Поиск по сайту

Ученическое самоуправление как направление воспитательной деятельности в системе образования Невского района Санкт-Петербурга


Авторcтво: Скачкова Евгения Юрьевна, канд. пед. наук, методист ГБОУ ДОД Дом детского творчества Невского района Санкт-Петербурга «Левобережный»; Градова Светлана Сауловна, методист ГБОУ ДОД Дом детского творчества Невского района Санкт-Петербурга «Левобережный»


«Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой.

Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей – и тогда ты в себе найдешь весь мир.

Счастье состоит не в том, чтобы иметь богатство и занимать высокое положение, а в гармонии».

Лао-цзы



В современных условиях развития социокультурного пространства Санкт-Петербурга, опираясь на основные положения Приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020г.г. «Петербургская школа 2020», Концепции развития системы дополнительного образования Санкт-Петербурга 2008-2011г.г., перед учреждениями дополнительного образования детей была поставлена задача поиска инновационных форм воспитательной работы с использованием возможностей ученического самоуправления.

Современный образовательный процесс немыслим без использования возможностей ученического самоуправления, успешность этой деятельности зависит от того, насколько целесообразно и методически оправдано используются его возможности в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

Свою работу мы начали с мониторинга состояния деятельности ученического самоуправления в образовательных учреждениях Невского района. Проведенный мониторинг позволил нами создать базу данных и установить, что органы ученического самоуправления имеются в 55 образовательных учреждениях Невского района. Общее число участников составляет более 4 тысяч человек. Количество детей, задействованных в ученическом самоуправлении, варьируется в учреждении от 13 до 520 человек (рис.1).



рис1.jpg


рис. 1 Возрастной состав участников органов ученического самоуправления

в образовательных учреждениях Невского района Санкт-Петербурга

Направления деятельности ученического самоуправления в образовательных учреждениях Невского района также очень разнообразны: гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, милосердие, благоустройство, экология, организация досуга, пропаганда здорового образа жизни, туризм и краеведение, а также издательская, просветительская и научно-исследовательская деятельность, связь учащихся с педагогическим коллективом, создание зоны бесконфликтного поведения в пределах школы, защита прав и поддержка инициатив учащихся.

Свою деятельность органы ученического самоуправления реализуют в различных формах: традиционных – таких как Ученический совет, Совет старшеклассников, Школьный парламент, Старостат, а также используют формы присущие только данному конкретному образовательному учреждению – Совет директоров классных фирм, Совет дежурных, Детская служба примирения, Детский попечительский совет и другие (табл. 1).

Таблица 1

Процентное соотношение различных форм ученического самоуправления

в образовательных учреждениях Невского района Санкт-Петербурга

Формы ученического самоуправления

Количество

ОУ

% от общего числа

1.

Ученический совет

19

34,5%

2.

Совет старшеклассников

12

21,8%

3.

Школьный парламент

9

16,4%

4.

Старостат

5

9,0%

5.

Другие (Совет лидеров, воспитанников, гимназии, музея, учащихся школы, школьное правительство)

10

18,3%

Независимо от формы ученического самоуправления нашей задачей было раскрыть потенциальные возможности каждого из них, создать условия для формирования единого воспитательного пространства, выявления и распространения педагогических инноваций в работе с органами ученического самоуправления.

Участие в деятельности органов ученического самоуправления дает возможность каждому подростку ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов школьной жизни, раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, приобрести опыт управленческой деятельности, развить партнерские и лидерские качества. Именно ученическое самоуправление позволяет каждому подростку ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов школьной жизни, раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности, приобрести опыт управленческой деятельности, развить партнерские и лидерские качества.

В течение нескольких лет ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Левобережный» координирует работу органов ученического самоуправления в образовательных учреждениях Невского района. Важной частью работы с ученическим самоуправлением стала дискуссия для старшеклассников «Мир меняется на глазах, меняется ли вместе с ним школа?», в которой лидеры ученического самоуправления имеют возможность обсудить наиболее актуальные вопросы с начальником Отдела образования администрации Невского района.

В процессе подготовки мероприятия регулярно проводится экспресс-мониторинг отношения учащихся к изменениям современной школы. Большинство опрошенных (73,8%) считают свою школу современной – практически все школы имеют собственные сайты в сети Интернет, имеют условия для занятий спортом, занятия дополнительной образовательной деятельностью помогают современному ученику в обучении, а также более половины учащихся (64,7%) готовы участвовать в улучшении работы школы.

На семинаре «Ученическое самоуправления в школе: структура и деятельность», проходившем в ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Левобережный», по итогам опроса заместителей директоров по воспитательной работе образовательных учреждений Невского района нам удалось выявить основные проблемы в работе с ученическим самоуправлением такие как: большая занятость учащихся; недостаток мотивации, лидерских качеств, ответственности, инициативы, самостоятельности и самоорганизации учащихся.

Совместно со специалистами воспитательной службы и руководителями детских общественных объединений образовательных учреждений Невского района, выбирая форму распространения имеющегося эффективного опыта работы с органами ученического самоуправления, мы пришли к выводу о целесообразности организации и проведении Фестиваля ученического самоуправления. Особенность фестиваля – в свободной форме общения учащихся и педагогов, объединенных общими интересами.

Фестиваль проводится ежегодно с 2008 года. Организаторами Фестиваля являются Отдел образования администрации Невского района, информационно-методический центр и ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Левобережный».

Тематика Фестиваля ежегодно изменяется. Фестивали ученического самоуправления были посвящены: 100-летию Детского движения в России, 20-летию со дня принятия Декларации о правах ребёнка, итогам Года учителя.

В Фестивале уже смогли принять участие представители ученического самоуправления 25 образовательных учреждений Невского района Санкт-Петербурга:

· ГОУ лицеи №329, №344;

· ГОУ гимназия №343;

· ГОУ СОШ №13, №14, №20, №326, №327, №328, №332, №334, №336, №342, №345, №347, №350, №527, №557, №572, №591, №625, №639, №667;

· ГОУ школа-интернат №24;

· ГСКОУ №34.

Каждый год оргкомитет Фестиваля предлагает участникам показать результаты своей работы и определить новые направления деятельности. Сегодня Фестиваль стал сложносоставным проектом, который проходит в течение всего учебного года и состоит из нескольких этапов: заочного, очного и финала.

финала.jpg

Фестиваль собирает представителей ученического самоуправления в возрасте от 12 до 17 лет. Коллектив разновозрастный, в котором младшие растут и совершенствуются, видя перед собой примеры и образцы для собственного роста и развития.

Выбор номинаций всегда проходит с учетом интересов и потребностей его участников, динамики развития и смещение акцента от командной деятельности к выявлению лидеров ученического самоуправления.

В проведении Фестиваля используются следующие современные педагогические технологии:

· проблемное обучение: самостоятельный сбор учащимися материалов и представление их в «Портфолио деятельности ученического самоуправления»;

· проектная деятельность: созданиеспециальных выпусков школьных газет; сценариев и фотоматериалов мероприятий, подготовленных и проведенных органом ученического самоуправления; творческих выступлений «Подарок учителям»; презентация проектов по различным направлениям деятельности;

· информационные компьютерные технологии: создание страничек органов ученического самоуправления на сайтах образовательных учреждений;слайд-фильмов с презентацией своей деятельности и видео-обращений лидеров «Я – руководитель органа ученического самоуправления»;

· творческая мастерская: проведение интерактивного практикума «Лидер самоуправления в роли учителя» с представлением фрагмента учебного занятия или коллективного творческого дела;

· игровые технологии: участие в викторине «Вопрос – ответ» по теме «Конвенция о правах ребёнка»;дискуссии на тему «Что может и должно делать ученическое самоуправление в Нашей Новой школе?»; дебатах «Я – Гражданин» между претендентами на звание самого активноголидера ученического самоуправления.

самоуправления.jpg

Фестиваль проходит вне строгих рамок в атмосфере свободы и творчества с выступлениями участников для собственного удовольствия и восторга зрительской аудитории, что привлекает к участию в нем все большее число представителей ученического самоуправления. Конкуренция на Фестивале с каждым годом возрастает, и членам жюри становится все сложнее определить лучших.

Каждая команда участников Фестиваля старается удивить новизной и актуальностью, оригинальностью и разнообразием своей деятельности, глубиной раскрытия темы и информационной содержательностью.

Бесспорно, центральным событием всегда становится финальная встреча, которая традиционно проходит в апреле. Все участники Фестиваля награждаются дипломами, руководители – благодарностями Отдела образования администрации Невского района; победители в номинациях: «Лучшее портфолио»; «Лучшая самопрезентация»; «Лучший лидер ученического самоуправления» – памятными кубками. По результатам участия в заочном и очном этапах определяется абсолютный победитель Фестиваля.

Наиболее ярко в разные годы проявили себя участники Фестиваля:

· Совет старшеклассников «ТОНУС» ГОУ СОШ №347, руководитель – Демчинская Ирина Павловна – зам. директора по воспитательной работе;

· Совет старшеклассников ГОУ СОШ № 591, руководитель – Сычева Александра Владимировна – педагог-организатор;

· Совет Директоров классных фирм «ДЮЭО» ГОУ лицей №329, руководитель – Беляева Ольга Александровна – зам. директора по ВР;

· Школьный парламент «АИСТ» ГОУ СОШ №327, руководитель – Смирнова Татьяна Владимировна – зам. директора по воспитательной работе;

· Совет лидеров ГОУ СОШ №639, руководитель – Ковешникова Людмила Владимировна – зам. директора по воспитательной работе.

Церемония награждения ежегодно освещается в прессе, корреспондентами кабельного телевидения, а также размещается на сайте ГБОУ ДОД Дома детского творчества «Левобережный».

Лидеры ученического самоуправления Невского района показывают высокие результаты в конкурсах городского и Всероссийского уровня:

· лидер Школьного парламента «АИСТ» ГОУ СОШ №327 Истомин Максим – победитель Городского конкурса лидеров детских общественных объединений «Как вести за собой»;

· представитель Совета лидеров ГОУ СОШ №639 Белинская Алина – победитель заочного этапа Всероссийского конкурса «Лидер ученического самоуправления».

Безусловно, на начальном этапе проведения Фестиваля были свои сложности – это недостаточная подготовленность или отсутствие времени у старшеклассников, в связи с подготовкой к ЕГЭ, посещением курсов подготовки для поступления в высшие учебные заведения. Возникали некоторые технические трудности, так как у участников и их руководителей был недостаточный опыт создания компьютерных презентаций и видео-обращений. Однако постепенно эти трудности были преодолены и, благодаря использованию всеми участниками современных информационных технологий, Фестиваль приобрел новую форму, что полностью отвечает приоритетным направлениям развития системы образования Санкт-Петербурга.

Фестиваль является уникальной площадкой, для обмена опытом специалистов воспитательной службы Невского района. Несмотря на то, что многие педагоги имеют богатый опыт работы с ученическим самоуправлением, являются признанными мастерами своего дела, Фестиваль стал механизмом повышения их профессионализма и подготовкой к участию в конкурсах педагогического мастерства.

А.В. Сычева – педагог-организатор, руководитель Совета старшеклассников ГОУ СОШ №591 стала победителем Городского конкурса руководителей детских общественных объединений «Рядом и чуть впереди» и представляла Санкт-Петербург на Всероссийском конкурсе.

В состав руководителей органов школьного ученического самоуправления входят: заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-организаторы, а также учителя, педагоги дополнительного образования, руководители музеев, педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты и библиотекари (рис. 2).



рис2.jpg


рис. 2 Состав руководителей ученического самоуправления

в образовательных учреждениях Невского района Санкт-Петербурга

Участие в Фестивале является мотивацией для стимулирования активности деятельности ученического самоуправления, положительно влияет на развитие ученического самоуправления в школе, создает новые подходы к развитию направлений деятельности и ее содержания. Фестиваль продемонстрировал эффективную работу ученического самоуправления в учреждениях системы образования Невского района и позволил создать коллектив единомышленников взрослых и детей. Видя каждый год радостные лица детей, их неравнодушное отношение к происходящему, можно уверенно сказать: «Наше поколение выбирает самоуправление!».


Поделиться: