Поиск по сайту

Опыт проведения научно-методического семинара педагогических и руководящих работников «Погружение в культуротворческое образование» на базе ГБОУ лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Авторcтво: Зевакина Анна Юрьевна, к.п.н., методист, научный руководитель ГБОУ лицея № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Идея культуротворчества в науке и школьной практике созревала давно и имеет богатую предысторию. Но только в связи с инновационной стратегией развития образования она вышла из контекстного, "межстрочного" состояния и стала конструктивной парадигмой. Ценности, порождаемые в образовании процессами культуротворчества, утверждают единство знаний человека, его нравственности, духовности и культуры. Осуществление культурных функций предполагает ориентацию системы образования на воспитание человека культуры, реализацию культуроемкого содержания и личностно развивающих педагогических технологий, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм общения.

История ГБОУ Лицей № 101 насчитывает около тридцати лет, и в течение всего этого периода педагогическим коллективом ведется непрерывный поиск своего пути развития.

С 1994 года в рамках отработки эксперимента по культуротворческой концепции школы (автор – д.ф.н., проф. А.П. Валицкая) активно проводится изучение возможностей данного подхода в образовательном процессе. Это определяет, с одной стороны, содержание образования как процесса становление культурной личности в последовательности «проживания» опыта отечественной и мировой культуры, а с другой, определяет цель новой школы: подготовить человека к сознательному выбору и созидательному действию в любой избранной им сфере общественной практики. Модель культуротворческой школы безусловно актуальна и интересна социально-психологическим анализом реальных тенденций, развивающихся в современной российской школе, что обусловило ее выбор в качестве основной образовательной концепции лицея.
Концепция культуротворческой школы осуществляет синтез психолого-педагогического, культурологического, философско-эстетического подходов в осмыслении феномена образования, что возможно реализовать на всех ступенях образования.

Например, главной идеей образовательной ступени основной школы (5-9 классы) стало изучение отдельных культурных явлений в различных областях в конкретные исторические периоды. Основной принцип построения учебно-воспитательного процесса на этом этапе – историко-проблемный, что обусловило проблемно-содержательное сближение естественнонаучного, социогуманитарного и художественно-эстетического компонентов образовательного процесса. На практике это было реализовано с помощью образовательной технологии «Предметный срез по эпохам», что позволяет создать у учащихся целостное представление о картине мира (эпохи) средствами предметов школьного курса, изучаемых во внеурочное время.

Педагогический коллектив лицея №101 ставил перед собой цель создания строгой системы проведения таких срезов, что и было продемонстрировано в рамках недавно состоявшегося районного семинара.

16 февраля 2012 на базе ГБОУ Лицей № 101 под руководством ассоциации культуротворческих школ России прошел научно-методический семинар педагогических и руководящих работников «Погружение в культуротворческое образование». Гостям и участникам семинара заместителем директора по УВР Столяровой Т.Б. была представлена культуротворческая концепция образования и ее реализация в лицее, педагогами лицея были проведены культуротворческие уроки и мероприятия. Согласно отзывам наиболее продуктивными из них гости посчитали уроки учителя русского языка и литературы Сулер Е.И. по литературе «Как звезды светят имена героев, чьи пути прекрасны» (М. Дудин), учителя физики Цвигун О.М. «Воздухоплавание. Почему люди не летают, как птицы?», учителя русского языка и литературы Муратовой И.В. «ЕГЭ-знакомый незнакомец. Формулируем проблему текста», учителя английского языка Галл М.Ю. «Математика Древней Греции (урок на английском языке)», учителя истории и обществознания Ворониной Т.Н. «Политика и власть».

Центральным событием семинара стал предметный срез по параллели пятых классов «Погружение в эпоху древней Греции». Он запомнился яркими и информативными выступлениями учащихся педагогов лицея Ледовского В.А., Самсоновой Т.П., Ивановой В.Г., Холиной Е.В., Король Ю.Р., Кадыскина В.А., Гайковой С.А., Демидовой И.Н. Формы подачи материала были довольно многообразны: монологи, диалоги учащихся, инсценировка, музыкальная заставка, работа с картой, документами, музейными экспонатами, показ продуктов труда – макетов, рисунков, костюмов, собственных стихов и песен.

В семинаре приняли участие более 40 педагогов лицея. Показательно, что это были не только опытные педагоги, но и молодые учителя. Участникам были вручены именные сертификаты.

По отзывам гостей, среди которых были представители РГПУ им. А.И. Герцена, СПб АППО, ГОУ ИМЦ Выборгского района, ГОУ ЦПМСС Выборгского района, школ № 468, 559, 65, 73, 90, 62, 114, 92, 411, 351, 60, 123, 235, 391, 115, 558, 448 и других, стало ясно, что идея семинара интересна, актуальна, продуктивна. Отдельно стоит отметить умение педагогов и учителей создать атмосферу заявленной эпохи: участников семинара встречали ученицы в греческих одеждах, актовый зал на время превратился в амфитеатр, были представлены угощения древнегреческой кухни.

Гости семинара, подводя его итоги, отметили, что проведение подобного мероприятия – отличный стимул для инновационного развития педагогического коллектива и апробирования новых творческих идей.

Прошедший районный научно-методический семинар педагогических и руководящих работников «Погружение в культуротворческое образование» подтвердил, что в ГБОУ Лицей № 101 ведется инновационная деятельность направленная на создание условий для становления будущего ученого, понимающего целостность человеческой культуры, механизмы ее существования и развития, а, следовательно, и способного оценить последствия своей профессиональной деятельности, исходя из различных точек зрения и ценностных позиций.


Поделиться: