Поиск по сайту

Педагогика: наука? Искусство? Или...


Авторcтво: Груздева Наталья Владимировна, к.п.н., доцент СПбАППО, методист ГБОУ СОШ № 97 Выборгского района Санкт-Петербурга


В классических определениях науки выделяются несколько критериев, на которых хотелось бы обратить внимание при решении показанной в заголовке проблемы: выявление закономерностей среди множества фактов, явлений окружающего мира и предсказательная функция науки. Выявленные закономерности фиксируют в понятиях, принципах, методах и приемах, составляющих различные подходы в реализации образовательного процесса; прогнозирование нацелено на достижение определенных результатов.

Остановимся на прогнозировании образовательных результатов. Все мы знаем, что реальная практика модернизации образования, зависящая от учителя, в основном проявляется в обновлении образовательных технологий.

Согласно определению Г.К.Селевко, педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. [2]. Возможно ли в сфере образования достижение намеченного результата? По законам синергетики в сложно организованных системах возможно прогнозирование только с определенной долей вероятности. Класс – это более 25 человек, каждый из которых – сложнейшая система, и возможность предсказать проявления даже одного человека в постоянно меняющихся условиях школьной жизни практически невозможно, тем более невозможно предсказать эффекты взаимодействия двух – трех десятков людей в классе. И как часто красиво задуманный урок идет совершенно иначе, чем мы планировали. Не будем обсуждать, хуже или лучше – просто иначе. У одного ученика возник вопрос, учителю в голову пришла свежая мысль, отказала техника – мало ли от каких факторов запланированный сценарий урока видоизменяется и идет совершенно иначе. Это недостаток или достоинство учителя? По формальным признакам – недостаток, и человек с чиновничьей психологией скажет, что не выполнены все поставленные задачи урока. Я расцениваю эту ситуацию как признак мастерства учителя: он прореагировал на произошедшее событие, смог импровизировать на уроке вопреки ранее задуманному плану. А импровизация – признак творческого человека, свидетельство искусства педагога.

Если обратиться к происхождению понятия «технология»: технология (с греч. technĕ – искусство, logos—учение), это учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Тогда владение разнообразными, адекватными целеполаганию и содержанию материала, личностным особенностям участников образовательного процесса образовательными технологиями – это искусство педагога. В таком случае ближе и понятнее становится определение педагогических технологий И.А. Колесниковой. Педагогическая технология – отрефлексированная на уровне профессионально-педагогического сознания логическая последовательность операций, отражающая объективный, в наибольшей степени сгармонизированный по отношению к определенным условиям, воспроизводимый путь достижения конкретной цели [1].

В этом определении привлекает обращение к личностной позиции учителя: рефлексия на уровне профессионально-педагогического сознания, понимая под последним не только осознание некоторой совокупности педагогических идей, подходов, закономерностей, но и знание психологии, методики преподавания предмета, умение претворять их в практической профессиональной деятельности. Учитываются условия протекания технологии как процесса и адекватность (или, словами автора, сгармонизированность) по отношению к условиям реализации данной технологии. Воспроизводимый – но не воспроизведенный, свидетельствующий о возможных изменениях в образовательных результатах.

На этих примерах мы видим глубину понимания жизни с позиций синергетики, доверие к педагогу, понимание необходимости знаний педагогики, психологии, методики и других смежных с педагогикой наук для современного учителя. Поэтому на открытых уроках целесообразно давать слово учителю и перед уроком, и сразу после него, поскольку именно учитель как самый непосредственный участник образовательного процесса лучше понимает, что происходило на уроке, почему изменились некие моменты урока, насколько достигнуты прогнозируемые образовательные результаты.

Необходимость рефлексии педагог должен осознать не только теоретически, но и в прикладной деятельности, включать ее как обязательный этап занятия. Поэтому при посещении уроков методист всегда предлагает самому педагогу проанализировать образовательный процесс с точки зрения достижения трех групп образовательных результатов, предусмотренных стандартами нового поколения. Причем не только в начальной школе, но и на уроках во всех классах.

Чтобы педагоги осознали требования новых образовательных результатов, с учителями начальной школы ГБОУ СОШ № 97 Выборгского района Санкт-Петербурга было составлено тематическое планирование по интегрированному курсу «Окружающий мир» (1-4 классы), где для каждого урока были продуманы оптимальные для наших условий образовательные технологии, прогнозируемые личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты, возможности связи содержания урока с внеурочной деятельностью экологической направленности. Планирование представлено на конкурс инновационных продуктов образовательных учреждений Выборгского района. Акцент на экологическую проблему и образование для устойчивого развития сделан в связи с проблематикой опытно-экспериментальной работы школы и, шире, с требованиями, которые выставляет общество к образованию в современном мире, находящемуся на грани экологической катастрофы.

Насколько педагоги осознают современные требования к образованию, характеризует также выбор ведущего методологического подхода в образовании.

Подход к образовательному процессу – это методологическая ориентация учителя, руководителя учреждения и/ или педагогического коллектива, побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. Подходы в педагогике составляют достаточно большой перечень. Наиболее распространены следующие подходы:

· Акмеологический (akmе с гр. – вершина, самореализация и самосовершенствование);

· Аксиологический (ценностный, ориентация на определенный набор ценностей);

· Валеологический (развитие здорового образа жизни, Va le –лат. «будь здоров»);

· Гуманистический (Home –лат. человек; направленный на развитие человека);

· Детерминистский (determinare – лат. определять – принятие однозначного соответствия причины и следствия);

· Деятельностный (личность человека формируется и проявляется только в деятельности; деятельность – средство развития субъектности ребенка);

· Диагностический (построение технологии на основе процедур диагностики);

· Интегральный (направление деятельности, при котором объединяются важнейшие объекты системы);

· Информационный (описание педагогического процесса в понятиях информатики);

· Коммуникативный (установление взаимодействия всех субъектов, находящихся в открытых взаимоотношениях для достижения прогнозируемого результата);

· Комплексный (учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса);

· Культурологический (объединение в образовательном процессе знаний на основе принципа культуросообразности);

· Личностно ориентированный (создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей);

· Поисковый, исследовательский, творческий (включение поиска, исследования и творчества в педагогический процесс);

· Практико-ориентированный (направленный на конечный результат);

· Природосообразный ( с учетом естественных факторов развития ребенка);

· Проблемный (постановка, выявление и решение проблем);

· Синергетический (применение законов нелинейных самоорганизующихся систем);

· Системный (объект познания или преобразования рассматривается как система);

· Ситуативный, тактический, стратегический (с расчетом на разные временные отрезки);

· Социокультурный (культурно-исторический) – (с ориентацией на присвоение ребенком социального опыта);

· Средовой (с учетом и использованием педагогического влияния окружающей среды);

· Стохастический (с допущением неопределенности результата);

· Технологический (основанный на применении разных образовательных технологий);

· Философский (система идей, взглядов на мир и место человека в нем);

· Экологический (с учетом экологических закономерностей).

Уже один этот перечень говорит о разных аспектах видения авторами-педагогами ключевых подходов к образованию; даже возник спасительный термин: «полипарадигмальная педагогика»: много подходов, много разных концепций в науке об образовании. Нельзя сказать, что можно «выбросить», исключить один или несколько подходов, заявленных в этом списке. Но ведь это означает, что если принимались во внимание один или несколько подходов в проводимых учеными педагогических исследованиях, то они не вполне всесторонне отражали педагогическую реальность… Насколько тогда достоверны полученные результаты? Насколько удалось избежать рисков и возможных потерь при акцентировании внимания на изучении одной грани педагогического процесса в бесконечном разнообразии живой жизни школы? Насколько переносимы полученные результаты в реальную педагогическую практику? Как может учитель или даже команда педагогов отследить у каждого из обучающихся образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные, согласно ФГОС-2), при наличии 24 - 30, а то и более уроков в неделю? Можно ли при использовании только научных знаний для каждой ситуации, возникающей на уроке, избирать необходимый методологический подход и находить оптимальные пути выхода из нее? Или в сознании педагога все выше обозначенные методологические подходы сплавляются с сердечным порывом, интуицией, творчеством и приводят настоящего учителя к верным, адекватным ситуациям, подчас нестандартным, решениям педагогических проблем.

И все же социальные ожидания от школы как государственного института требуют усиления внимания к качеству образования; квалитология и квалиметрия занимают все более яркие позиции в педагогике и сфере образования в целом. Учитель должен (согласно проекту Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации») становиться учителем-исследователем, уметь фиксировать и обсчитывать полученные результаты, выявлять их достоверность… Возможно ли эта деятельность без «выгорания» педагогов, без потери их здоровья и здоровья учеников? А если сюда присоединить классное руководство, внеклассную работу, участие в выборной кампании…

В педагогике развивается особое направление – педагогическая валеология, достижения которой полезны для всех участников образовательного процесса, поскольку позволяют сохранить индивидуальное здоровье каждого человека.

Педагог – и учитель, и научный работник, и искусный практик, и психолог (иногда даже и семейный), и уборщица, и строительный рабочий… Перечень наших направлений деятельности почти бесконечен. А дети и взрослые (в том числе и в нашей собственной семье) хотят нас видеть красивыми, ухоженными, нарядными, оптимистичными, широко образованными, хозяйственными, веселыми … (перечень также практически бесконечен).

Так какой же должна быть педагогика?

а) Изматывающей учителя до бессилия и болезни?

б) Свободным полем для творчества в предмете?

в) Моделью жизни, деятельность в рамках которой позволит детям подготовиться к взрослой жизни?

г) Особой сферой социализации и развития личности, в которой работают лучшие члены общества;

д) Другой ответ (сформулируйте его, пожалуйста) для себя, всем своим педагогическим коллективом, а еще лучше – в полилоге педагогов, учащихся и их родителей) ________________________________________________________________

Каким образом в школьной практике возможно приобщение учителей к современным поискам и достижениям педагогической науки? Один из продуктивных путей – внутрифирменное обучение педагогов, желательно непосредственно в школе. Образовательная программа в таком случае согласовывается не только с администрацией, но на расширенном Методическом совете, в котором наряду с председателями методических объединений могут принять участие все желающие. Особенно важно предусмотреть практические занятия по анализу уроков с применением инновационных подходов, на которые все присутствующие смогут отрефлексировать те или иные образовательные технологии, обеспечение необходимых условий для проведения занятия и достижение образовательных результатов согласно требованиям новых стандартов в наблюдаемом педагогическом процессе.

Второй путь – участие педагогического коллектива в опытно-экспериментальной работе по актуальной педагогической проблеме. Средняя школа № 97 Выборгского района Санкт-Петербурга в качестве темы для исследования выбрала такую: «Обновление содержания и технологий общего образования с позиций образования для устойчивого развития».

Образование для устойчивого развития - это

· социальный заказ человечества, осознавшего проблемы своего развития и необходимость коэволюции природы и общества;

· образование, требующее перехода от общества потребления к обществу духовного совершенствования и новых технологических решений во всех отраслях своей деятельности;

· образование, обеспечивающее становление нового ноосферного мировоззрения, гибкого и продуктивного мышления, воспитание думающего и деятельного гражданина, широко образованного человека - творца.

Основные пути реализации ОУР в современном образовании – это

· изменение сознания граждан,

· синтез наук и учебных предметов,

· изучение новых научных и технологических решений,

· применение в образовательном процессе прогрессивных образовательных технологий,

· созидание нового типа отношений между людьми,

· создание особой образовательной среды, отражающей необходимость оптимизации взаимоотношений между человеком и окружающим его миром в широком смысле слова (людьми, природными объектами, производственными процессами, формами постижения мира и т.п.).

Реализация ОУР – задача всей образовательной системы страны, которая должна решаться на государственном уровне.

В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения внесены коррективы в содержание образования, введены новые образовательные доминанты, требующих осознания необходимости взаимодействия природы и общества на началах коэволюции, однако практическая значимость этих положений в силу определенной инерции мышления педагогов и руководителей образовательных систем еще недостаточно осознана.

Среди задач нашего исследования -

1. Разработать интегративные модули экологического образования и ОУР по разным предметам;

2. Активно вводить интерактивные образовательные технологии, как на уроках, так и во внеурочной работе со школьниками для формирования их компетентностей;

3. Провести повышение квалификации педагогов по проблеме формирования метапредметных умений;

4. Выявить группу педагогов-исследователей, работающих по проблеме развития метапредметных умений учащихся;

5. Обобщить опыт работы педагогов школы №97 в виде публикаций и на электронных носителях.

6. Пропагандировать в процессе образования детей идеи экологического образования и образования для устойчивого развития среди населения района и города; инициировать социально значимые акции и проекты, направленные на улучшение состояния окружающей среды и повышение качества жизни населения.

Первый год моей работы с педагогами школы убеждает, что для реализации этих задач нужна системная работа всего педагогического коллектива и активная, заинтересованная позиция администрации с принятием необходимых управленческих решений.



Литература:

1. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 242 с.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование. – 1998. - 255 с.


Поделиться: