Поиск по сайту

Особенности подготовки учащихся индивидуальной формы обучения к итоговой аттестации по русскому языку и математике


Авторcтво: Ахметова Елена Юрьевна, учитель математики; Башилина Наталия Ивановна, учитель математики; Кулакова Анна Дмитриевна, председатель МО русского языка и литературы; Дзюба Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы; Черкасская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы 118 Выборгского района Санкт-Петербурга


I. Выделение в особую методическую тему подготовку к итоговой аттестации по русскому языку и алгебре подростков, обучающихся индивидуально, на наш взгляд, является оправданным по ряду причин, прежде всего психофизиологических. В первую очередь, это касается подростков, прошедших серьезное лечение (перенесших травму позвоночника, серьезные операции, онкологические заболевания, заболевания легких и внутренних органов) и надолго оторванных от школьного коллектива.

Психологический аспект в данном случае может стать ведущим, так как именно в подростковом возрасте (и так проблемном) тяжелая болезнь и длительное нахождение вне коллектива серьезно влияют на эмоциональное состояние ученика и, как следствие, на процесс обучения.

Физиологическое состояние диктует особый режим работы, при котором время и режим занятий будут зависеть отчасти от самочувствия ученика. Оно может сделать невозможными привычные длительные (от 120 мин.) тренинги по подготовке к ЕГЭ, что требует составления индивидуального плана занятий. В такой план целесообразно включать самостоятельную работу, использование для связи с преподавателем электронной почты, skype и др.

Также необходимо учитывать, что количество учебных часов для ученика, обучающегося индивидуально, как правило, меньше, чем общий учебный план, соответственно объем материала сжимается.

II. Учителю следует, как нам кажется, сосредоточиться на следующих аспектах подготовки учащегося:

1. Обучение работы с информационной базой

Учащийся должен знать, где ему получить информацию в интернете по ЕГЭ (сайт ФИПИ должен быть в ряду ведущих), учитель должен ознакомить ученика с учебными пособиями по этой теме (на сайте ФИПИ указаны рекомендуемые пособия), выбрать для данного ученика наиболее оптимальные.

2. Развитие положительной мотивации и уверенности в собственной успешности

Необходимо объяснить ученику, что успешное написание итогового экзамена – это не путь к недосягаемой вершине, подняться на которую могут лишь избранные небесами, а результат кропотливого, каждодневного, не всегда творческого, чаще рутинного труда. У одних подростков болезнь серьезно повышает мотивацию к достижению цели (обостряется желание «быть как все»), у других же, наоборот, рождает «синдром неудачника», что будет важно для подбора заданий для первых занятий. Во втором случае целесообразными видятся самые простые задания, дающие ученику возможность почувствовать уверенность в себе. В первом же, напротив, сложные случаи могут стать активным стимулом для самостоятельной работы.

3. Отбор необходимого минимума материала

Отдельной проблемой видится вынужденный отбор материала в процессе подготовки. ГИА и ЕГЭ по русскому языку, ГИА по математике охватывают большинство тем, изученных по 9 класс включительно. ЕГЭ по алгебре включает материал, который ученик должен усвоить в старшей школе. В случае, когда состояние ученика, его возможности/способности и время не позволяют повторить весь курс, нужно таким образом сократить объем материала, чтобы дать выпускнику возможность уверенно преодолеть необходимый барьер, а не стремиться к максимальному результату.

  1. Развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля

Если учащийся владеет навыками самостоятельной работы, умеет трудиться без постоянного контроля распределения времени и заданий, то подготовка к экзамену может быть более эффективной, чем в обычной школе.

  • Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий.

Ученик должен хорошо понимать, какие задания для него являются наиболее сложными. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, а не стремился к недостижимому «идеальному» результату.

  • Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приему проверки ответа.

Следует учить школьников простым способам проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания (выбора ответа) приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). Необходимо учить технике выбора ответа методом исключения явно неверного ответа.

На экзамене по русскому языку: Проверить искомое: слишком часто ошибаются невнимательно читающие задание учащиеся (например: ищем СЛИТНОЕ или РАЗДЕЛЬНОЕ написание, один или несколько ответов)

На экзамене по математике: Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решенном задании неправильный ответ.

Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным.

·Обучение приему «спирального движения» по тесту.

Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их он выполняет первыми.

На ГИА по математике: Необходимо «пробежать» глазами 1 часть работы и отметить и выполнить те задания, которые поняли сразу, поскольку в этой части есть задания, которые «средний» ученик решает без особого напряжения. После выполнения заданий 2 части, можно вернуться к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы.

Структура ГИА по русскому языку не позволяет осуществить этот прием в полной мере, но его можно использовать при выполнении части В.

НА ЕГЭ по русскому языку: Ученик сначала выполняет часть А (те задания, которые выполняются сразу, без особых раздумий), потом пишет черновик части С, потом выполняет часть В, редактирует часть С и возвращается к нерешенным заданиям части А

Несколько заходов по спирали дают возможность избежать усталости, «замыливания глаза» и позволяют сделать то, что «созрело» к данному моменту.

·Обучение постоянному жесткому контролю времени.

На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание.

Например, в ходе экзамена по алгебре в 9 классе, если на выполнение всей работы отводится 240 минут, то на выполнение 1 части стоит потратить 90 -100 минут, а значит, на выполнение одного задания 1 части необходимо затратить не более 3- 4 минут. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части. Точно так же должен действовать ученик, планирующий получить «хорошую» четверку или пятерку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 1,5 часа, а остальные 2,5 часа посвятить 2 части работы.

5. Формирование умения выполнять нестандартно сформулированные задания.

Некоторые задания, входящие в экзаменационную работу, отличаются по форме от стандартных упражнений. Задача учителя - научить ученика самостоятельно решить задачу, проанализировав ее. Читая условие, ученик должен видеть ситуацию, которая ему предлагается, а решив задачу, четко ответить на поставленный вопрос.

При подготовке к экзамену по математике необходимо научить за нестандартной формулировкой увидеть алгоритм или несколько алгоритмов решения; четко видеть - что известно и что из этого можно найти (что нужно найти в задаче и что для этого должно быть известно); прикинуть количество ответов, а так же в каких пределах они находятся; записать решение; проконтролировать его правильность проверкой, если это возможно; записать ответ в соответствии с основным вопросом; если это задание с выбором ответа, то исключить те варианты, которые категорически не подходят, а далее либо решить, либо сделать логическое заключение.

III. Необходимо  обратить внимание:

При подготовке к ГИА по русскому языку

Следует отталкиваться от специфики каждой части (сжатое изложение – тест-сочинение), сосредоточиться на формировании умения пользоваться хотя бы одним способом сжатия в ходе работы над изложением, а также на формировании умения писать сочинение-рассуждение по схеме ТЕЗИС-АРГУМЕНТ+пример-ВЫВОД, параллельно восполняя выявленные пробелы в знаниях. Кроме того, надо научить ребят оценивать степень сложности каждого из 2 видов (на основе предлагаемого текста и лингвистическом материале) сочинения и выбирать более простое для себя. Очень важно умение редактировать собственный текст, исправляя возникающие логические (прежде всего, неверное абзацное членение), речевые и грамматические ошибки.

При проведении ЕГЭ по русскому языку

Задания частей «А» и «В» учащийся может выполнять самостоятельно, от учителя лишь требуется комментарий тех или иных заданий, а также разбор допущенных ошибок и соотношение их с теоретическими сведениями, незнание которых и приводит к этим ошибкам. На наш взгляд, наиболее удачным способом в начале работы является разбор с учеником целого теста заданий «А» и «В», комментарии их (проговаривание учеником хода решения каждого задания) и выявление «слабых» мест учащегося в определенных темах. Это позволит в дальнейшем составить индивидуальный план работы с учеником.

Что касается части «С», на наш взгляд, этот блок заданий требует особого внимания. Первое, в чем должен убедиться учитель, - владение учеником теоретическими сведениями по этому вопросу: понимает ли ученик задание, имеет ли четкое представление о том, что такое проблема, комментарий, позиция автора, аргумент, пример. И только после того, как учитель убеждается в том, что ученик понимает, что от него хотят при работе с текстом, можно подходить непосредственно к работе с заданием. Надо сразу обговорить разницу подхода к художественному и публицистическому текстам. В отрывке публицистического стиля автор, как правило, сам формулирует проблему, комментирует ее, высказывает свою позицию очень четко; в задачу учащегося входит лишь внимательное прочтение текста и определение данных частей. Художественный текст требует большего внимания, так как позиция автора будет скрыта либо в детали, либо в одном слове, но зато путь поиска ее даст возможность создать прекрасный комментарий к проблеме. Далее, как при работе с частями «А» и «В», проводится диагностика знаний и умений по данной части и составляется план индивидуальной работы.

При подготовке к экзаменам по математике cтоит

  • использовать различные формулировки одного и того же задания, предлагая учащимся составление новых формулировок по заданному условию, а также восстановление условия задания по первым строкам его решения
  • подбирать задания, содержащие более одного вопроса
  • требовать от учащихся записи ответа в каждом задании
  • использовать задания вычислительного характера и задания, связанные с особо трудно усваиваемыми темами: действия с дробями, процентами, графиками функций
  • включать в содержание урока не только решение основных заданий по теме, но и дополнительные вопросы, тем самым обобщая и связывая между собой различные темы и повторяя одновременно
  • подбирать задания, вызывающие трудности у данного учащегося, и постоянно возвращаться к ним, постепенно усложняя работу
  • обратить внимание на задания по теме «Прогрессии», а также на задания, в которых предлагается исследовать, при каких значениях k прямая пересекает в трех различных точках график функции, которая задана на некотором промежутке. Некоторые задания предполагают знание формул из курса физики и умение выражать рассматриваемые величины в разных единицах измерения; обратить внимание на возможность вычислений только по определению; обсудить вопрос о функции, область определения которой множество натуральных чисел
  • увеличить количество рассматриваемых графиков и графических соответствий.
  • уделять больше внимания разделу «Числовые функции и их графики», расширив подборку заданий: на построение графиков элементарных функций в общем виде; на исследование функций в зависимости от коэффициентов (в том числе и обратные задания); на построение графиков функций, область определения которых ограниченное множество
  • использовать чаще задания графического плана при решении уравнений и систем уравнений
  • при решении задач с помощью уравнений: принимать за переменную различные величины, данные в условии задачи, составит задачу по уравнению, обозначать переменные не только х и у, но и другими буквами, выполнить обязательно проверку
  • включать вопросы курса теории вероятностей как в устную, так и в письменную работу
  • выполняя действия со степенями, работать с числовыми значениями, включая числа, записанные в стандартном виде
  • как можно больше использовать упражнений на выражение одной переменной через другую

1V. Отработка процедурных моментов экзамена

Важно в процессе выполнения обучающих работ отработать процедурные моменты экзамена в новой форме: заполнение бланков заданий и внесение исправлений в них, распределение времени при решении заданий.

Знакомство с инструкцией по выполнению экзаменационной работы и кодификатором должно произойти не в день написания работы, а гораздо раньше. Необходимо неоднократно напоминать ученикам, что на экзамене следует выполнять задания тестовой части работы сначала в самих тестах или на черновиках, а потом обязательно перенести все ответы в бланк, при этом ответы в бланке можно исправить.

При выполнении заданий второй части (части С) работы по математике нужно сначала записать решения на черновике, а затем аккуратно перенести их в бланк №2, при этом все графики на бланке надо чертить ручкой, а если недостаточно бланка №2, то организатор выдаст дополнительный бланк №2.

При написании сжатого изложения и сочинения (ГИА по русскому языку), а также части С (ЕГЭ по русскому языку) следует переписать готовую работу на соответствующий бланк после окончательной проверки и редактирования, обращая особое внимание на абзацное членение.

Особую роль при подготовке учащегося, находящегося на индивидуальном обучении, играет комплексная проверка знаний. Выяснив проблемные моменты, необходимо понять, что из забытого возможно восстановить в оставшееся время, а что потребует значительных усилий. Далее, используя типологию заданий ГИА и ЕГЭ, надо определить круг посильных и целесообразных для восстановления заданий.

Таким образом, по нашему мнению, индивидуальный план обучения, использование всех возможностей работы один на один с учеником, а также возможностей интернет-обучения, правильный подход к подготовке к итоговой аттестации, верный психологический настрой наверняка помогут учащемуся достичь наилучших результатов при выполнении экзаменационных заданий.


Поделиться: