Поиск по сайту

Переход на новые образовательные стандарты


Авторcтво: Спасская Елена Борисовна, к.п.н., заместитель председателя комитета по общему и профессиональному образованию Ленинградской области


Приоритетным направлением модернизации системы общего образования Ленинградской области является введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (далее – ФГОС).

Реализация федеральных государственных стандартов осуществляется поэтапно в соответствии с задачами и планом действий по переходу на ФГОС основного образования в Ленинградской области.

Основными направлениями деятельности по переходу на новые образовательные стандарты являются:

совершенствование организационно-управленческих механизмов обеспечения готовности общеобразовательных учреждениях области к переходу и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО:

- проведение мониторинга реализации ФГОС НОО и готовности к введению ФГОС ООО;

- формирование нормативной правовой и инструктивно-методической документации, обеспечивающей управление введением и реализацией ФГОС на всех уровнях системы образования;

- поэтапное оснащение школ современными материально-техническими и информационными ресурсами для работы в условиях ФГОС;

- обеспечение информационного сопровождения введения ФГОС;

- обеспечение организации внеурочной деятельности обучающихся через внедрение моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями других ведомств и организаций, осуществляющими образовательные услуги.

модернизация методического сопровождения введения ФГОС ОО:

- разработка моделей муниципальных методических служб сопровождения ФГОС;

- обеспечение научно-методического и информационно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС посредством развития сети инновационных образовательных учреждений;

- организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений с использованием ресурсов виртуального Интернет-пространства.

повышение квалификации и профессиональной подготовки учителей по ФГОС.

С целью осуществления задач и выполнения плана графика-введения ФГОС ОО, проводится планомерная комплексная работа:

1. Сформирована нормативная правовая база, разработаны инструктивно-методические документы, обеспечивающие управление введением ФГОС на всех уровнях системы образования области.

В результате чего:

сформулированы требования к организации учебного процесса и моделированию внеурочной деятельности с учетом интеграции общего и дополнительного образования.

в районах для организации внеурочной деятельности привлекаются ресурсы других ведомств и организаций (учреждений культуры и спорта, дополнительного образования детей). Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществлена интеграция с системой дополнительного образования составляет 86,48 %.

обеспечено финансирование ведения внеурочной деятельности, включенной в основную образовательную программу начального общего образования общеобразовательного учреждения в пределах 9,5 часов еженедельной нагрузки на 12 месяцев. На 2011 год данный коэффициент установлен в размере 1,567, на 2012 год- 1,64;

2. На региональном, муниципальном и школьном уровнях функционируют структуры, координирующие внедрение стандартов (региональный Координационный совет, муниципальные советы, ответственные за направление специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, школьные советы или творческие группы);

3. Обеспечена оценка эффективности управления процессом введения и реализации ФГОС в территориях Ленинградской области:

ежеквартально проводится мониторинг введения ФГОС, тематические исследования по отдельным вопросам реализации стандартов (формирование муниципальных заданий, использование технологий работы с родителями, разработка моделей внеурочной деятельности);

проведены собеседование с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и экспертиза отчетных материалов инновационных площадок по ФГОС;

4. Систематически и планомерно проводятся организационные мероприятия по координации введения ФГОС:

ежеквартальные заседания Координационного совета, совещания с руководителями и специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, видеоконференции,

вопросы содержания и организации введения образовательных стандартов обсуждались на заседании Законодательного собрания Ленинградской области (апрель 2011г.), на 5-ти Окружных совещаниях, на заседаниях Совета 5-ти образовательных округов и Совета развития образования.

5. Сформирована и развивается сеть инновационных учреждений, обеспечивающих переход всех школ области к новому содержанию общего образования:

Сеть инновационных учреждений, обеспечивающих переход всех школ области к новому содержанию общего образования

диаграм1.jpg


88 общеобразовательных учреждений – инновационных (пилотных) площадок по введению ФГОС НОО,

20 школ (экспериментальных площадок) из 8 муниципальных районов области, внедряющих с 2011-2012 уч. г. в экспериментальном режиме ФГОС ООО,

3 ресурсных центра по введению ФГОС в 3 образовательных округах области (Восточный, Волховский, Северо-Западный),

2 базовые школы (Ломоносовский и Волховский муниципальные районы),

3 школы-лаборатории ЛОИРО (Всеволожский, Лодейнопольский, Гатчинский муниципальные районы),

41 школа, апробирующая модели проведения процедур оценки качества начального образования (распоряжение комитета общего и профессионального образования от 13.10.2011 № 2150-р).

Таким образом, в системе образования Ленинградской области

Образовательный стандарт начального общего образования осваивают 4 944 второклассников из 88 муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области.

Количество общеобразовательных учреждений,

реализующих ФГОС НОО с 2010 года

диаграм2.jpg

В общей сложности, с 2011/2012 учебного года в 362 муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области (88 – 2-е классы, 274 – 1-е классы) введен ФГОС начального общего образования, по которому обучаются 19 098 учащихся начальной школы.

В соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 309-ФЗ образовательные стандарты начального образования вводятся в 10 государственных специальных образовательных учреждениях Ленинградской области (154 учащихся):

в 7 специальных (коррекционных) школах по ФГОС учится 74 обучающихся;

в 2 психолого-педагогических и медико-социальных центрах учится по ФГОС 51 обучающийся;

в 1 санаторной школе – 29 обучающихся.

100% общеобразовательных учреждений (от общего числа образовательных учреждений, имеющих первые классы) разработали основные образовательные программыначального общего образования.

Количество обучающихся по новым образовательным стандартам начального общего образования в 2011-2012 учебном году



диаграм3.jpg


В целях подготовки перехода системы образования области к введению ФГОС основной школы в 20 общеобразовательных учреждениях из 8 муниципальных образований Ленинградской области в экспериментальном режиме введен образовательный стандарт основного общего образования (распоряжение комитета общего и профессионального образования от 30 сентября 2011 года № 1725-р «Об организации инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области»).

Количество общеобразовательных учреждений,

участвующих в эксперименте по введению ФГОС ООО с 2011 года



диаграм4.jpg


Советом развития образования Ленинградской области утверждена программа регионального эксперимента, организована методическая работа с директорами и коллективами образовательных учреждений.

В настоящее время образовательные учреждения разработали основную образовательную программу и подготовили необходимый пакет нормативных документов, обеспечивающий переход на новый образовательный стандарт основной школы.

В соответствии с программой регионального эксперимента сформирована модель и в октябре 2011 года проведен мониторинг готовности муниципальных общеобразовательных учреждений к введению ФГОС ООО. Оценка уровня готовности осуществляется в соответствии со следующими критериями:

· соответствие нормативной базы образовательного учреждения требованиям ФГОС НОО;

· соответствие финансового обеспечения образовательного учреждения требованиям введения ФГОС;

· соответствие организационного и методического обеспечения требованиям введения ФГОС;

· соответствие информационного обеспечения требованиям введения ФГОС;

· соответствие материально-технического обеспечения требованиям введения ФГОС;

· соответствие кадровых ресурсов требованиям введения ФГОС.

На основе проведенного анализа начального уровня готовности школ к переходу на образовательный стандарт ООО разработаны планы введения ФГОС ООО, которые реализуются учреждениями.

Для координации деятельности образовательных учреждений, участвующих в эксперименте:

запланированы и проводятся тематические семинары-совещания,

неоднократно вопросы организации эксперимента заслушивались на заседаниях Координационного совета по введения ФГОС ОО,

осуществляется дистанционная поддержка участников эксперимента через интернет-сайт «Всероссийский Интернет-педсовет», где размещаются методические и нормативно-правовые материалы.

Также разработаны программы повышения квалификации, по которым в ЛОИРО и в ЛГУ им. А.С.Пушкина ведется курсовая подготовка управленческих и педагогических кадров образовательных учреждений, участвующих в эксперименте.

Важным аспектом деятельности по переходу на новые образовательные стандарты является совершенствование методического сопровождения введения ФГОС .

Для решения данной задачи:

1) В 2011 года в аспекте реализации ДЦП «Приоритетные направления развития системы образования Ленинградской области 2011-2015 года» совместно с Учреждением РАО «Институт педагогического образования» (распоряжение комитета общего и профессионального образования от 21.12.2011 № 2760-р) разработаны 2 модели методических служб сопровождения ФГОС для Всеволожского муниципального района и Сосновоборского городского округа.

Из регионального бюджета выделены средства в сумме 220000 рублей. В перспективе в 2012 и 2013 годах будут разработаны 3 модели методических служб сопровождения и сегодня комитетом образования организована работа в этом направлении.

2) В 3 квартале 2011 года проведена экспертиза продуктов инновационной деятельности общеобразовательных школ – площадок по введению ФГОС, положительный опыт рекомендован к размещению в областной банк опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям:

разработка нормативной правовой базы общеобразовательного учреждения;

организация образовательного процесса (разработка учебных программ и учебных материалов для учащихся начальной ступени образования в соответствии с ФГОС, в том числе с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей регионов, а также с учетом разнообразных УМК);

моделирование внеурочной деятельности, включая модель «школа - полного дня»;

совершенствование способов работы с педагогическими кадрами;

технологии работы с родителями;

обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО;

организация обучения детей с ОВЗ, в том числе введение нового содержания НОО в учреждения специального (коррекционного) образования.

диаграм5.jpg

На основании сформированного опыт инновационной деятельности ЛОИРО подготовлены 6 методических пособий:

Г.Е. Гун «Планирование и разработка программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» в рамках введения ФГОС».

А.В. Мартынова «Организация и проведение оценки сформированности универсальных учебных действий».

В.В. Кучурин, Ф.Н. Козырев, Н.В. Фирсова «Духовно-нравственное и религиозное образование в контексте новых образовательных стандартов».

Т.В. Рогозина «Изменение в домашней учебной работе школьников в условиях перехода на ФГОС нового поколения».

И.Л. Паршукова, И.В. Васютенкова, С.Т. Терентьева, Л. Н. Вандышева, Т.О. Горская «Современный урок в начальной школе: методика и практика проектирования из опыта работы образовательных учреждений Ленинградской области».

Н.Н. Жуковицкая «Дополнительное образование как компонент школьной воспитательной системы учебно-методическое пособие для тех, кто осваивает образовательные стандарты нового поколения».

3) Обеспечено информационное сопровождение введения ФГОС:

издается периодический сборник «Вестник ЛОИРО»,

на портале ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» (далее - ГОУ ДПО ЛОИРО) действует рубрика «образовательный стандарт»,

работает тематический блог научно-исследовательского центра ГОУ ДПО ЛОИРО на образовательном портале «Всероссийский Интернет-педсовет» http://pedsovet.org,

обеспечен дистанционный консалтинг инновационных площадок по введению ФГОС в территориях Ленинградской области,

формируется электронная библиотека информационных ресурсов, пополняется методическими разработками областная электронная базы данных.

Проводится информирование общественности по вопросам реализации ФГОС начального общего образования:

информация находится в открытом доступе на школьных стендах и сайтах общеобразовательных учреждений (основная образовательная программы начального общего образования, методические разработки учителей, рекомендации для родителей и пр.).

4) Организована экспериментальная работа в аспекте введения ФГОС:

- 27 общеобразовательных учреждений 780 учащихся включены в апробацию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Для организации образовательного процесса за счет средств областного бюджета для всех школьников приобретены необходимые учебно-методические комплекты.

- Обновлен состав комплекта региональных пособий «Бабочка над заливом».

В текущем учебном году 15 000 первоклассников Ленинградской области в качестве подарка получили от Губернатора и Правительства Ленинградской области данный комплект и буквари с прописями на сумму 6 млн.100 тысяч рублей. Подарок первоклассникам стал важной составляющей обеспечения реализации новых образовательных стандартов в Ленинградской области.

- В 41 общеобразовательном учреждении из 18 муниципальных районов Ленинградской области совместно с учреждением РАО «Институт стратегических исследований в образовании» (на основании проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества НОО в соответствии с ФГОС», государственный контракт № 03.Р20.110034 от 19 августа 2011 г. «Организация и проведение экспериментальной части апробации модели оценки качества образования в начальной школе в соответствии с ФГОС») ведется апробация моделей проведения процедур оценки качества начального образования.

В октябре 2011 года проведено тестирование обучающихся 5-х классов по математике, русскому языку, окружающему миру и 6-х классах - по метапредметным умениям. В рамках апробации модели качества начального образования по результатам тестирования индивидуальных достижений обучающихся Ленинградская область вошла в пятерку регионов (из 16 регионов, участвующих в апробации), показавших повышенный уровень освоения учебного материала.

По итогам апробации планируется:

- подготовить информационный ресурс;

- разработать план мероприятий по подготовке специалистов для проведения оценки качества начального образования.

Для осуществления поддержки деятельности органов местного самоуправления по введению ФГОС предоставлялись субсидии в общей сумме 55 984,9 из средств регионального бюджета:

№ п/п

Переход на новые образовательные стандарты

План на 2011 год (тыс. руб.) Всего

Факт (профинансировано) (тыс. руб.)



Региональный бюджет

Бюджет муниципальных образований

% выполнения



1

Обновление библиотечных фондов

4 062,4

150,00

3 912,40

100,0%


2

Внеурочная занятость

2 679,6

-

2 679,60

100,0%


3

Повышение квалификации педагогов для реализации ФГОС

26 913,0

25 735,92

1 177,08

100,0%


4

Повышение квалификации управленческих кадров для реализации ФГОС

4 021,5

3 845,60

175,88

100,0%


5

Организация и проведение ЕГЭ в 11 кл.

9 371,7

7 960,00

1 411,63

100,0%


6

Организация и проведение ГИА в новой форме в 9 кл.

1 451,8

840,00

611,72

100,0%


7

Введение ФГОС начального общего образования во всех образовательных учреждениях Ленинградской области

696,3

696,24

-

100,0%


8

Введение ФГОС начального общего образования во всех образовательных учреждениях Ленинградской области для 1 класса

6 478,6

-

6 478,60

100,0%


9

Формирование механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений, привлечения потребителей, общественных институтов, объединений педагогов к процедурам оценки качества общего образования

90,0

-

90,00

100,0%


10

Экспериментальная отработка моделей муниципальных методических служб сопровождения государственного образовательного стандарта

220,0

220,00

-

100,0%


ИТОГО:

55 984,9

39 447,76

16 536,91

100,0%


Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Ленинградской области,

тысячи рублей

№ п/п

Мероприятия

Объемы финансирования

Всего

В том числе

Федеральный бюджет (субсидия)

Бюджет субъекта Российской Федерации

Всего

Региональный бюджет

Местные бюджеты

Внебюджетные источники

1

Приобретение оборудования, в том числе

219 533,7

175 683,7

43 850,0

18 400,0

20 590,0

4 860,0

1.1

Учебно-лабораторное оборудование

57 260,0

36 200,0

21 060,0

5 400,0

10 800,0

4 860,0

1.2

Учебно-производственное оборудование

38 440,0

36 440,0

2 000,0

600,0

1 400,0

-

1.3

Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений

40 490,7

36 590,7

3 900,0

-

3 900,0

-

1.4.

Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений

11 995,4

11 995,4

-

-

-

-

1.5.

Компьютерное оборудование

12 900,0

3 600,0

9 300,0

8 710,0

590,0

-

1.6.

Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся

27 390,0

20 000,0

7 390,0

3 490,0

3 900,0

-

1.7.

Оборудование для школьных столовых

28 200,0

28 000,0

200,0

200,0

-

-

1.8.

оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

2 857,6

2 857,6

-

-

-

-

2

Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся

61 000,0

-

61 000,0

11 000,0

-

50 000,0

3

Пополнение фондов школьных библиотек

73 404,3

73 404,3

-

-

-

-

4

Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)

86 944,6

71 248,0

15 696,6

15 696,6

-

-

5

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей

30 000,0

10 000,0

20 000,0

20 000,0

-

-

6

Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:

19 957,4

1 800,0

18 157,4

16 506,7

1 650,7

-

6.1.

Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика

18 157,4

-

18 157,4

16 506,7

1 650,7

-

6.2.

Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов

1 800,0

1 800,0

-

-

-

-

7.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования

77 090,0

77 090,0

-

-

-

-

8.

Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений

19 862,0

19 862,0

-

-

-

-


Итого

587 792,0

429 088,0

158 704,0

81 603,3

22 240,7

54 860,0

Положительный опыт Ленинградской области в части введения ФГОС позволил участвовать в ряде Всероссийских мероприятий:

· с целью популяризации идей модернизации общего образования, стратегических направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе новых образовательных стандартов по обращению Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации была организована видеозапись открытого урока и пресс-конференции по вопросам организации урочной и внеурочной деятельности в аспекте реализации федерального государственного стандарта начального общего образования в МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа № 5» г. Гатчина Ленинградской области. Видеозапись мероприятий размещена на образовательном портале сети Интернет;

· войти в состав Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» и в соответствии с решением вышеуказанного Координационного совета осуществлять координацию деятельности 5 субъектов РФ (Мурманской, Псковской, Ленинградской областей, Республики Карелия, г. СПб) по вопросам введения ФГОС ОО.

· провести на территории области в апреле 2011 года совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации федеральный Координационный совет по вопросу введения новых образовательных стандартов (19.04.2011) и Всероссийское совещание региональных координаторов по вопросам введения ФГОС (20-21.04.2011).

Введение ФГОС ОО в системе образования Ленинградской области позволил достичь следующих эффектов:

- Формируются организационно-управленческие механизмы обеспечения готовности общеобразовательных учреждениях области к переходу и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности);

- повысился уровень образовательного менеджмента на всех уровнях управления образованием;

- расширился спектр общественного участия в управлении образовательным учреждением (внедрены действенные механизмы удовлетворения образовательных запросов родителей на содержание и качество образования);

- модернизируется научно-методическое и информационно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов;

- совершенствуется система оценки качества образования с учетом введения ФГОС;

- обеспечивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений, в том числе с использованием интернет ресурсов, для распространения опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности.

- усилилось влияние межведомственного взаимодействие структур и ведомств, осуществляющих образовательные услуги, в реализации ФГОС.

Вместе с тем остаются проблемные вопросы:

В процессе внедрения ФГОС в основном возникали трудности организационно-внедренческого характера, которые компенсировались за счет реализации плановых мероприятий:

Например, недостаточная готовность кадров образования к реализации нового образовательного стандарта была откорректирована через модернизацию системы повышения квалификации и методической поддержки (использован потенциал сети инновационных учреждений, выстроены каскадным способом программы ПК, проведена работа со школьными командами, созданы модели ММС по сопровождению ФГОС и пр.).

Также возникали и системные проблемы:

отсутствие программно-методического обеспечения внедрения стандартов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

не отработана система оценки качества образования в соответствии с современным требованиям ФГОС, в том числе оценки индивидуальных достижений обучающихся.

В ходе реализации плана мероприятийнациональной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначена проблема качества подготовки выпускников высших учебных заведений. Сегодня образовательные программы, направленные на обучение будущих учителей в высших учебных заведениях, не соответствуют новым требованиям к содержанию образования в школах, новым требованиям к квалификации учителя. Молодые учителя нуждаются в повышении квалификации, дополнительном обучении уже на первых годах профессиональной деятельности. Необходимо обновление содержания образования в высших учебных заведениях.


Поделиться: