Поиск по сайту

Исследование личности школьника как функция управления образовательным учреждением


Авторcтво: Меркульева Любовь Олеговна, заместитель директора по УВР, учитель математики ГБОУ СОШ №90 Выборгского района Санкт-Петербурга


В образовании, основанном на признании человека как высшей цели, исследование личности школьника является составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Глубокое изучение личности школьника возможно только при создании исследовательской системы, в которой задействованы все участники педагогического процесса: от директора школы до учителя, психолога и самого учащегося. Системно-целостный подход к управлению исследовательской деятельностью предполагает осмысление директором ситуации, в которой находится школа и поиск оптимальных методов управления. Это может быть созданная исследовательская модель и разработка системы ее управления. Только оснастив педагогический коллектив социально-психологическими знаниями о личности школьника, современные ОУ могут выйти на высокий уровень качественного образования. На современном этапе становления новой школы актуальность представленной темы неоспорима. Для профессионального управления школой необходимо владеть знаниями об индивидуальных особенностях личности ученика. Это дает возможность осуществлять компетентный контроль над развитием и обучением учащихся и оказывать методическую помощь педагогам.

Решать данную проблему сложно, но вполне возможно в условиях массовой школы, если решать ее при взаимодействии звеньев системы управления ОУ. Совместную деятельность административного аппарата, социально-психологической службы школы, членов педагогического коллектива, школьных методических объединений по исследованию личности школьника можно представить в виде таблицы «Организационная модель структуры управления процессом исследования личности школьника» (рис 1).

Рис.1Организационная модель структуры управления процессом исследования личности школьника.jpg

Педагог вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и психологом, и социологом. Именно такая работа позволяет раскрыть подлинные возможности ученика и выстроить для него индивидуальную траекторию развития. Это разнообразит учебный процесс, сделает его более интересным, комфортным, позволит повысить эффективность обучения и удовлетворенность учителя собственным трудом.

Анализируя результативность образовательного процесса и уровень воспитанности учащихся нашей школы, сопоставляя их с возможностями учащихся, можно прийти к выводу, что уровень возможностей многих школьников не соответствует их уровню обученности, исследуя самооценочный уровень школьников. Почему это происходит? Часто педагоги не обладают достаточными знаниями о личностных качествах учащихся, акцентуациях их характера, свойствах темперамента. В основном учитываются только возрастные особенности, так как работа педагога ведется с группой учащихся одного возраста, но даже в одной возрастной группе ученики могут резко отличаться по личностным качествам.

Сравнивая их я-реальное и я-идеальное, часто наблюдаем значительный разрыв между этими понятиями. Это характерно для учащихся - «хорошистов». Обладая информацией об их личностных качествах, учитель может корректировать самооценочный уровень, обеспечивая тем самым стабильную успеваемость, уверенность в себе, самодостаточность, психологическую комфортность личности.

В личностной сфере может быть рассмотрена самооценка, уровень притязаний, социальный статус, удовлетворенность общением. Показатели могут быть представлены в баллах. Результаты исследования в отношении каждого ученика обсуждаются психологом, классным руководителем (при необходимости другими специалистами), разрабатывается программа личностного развития. Она может включать в себя создание ситуации успеха для повышения самооценки, повышение социального статуса в группе, формирование Я-компетенции. Работа ведется и с педагогами, и с родителями по установлению эффективного взаимодействия с учеником. Высокие показатели в данной области говорят об удовлетворенности общением, гармоничном развитии личности школьника и комфортном пребывании в кругу сверстников.

Рассматривая эмоциональную сферу, мы определяем направленность личности учащихся, доминирующих структуру эмоциональной сферы – деструктивную и конструктивную. Часто в структуре эмоций старшеклассников преобладали физическая агрессия, вербальная агрессия, негатив. Высокий уровень предрасположенности к агрессивным действиям является для школьников средством достижения цели и удовлетворения негативной потребности, а также способом психической разрядки. Высокий уровень негативизма свидетельствует о недоверии к взрослым. У некоторых школьников преобладает пассивность в отношении себя, окружающего мира и деятельности. Тревогу вызывают учащиеся с высоким уровнем индекса враждебности, у них преобладают обида, злость, негатив. Для разных возрастных групп характерна своя структура эмоциональной сферы.

Для 11-ых классов, по результатам диагностики, характерна следующая структура эмоциональной сферы:

Уровни

Структура

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

Агрессивная мотивация

Высокий

6,8%

37%

26%

Средний

69%

56%

41%

Низкий

25%

5%

32%

Рекомендации психолога могут включать в себя переориентацию стиля педагогического общения в направлении насыщения его теплотой, ровным гуманистическим отношением к личности школьника; овладение педагогом техникой эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций и чувств, настроений; устранение причин эмоционального дискомфорта.

Что дает диагностика? На ее основе можно выявить негативные тенденции в образовательном процессе и разработать психологически обоснованные программы дальнейшей работы. Часто успех реализации индивидуальных программ развития учащихся во многом определяется уровнем педагогической культуры, готовностью учителя понять и принять личность школьника, искренним желанием помочь ему. Администрации школы необходимо уделять больше внимания развитию личностного роста педагогов, уровню их профессиональной компетенции. Можно внедрить специальную программу «Самопознание – путь личностного и профессионального роста учителя». Работа педагога в (рамках реализации данной программы) условиях данной программы позволяет ему определить свои достоинства и личностные ограничения, осмыслить собственные профессиональные качества, умения, навыки.

Активную работу с учащимися по результатам мониторинга ведет педагог-психолог. Он составляет индивидуальную карту учащегося. С содержанием карты знакомятся специалисты, педагоги, руководители школы. Это позволяет обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Весь процесс исследования координирует директор школы. На первом этапе происходит осознание и постановка целей исследования, намечаются наиболее целесообразные пути исследования, прогнозируются ожидаемые результаты, устанавливаются сроки исследования и намечается итоговое (или промежуточное) совещание для подведения итогов, анализа и оценки исследовательской деятельности, принятия административных, управленческих решений.

Пути исследования могут быть различны, они планируются в зависимости от поставленной цели. Первичное исследование проводит социально-психологическая служба ОУ. В дальнейшем она консультирует всех участников исследовательского процесса. Если исследуются причины дезадоптации учащегося первой ступени, то будут задействованы несколько звеньев: учитель начальной школы, социальный педагог, психолог, заместитель директора по ВР. Управленческое решение по данной проблеме будет принято на малом педагогическом совете. А если окажется, что проблема носит более широкий характер и касается учащихся целого класса или параллели (примером может служить изменение режима учебной деятельности, то есть составление расписания учебных занятий), то решение будет принято на уровне Педагогического совета школы и администрации.

При организации учебно-воспитательного процесса особенно важно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Заместитель директора по УВР должен иметь информацию о составе класса (здоровье учащихся, их интеллектуальный потенциал, гуманитарную или математическую направленность). Только с учетом всех особенностей можно грамотно определить режим работы школы: 5 или 6-дневная рабочая неделя. Распределение учебной нагрузки идет с учетом качественного состава класса, уровня их развития, предметной направленности (предпрофиль, профиль). Очень важный момент – составление учебного расписания. Предварительно необходимо исследовать работоспособность школьника и ученического коллектива, выделить дни наименьшей активности, повышенной утомляемости в течение рабочей недели. На графике «Самочувствие учащихся» показано состояние школьников ** класса до и после учебных занятий (рис.2)

Рис2. Самочувствие учащихся.jpgСравнивая учебную нагрузку по дням недели, мы видим четкое понижение уровня самочувствия учащихся в понедельник и четверг. Эти дни наиболее тяжелы для учебы. А понедельник и пятница традиционно считаются наиболее трудными как для учащихся, так и для преподавателей.

Если рассматривать учебное расписание одного дня, то наиболее трудные первые и последние уроки не должны нести большой интеллектуальной нагрузки. Важно учитывать работоспособность учащихся и на самом уроке. Должны быть фазы «врабатывания», отдыха и повышенной работоспособности. Продление высокого уровня работоспособности на весь урок делает следующее учебное занятие малоэффективным, непродуктивным, так как школьники не успевают восстановиться.

Динамика изменений работоспособности может быть как положительной, так и отрицательной. После получения результатов об изменении работоспособности у учащихся необходимо проанализировать причины полученной динамики и в случае выявления резко негативных тенденций наметить программу коррекционной работы. При получении положительных результатов желательно проанализировать специфику учебно-воспитательного процесса, выделить приемы, способствующие поддержанию работоспособности, и ознакомит с ними всех педагогов.

Чтобы принять или наметить правильное управленческое решение по регулированию и корректировке учебной нагрузки учащихся необходимо систематически исследовать данную проблему. Периодичность может быть 2 раза в год. Объектом исследования может стать как отдельный учащийся, так и классный коллектив. Смысл управленческого решения будет состоять в том, чтобы регулировать и корректировать выявленные тенденции. Например, выявлена перегрузка учащихся домашним заданием по физике, химии, истории и выявлена группа учителей, которые не соблюдают допустимую дозировку домашних заданий. Определяются меры по ликвидации недостатков: назначаются ответственные лица, организуются занятия-тренинги для учителей по нормам дозировки домашних заданий, планируется контроль над выполнением рекомендаций. Если оптимальные условия будут созданы (высокая эффективность урока, организация работы по учебным пособиям, оптимальный объем домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей, оптимальное расписание в режиме дня) и если учебная нагрузка соответствует реальному уровню развития личности в учебно-воспитательном процессе, то это приведет к сохранению здоровья учащихся, ликвидации перегрузок, стабильным результатам обучения. Тестирование учащихся можно провести и с целью определения качественных показателей домашней работы (микроисследование). В результате определяется уровень обученности: репродуктивный, конструктивный, творческий.

Сохранение здоровья школьника – одна из важнейших задач школы. Педагогу необходимо интересоваться самочувствием учащихся, их утомляемостью, эмоциональным комфортом и учитывать это в повседневной работе школы (составление расписания, дозирование домашнего задания и тд.). При исследовании учащихся используются такие валеологические методики, как оценка комфортности состояния школьника, оценка настроений в ОУ, оценка эмоционального состояния, определение активности школьника на уроке и др. В начальной школе исследовалось эмоциональное состояние школьников по валеологической экспресс-даигностике В.Н. Максимовой. Анкеты были предложение родителям учеников. Они отвечали на следующие вопросы:

  1. С какими чувствами ваш ребенок обычно идет в школу?
  2. С какими чувствами ваш ребенок обычно приходит из школы?

Так, по данным анкетирования, 40% родителей считают своего ребенка практически здоровым. При этом 62% опрошенных отмечают у детей частые головные боли, 37% - тошноту и боли в области живота, 35% - кровотечения из носа. На вопрос о соблюдении школьниками режима дня 59% родителей ответили «иногда». Это соответствует высоким показателям сонливости детей и частой головной боли.

К сожалению, не все родители относятся серьезно к соблюдению детьми режима дня, регулярному питанию, прогулкам на свежем воздухе, дозированному просмотру телевизора и количеству времени, проведенного ребенком за компьютером. Администрации ОУ необходимо планировать просветительскую работу в школе, проводить лекции, беседы, привлекать в школу квалифицированные медицинские кадры – медицинских сестер, педиатров, массажистов, инструкторов по лечебной физкультуре, то есть организовать учебно-воспитательный процесс на основе принципа валеологической целесообразности: произвести отбор целей, содержания и средств обучения и воспитания с учетом их влияния на все компоненты здоровья учащихся.

Еще одним интересным моментов является налаживание постоянной обратной связи между коллективом администрации, педагогов, и, с другой стороны, коллективом школьников. К сожалению, мы зачастую не знаем, что на самом деле думают учащиеся о тех или иных программах, новых предметах, нужны ли они в школе. Полезно бывает узнать не только о достоинствах, но и о недостатках педагогов. Данная обратная связь осуществляется только при высоком уровне доверия, гарантии анонимности и хорошие результаты можно получить при подключении специалистов: психолога, социального педагога. Это оптимальный вариант решения школьных конфликтов. Например, в школе желательно проводить «Час доверия», где каждый школьник с 1-ого по 11-ый класс может пожаловаться на некорректное обращение со стороны педагогов. Информацию обрабатывает педагог-психолог, часть ее обсуждается на педагогическом совете либо при индивидуальном собеседовании.

Надо отметить, что психолого-педагогическая грамотность лежит в основе управленческого профессионализма современного руководителя, его способности к решению нестандартных управленческо-педагогических задач. Психолого-педагогическая грамотность необходима и современному учителю для правильного выбора педагогических технологий, методов обучения и воспитания. Все это зависит не только от содержания учебных программ по предметам, но и от особенностей развития учащихся, сформированности их личностных качеств.

Школа, организуемый в ней образовательный процесс – та уникальная ситуация, где ребенок целенаправленно изучается для создания условий полного личностного раскрытия. Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования. Образование по выбору – это путь от диагностики отбора к диагностике развития. Школьная диагностическая служба не только оценивает способности ученика, но и позволяет формировать учебный план именно на основе выявленных способностей и потребностей школьников. При открытии профильных классов администрация школы должна учитывать результаты диагностики, успехи и интересы детей.

Управление школой и качеством образования требует внутришкольной системы информации. Создать ее можно только на основе мониторинга. Но чтобы он стал реальным фактором управления, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация: полнота, достоверность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, специфичность. Данные факторы необходимы для каждого уровня мониторинга.

В мониторинге образовательного процесса можно выделить несколько уровней. Первый уровень – индивидуальный, персональный; его осуществляет учитель, воспитатель группы продленного дня, ежедневно наблюдая деятельность школьника и всего классного коллектива. На первом уровне осуществляется не только наблюдение, но и фиксируется динамика развития каждого ученика по определенным направлениям. Второй уровень – внутришкольный; его осуществляет администрация ОУ, отслеживая динамику развития школьника, классов, параллелей и школы в целом. Отслеживание осуществляется по определенным направлениям, комплексно и во времени. Данная информация может быть скомплектована по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения школьника. Третий уровень – районный; отслеживается динамика развития одаренных детей, победителей районных и областных олимпиад, медалистов. Целесообразнее всего накапливать информацию в виде таблиц, диаграмм, измерительных шкал, графиков, схем и использовать такие методы, как анализ документации, опрос, тестирование, наблюдение, анкетирование.

Приведем конкретный пример исследования личности школьника на уроках математики и результаты проделанной работы.

Из практики мы знаем, что учащиеся с условно одинаковым уровнем интеллекта имеют различные отметки по предметам. В чем же причина различной успеваемости?

Для исследования мы взяли группу учащихся с условно одинаковым уровнем интеллекта (примерно 3-ий уровень), которые имеют различные отметки («2» - неудовл., «3» - удовл., «4» - хорошо). Временной диапазон исследования – 3 месяца (сентябрь – декабрь).

Рабочей гипотезой было принято утверждение, что на обученность влияет не только уровень интеллекта, но и качества личности. Из чего можно сделать вывод – преподаватель, знающий особенности личности ребенка и умело использующий эти знаний в работе, может направить его в учебной деятельности и способствовать повышению уровня достижений учащихся.

Была исследована группа из 10 учащихся с условно равным уровнем математических способностей. Учащимся был предложен личностный тест «16-факторный опросник Кэттелла», контроль своих личностных особенностей, а также организована совместная деятельность учителя-предметника и учащихся в групповой и индивидуальной работе.

В ходе исследования были выявлены причины несоответствия интеллектуального уровня и уровня обученности учащихся: склонность к медленному обучению, неспособность контролировать эмоции, внутреннее чувство беспомощности, недобросовестность, сверхчувствительная нервная система, робость, неуверенность в своих силах, высокий уровень тревожности и беспокойства, замкнутость, неумение организовать свое время.

Рис. 3 Сравнительная таблица уровня обучения.jpg

Рис.3 «Сравнительная таблица уровня обучения»

сент.jpg- качество знаний в сентябре

дек.jpg- качество знаний в декабре

результат.jpg- реально-возможный результат

На диаграмме (рис. 3) мы видим, что 3 ученика по реально-возможному результату могли иметь оценку «5» по математике. Наибольших результатов добился учащийся под №1: его достигнутый оценочный результат сравнялся с реально-возможным. Учащийся под №2 показал средний результат между реальным и реально-возможным, у него есть неиспользованный потенциал и возможности для дальнейшего роста. Учащийся под №3 оставил свой результат прежним, но имеются минимальные сдвиги в процессе обучения. Группа остальных учащихся по реально-возможному результату может иметь оценку «4» по математике. Учащиеся под №6, №8 достигли реально-возможного результата. Учащийся под №9 достиг среднего результата. Учащиеся под №4, 5, 7, 10 остались на прежнем оценочном уровне, но имеют потенциал для роста. Временной отрезок исследовательской работы был недостаточен для их адаптации. Следует проанализировать их деятельность в мае. Следует особо отметить ученика под №6: за короткий промежуток времени он смог достигнуть высокого положительного результата. Работа велась в основном над повышением уровня мотивации учащегося, уровнем заинтересованности математикой и самоконтролем над поведением.

Результаты тестирования были обсуждены в малых диагностических группах: учащийся, учитель-предметник, психолог. По каждому конкретному случаю были намечены пути коррекции личностных черт учащихся. Учителю предложено в процессе обучения учитывать личностные особенности учащихся, опираться на их положительные качества, осуществлять индивидуальный подход в обучении. Для повышения эффективности коррекции личностных черт были привлечены родители. Они прошли индивидуальное психологическое консультирование, участвовали в групповой беседе с учителем математики.

Данное исследование имело значительный положительный результат. Оно позволило не только учащимся продвинуться в учебной деятельности, но и дало возможность учителю грамотно и обоснованно вести индивидуальную и дифференцированную работу среди учащихся. Исследование помогло найти новые точки соприкосновения между учителем и учеником как объектом и субъектом образовательного процесса. Данная работа перспективна и может быть использована на любом этапе процесса обучения и в любой образовательной области.

Таким образом, повседневное изучение личности ученика по специально разработанной программе, помогает активизировать каждого, повышает успешность обучения одаренного ученика, дает возможность учащемуся с ослабленным здоровьем интегрироваться в учебный процесс, способствует адаптации любого ребенка. Все это вносит серьезные коррективы в деятельность администрации ОУ, работу педагогического совета, методических объединений, позволяет осуществлять переход к модели компетентностного развития как наиболее перспективной.

Для успешного управления школой данное исследование позволяет решать сложнейшие задачи в воспитании и развитии личности школьника, обеспечить грамотный анализ на основе информации для принятия квалифицированного решения, избежать серьезного сопротивления в решении инновационных проблем, принимать обоснованные коллективные решения, изучать возможные последствия, прогнозировать и моделировать свою деятельность, работать на перспективу, профессионально и компетентно решать управленческие, образовательные цели и задачи.



Литература

1. Бруднов А. Социально-педагогическая работа в школе / А. Бруднов, В. Березина // Воспитание школьников. — 2004. — № 1.

2. Кондратьева В. Школа и социум: грани общения/ В. Кондратьева// Народное образование. — 2004. — № 1.

3. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления; М.: Педагогическое сообщество России, 2002.

4. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой;М.: Педагогическое сообщество России, 2012.

5. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 1998.

6. Шмырева Н.А. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. М., 2005.

7. Cattell, R. B. The inheritance of personality and ability / R. B. Cattell. – New York: Academic Press, 1982.

8. Cattell, R. B Handbook of the sixteen personality factor questionnaire (16 PF) / R. B. Cattell, H. W. Eber, M. M. Tatsuoka. – Champaign: IPAT 1970.


Поделиться: