педагог Порошина С.Г.

Рейтинг спектра интересов творческого объединения:

Направления деятельности

Спектр интересов

Рейтинг

(нравится, очень нравится)

Мне очень не нравится

Мне не нравится

Я сомне-ваюсь, не знаю

Мне нравится

Мне очень нравится

Художественно-эстетическая

5.5%

5.5%

-

30.6%

58.4%

89%

2

Техническая

11.1%

13.9%

36.1%

22.2%

16.7%

38.9%

7

Физкультурно-спортивная

2.7%

11.1%

2.7%

16.7%

66.8%

83.5%

4

Туристско-краеведческая

-

5.5%

11.1%

19.5%

63.9%

83.4%

4

Эколого-биологическая

2.7%

-

5.5%

30.7%

61.1%

91.8%

1

Культурологическая

-

2.7%

8.3%

36.1%

52.9%

89%

2

Социально-педагогическая

-

5.5%

8.3%

30.7%

55.5%

86.2%

3

Естественно - научная

5.5%

-

22.2%

13.9%

58.4%

71.9%

5

Военно-патриотическая

5.5%

8.3%

22.2%

11.1%

52.8%

63.8%

6

спектра бисероплет.jpg На первое место обучающиеся поставили эколого-биологическую направленность, на второе – художественно-эстетическую и культурологическую, на третье – социально-педагогическую, на четвертое – физкультурно-спортивную. Полностью выпадает техническая направленность (7место), это объясняется отсутствием в школе учебного курса технологии, научно-технических творческих детских объединений в ОДОД. Учитывая, что художественно-эстетическая направленность поставлена обучающимися на второе место, педагогу необходимо найти творческий подход к каждому обучающемуся, вовлечь их в активную деятельность, чтобы сохранить контингент не только до конца учебного года, но и на второй год обучения. Повторное анкетирование данной группы также запланировано провести в сентябре-октябре 2011 года.

В анкетировании по методике «Карта интересов» творческого объединения «Черлидинг» приняли участие 8 обучающихся (12-15 лет) педагог Анфимова Ю.Л.

Направления деятельности

Спектр интересов

Рейтинг

(нравится, очень нравится)

Мне очень не нравится

Мне не нравится

Я сомне-ваюсь, не знаю

Мне нравится

Мне очень нравится

Художественно-эстетическая

-

8.3%

25%

29.2%

37.5%

71.2%

1

Техническая

-

20.8%

37.5%

25%

16.7%

41.7%

6

Физкультурно-спортивная

4.2%

4.2%

25%

50%

16.6%

66.6%

4

Туристско-краеведческая

-

16.7%

12.5%

50%

20.8%

70.8%

3

Эколого-биологическая

8.3%

8.3%

12.5%

41.7%

29.2%

70.9%

2

Культурологическая

8.3%

8.3%

20.8%

41.7%

20.8%

62.5%

5

Социально-педагогическая

4.2%

8.3%

16.7%

41.7%

29.2%

70.9%

2

Естественно - научная

4.2%

20.8%

37.5%

16.7%

16.7%

33.4%

7

Военно-патриотическая

29.2%

37.5%

29.2%

-

4.1%

4.1%

8

рейтинг спектра.jpg

На первое место обучающиеся поставили художественно-эстетическую направленность, на второе – эколого-биологическую и социально-педагогическую, только на четвертое – физкультурно-спортивную. Следовательно, педагогу нужно приложить максимум усилий, чтобы сохранить контингент объединения. Серьезно стоит вопрос с военно-патриотической направленностью, учитывая, что школа имеет Музей истории школы имени Героя Советского Союза В.Ф. Воронова, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в здании школы был расположен госпиталь. Поэтому этот вопрос необходимо обсудить с воспитательной службой школы, разработать план мероприятий в развитии данного направления деятельности (тем более, что это мнение обучающихся 6-9 классов).

В данной работе представлены результаты анкетирования 3-х творческих объединений, но обработаны материалы анкетирования всех групп. С педагогами результаты анкетирования обсуждены, разработаны направления деятельности с каждым коллективом.

В целях развития системы диагностики качества образовательного процесса ОДОД проведено методическое объединение педагогов дополнительного образования «Выявление, фиксация и предъявление результатов образовательного процесса детских творческих объединений», на котором обсуждены вопросы различных видов контроля, его необходимости, системы контроля в объединении, ОДОД с использованием материалов целевых курсов. Запланированы элективные курсы по данной проблеме для педагогов ОДОД на 2011-2012 учебный год на базе Правобережного ДДТ.

В целях развития педагогического мониторинга проведено анкетирование педагогов дополнительного образования, материалы которого обработаны. Для изучения доминирующей мотивации деятельности педагога в системе дополнительного образования проведено анкетирование по методикам профессиональных и трудовых ценностей. Из 25 педагогов ОДОД в анкетировании приняли участие 22 педагога (Приложения № 5, 6).

Анализ анкетирования «Профессиональные ценности» дал следующие показатели:


Мес-то

Показатели по профессиональным ценностям (%)

Общая культура

Проф. компе-тентность

Псих.- пед. ком-тентность

Обще-ние в проф. сфере

Творче-ство

Лич-ность обучаю-щегося

Позит. «Я – концеп-ция

1 место

1

13.6%

36.3%

18.1%

-

-

27.3%

-

2-3 места

2

41 %

41 %

36.3%

9%

18.2%

45.5%

9%

4-5 места

3

22.7%

13.6%

32 %

32%

36.3%

22.7%

41 %

6-7 места

4

22.7%

9.1%

13.6%

59%

45.5%

4.5%

50%

Рейтинг показателей профессиональных ценностей среди педагогов ОДОД

педагоги.jpg


 На первое место педагоги поставили личность обучающегося (ребенок как ценность) – 27.3%, профессиональную компетентность – 36.3%, психолого-педагогическую компетентность – 18.1%; на второе-третье места – личность обучающегося – 45.5%, профессиональную компетентность – 41%, общую культуру – 41%, психолого-педагогическую компетентность – 36.3%. Эти показатели положительно оценивают педагогический коллектив ОДОД в отношении к обучающемуся и профессиональной компетентности. На последних местах оказались: общение в профессиональной сфере – 59%, позитивная «Я – концепция» - 50%. Эту проблему необходимо проанализировать с психологом в рамках общения в профессиональной сфере и позитивной «Я – концепции», имеется ли необходимость в рассмотрении данного вопроса на методическом объединении педагогов дополнительного образования. Что же касается первых позиций (личность обучающегося, профессиональная компетентность), то следует отметить положительную реакцию педагогов на прохождение элективных курсов по теме «Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в отделениях дополнительного образования, которые 18 педагогов (из 25-ти) прошли на базе Правобережного ДДТ (методист Тимофеева Л.Н.) в ноябре 2011 года.

Результаты анкетирования «Трудовые ценности»:


Мес-то

Показатели по типам ценностей (человек - %)

Творчество, самостоя-тельность

Прагматичес-кие установки

Комфортные условия работы

Коммуника-тивные по-требности

Исполни-тельские установки

1-15 места

1

36.4%

4.5%

-

45.5%

-

15-22 места

2

36.4%

13.6%

45.5%

31.8%

18.2%

23-30 места

3

22.7%

27.4%

22.7%

13.6%

50%

31-40 места

4

4.5%

54.5%

31.8%

9.1%

31.8%

Рейтинг показателей

трудовых ценностей среди педагогов ОДОД

трудовые ценности.jpg



Основная часть педагогов коммуникативные потребности (77.3%), творчество и самостоятельность (72.8%) ставят на первые-вторые места, прагматические (81.9%) и исполнительские установки (81.8%) – на третье-четвертое места, только один педагог прагматические установки поставил на первое место. Данные показатели подтверждают, что педагогический коллектив старается работать творчески, у педагогов есть стремление повышать свой профессиональный уровень и качественно решать образовательные проблемы. Это дает возможность планировать работу в рамках реализации Программы развития ОДОД на 2011-2015 годы.

Для определения различных аспектов предметной и психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования, определения качества профессиональной компетентности использованы: Карта самооценки и экспертной оценки компетентности педагога дополнительного образования, Карта самооценки и экспертной оценки «Общение в профессиональной сфере», обработка которых будет проведены в соответствии с предложенными методиками. Запланировано проведение диагностики «Уровень управленческой компетенции педагога дополнительного образования» по методике к.п.н. С. Митина, «Уровень удовлетворенности педагога условиями деятельности» по методике к.п.н. А.А. Андреева и Е.Н. Степанова, «Уровень профессиональной позиции педагога как воспитателя» по методике А.И. Григорьевой и др.

Заключение

Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточ-но, чтобы педагог просто выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль. Необходима позиция педагога, потому что только позиция представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей.

Педагогическая позиция, по словам В.И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции он всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить по крайней мере две субпозиции: учителя и воспитателя. Позиции воспитателя педагог рассматривает с условиями развития ребенка как личности, тогда как с позиции учителя педагог встречается с ребенком главным образом как субъектом учебной деятельности. Личностно - профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Мониторинговые исследования показывают, что наиболее тесно переплетена деятельность учителя и деятельность воспитателя в дополнительном образовании.

В связи с возрастающей значимостью в оценке общего уровня образованности школьника результат дополнительного образования постоянно нуждается не только в качественной оценке, но и количественном выражении. Инструментом обеспечения объективного анализа и самоанализа достижения образовательного результата может служить пакет диагностических методик. Этот пакет является необходимой составляющей методического обеспечения образовательной программы. Самостоятельное проектирование такого пакета обусловлено отсутствием стандартов дополнительного образования, что в свою очередь, определяется большой вариативностью содержания программ и требованиям к уровню их усвоения. Общая универсальная форма предъявления результатов контроля обучения необходима, прежде всего, для обеспечения прозрачности контроля на уровне ОДОД, детского коллектива и отдельного обучающегося. Но введение единой формы контроля для сопоставления результатов обучения в отдельных коллективах остается проблематичной, поэтому результаты мониторинговых исследований, обобщенные на уровне ОДОД, позволят выявить результативность работы образовательной системы структурного подразделения школы, определить ресурсы ее развития, принимать наиболее продуктивные управленческие решения.




Список использованных источников

1. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя», М.: Просвещение, 2010

2. Евланова Е.Б. «Дополнительное образование: проблемы взаимосвязи», Внешкольник, 2000, № 3

3. «Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта», автор-сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: учитель, 2009

4. «Методическая служба – петербургской школе: Сборник научных статей, сост. Л.М. Ванюшкина, Э.В. Ванина, Н.Н. Михайлова, СПбАППО, 2006

5. Материалы (лекции, презентации) целевых курсов ГЦРДО «Мониторинг образовательного процесса в системе дополнительного образования детей», 2010-2011 учебный год

6. «Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий», автор-сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Ко-ролева, Волгоград, Учитель, 2009


Поделиться: