Поиск по сайту

Методическое сопровождение инновационной деятельности образовательного учреждения


Авторcтво: Бойцова Елена Геннадьевна, заместитель директора по методической работе ГБОУ гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга


Современная школа постоянно находится в процессе развития. Уже невозможно представить урок или внеклассное мероприятие, не включающие в себя хотя бы одну из инновационных образовательных технологий. Технология «Мел, тряпка и доска» уходит в прошлое, активно вытесняемая всевозможными новыми методами и методиками. Этот процесс диктуется требованиями образовательных стандартов второго поколения, да и самим временем. Какова же роль методической службы образовательного учреждения в сопровождении инновационной деятельности?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить направления самой инновационной деятельности. С моей точки зрения это:

· Внедрение инновационных форм работы в урочную и внеурочную деятельность;

· Развитие межпредметных связей;

· Создание инновационной модели образовательной среды учреждения;

· Поиск форм обмена инновационным опытом.

Основная цель внедрения инновационных форм работы на уроке и вне его – создание условия для формирования универсальных учебных действий, повышение мотивации к преподаванию у педагогов и обучению у учащихся. В рамках этого направления работы методическая служба образовательного учреждения выполняет следующие функции:

1. Обучение педагог использованию инновационных технологий.

2. Выбор наиболее эффективных технологий для различных видов урочной и внеурочной деятельности.

3. Корректировка структуры урока, его целей и задач с учетом использования новых технологий.

4. Мониторинг результативности использования данных технологий.

5. Составление перспективных планов работ с учетом использования инновационных форм работы.

Развитие межпредметных связей продиктовано требованиями стандартов второго поколения развивать метапредметные навыки и умения. Именно на этих уроках происходит наиболее эффективное использование времени, формируются когнитивные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, возникает понимание целостности картины мира. В качестве примера, могу привести межпредметный урок «Тригонометрические функции» (10 класс). Урок включает в себя элементы математики, физики и информатики. На этом уроке учащиеся не только учатся строить синусоиды, но и знакомятся с тем, где данный навык может быть применен, с гармоническими колебаниями и их ролью в каждодневной жизни.

Основное направление деятельности методической службы образовательного учреждения в рамках этого направления является составления методической документации к уроку, помощь в организации урока, мониторинг эффективности данного вида деятельности.

Каждое образовательное учреждение должно иметь образовательную среду, необходимую для педагогического взаимодействия всех участников образовательного процесса. В гимназии реализуется модель образовательной среды на основе средств сетевых интерактивных технологий Веб 2.0. Данная модель состоит из системы сайтов и блогов педагогов, учащихся, методических объединений, социальных служб ОУ, на базе которых происходит взаимодействие педагогов, учащихся, администрации и родителей. Использование такой модели позволяет значительно расширить рамки обычного урока за счет вынесения некоторых этапов урока (введение в тему, постановка целей и задач, деление на группы, подведение итогов, обратная связь, выполнение и проверка домашнего задания) за рамки учебного класса, в так называемый «виртуальный класс», расположенный на сайте учителя. Создание сайтов методических объединений позволяет собрать в одном месте методические материалы учителей, которые будут находится в открытом доступе для педагогов данного методического объединения. Таким образом. Сайт методического объединения выполняет функции методической копилки. Блоги классов позволяют вести летопись внеклассной жизни, а блоги учащихся являются своеобразным электронным портфолио ученика.

В рамках данного направления основные задачи методической службы следующие:

1. Организация обучения педагогов работе в среде Веб 2.0

2. Планирование и анализ экспериментальной деятельности в данном направлении.

3. Мониторинг эффективности работы.

4. Создание структуры модели, структур сайтов и блогов.

5. Разработка технологий разворачивания сетей и создание сетевой платформы коммуникации участников сетевого взаимодействия.

Активная инновационная работа требует постоянного поиска новых путей обмена опытом и повышения квалификации педагогов. Кроме традиционных семинаров, конференция и мастер классов различного уровня, необходима организация постоянной внутришкольной системы обмена опытом между педагогами. В гимназии регулярно проходят декады педагогического мастерства различной направленности (например, «Использование ИКТ на уроках», «Инновационные технологии»), декады преемственности, декады наставничества. Во время этих декад методическая служба организовывает проведение и посещение уроков заинтересованными педагогами, а также проводит итоговые педсоветы. Кроме того, организована система методических занятий по различным темам, (например, «ФГОСы второго поколения», «Здоровьесберегающие технологии», «Работа с одаренными детьми», «инновационные формы работы на классных часх», «Инновационные формы работы на уроке»). Данные занятия проводятся как силами методической службы гимназии, так и приглашенными специалистами. Большую роль в обмене опытом играет налаживание связей с социальными партнерами учреждения. Гимназией подписаны договоры о сотрудничестве с партнерскими школами в Швеции и Финляндии. В рамках данного сотрудничества предусмотрено посещение педагогами гимназии партнерских школ с целью обмена инновационным опытом. Участие педагогов образовательного учреждения в различных конкурсах также позволяет им повысить их профессиональный уровень, ознакомится с передовыми тенденциями в развитии образования, обрести деловые связи.

Еще одно направление работы методической службы не связано с направлениями инновационной деятельности, но, однако, является одним из наиболее важных для правильного функционирования образовательного учреждения. Это создание регламентирующих работу различных направлений документов, таких как программа развития, образовательные программы, различные положения, регламенты, методические рекомендации, акты инновационной деятельности. Кроме того, методическая служба учреждения готовит пакеты документов для участия в различных конкурсах, таких, например, как конкурс инновационных продуктов, конкурс на лучшее образовательное учреждения и другие.

Таким образом, инновационная деятельность должна поддерживаться и регламентироваться методической службой образовательного учреждения. При благоприятных условиях, каждое образовательное учреждение, внедряющее инновационные технологии, должно иметь помимо методической службы, научную поддержку, оказываемую научным руководителем, который определяет основные перспективы развития учреждения с учетом современных тенденция развития науки и образования.


Поделиться: