Поиск по сайту

Технология портфолио: новое — хорошо забытое старое


Авторcтво: Соловьева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №399 Красносельского района Санкт-Петербурга


Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики, бизнеса, журналистики и означает способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-либо период времени. Говоря другими словами, портфолио – это накопитель достижений. Все достаточно понятно, когда речь идет о создании портфолио одного человека. Совсем другое дело – портфолио класса!

Считается, что создание классного портфолио наиболее актуально в средней и основной школе. Имеет ли право на существование портфолио в начальной школе? И если да, то в какой форме?

Я расскажу о создании портфолио своего класса.

2005 год 1 сентября. Так совпало, что мой 11 «Б» провожает на линейку моих новых учеников — первоклашек.

Я попросила написать старшеклассников несколько слов-напутствий для малышей.

Тогда ни о каком портфолио я еще и не думала. Но вот наступил 2008 год — год семьи. Встал вопрос о выборе темы проекта в ресурсном центре гимназии.

И родилась идея создания портфолио класса.

Начиная работу, я вряд ли представляла, каким будет результат. Однако основные цели и задачи обозначали следующее:

- укрепление семейных ценностей и традиций семьи, возвращение к ее историческим корням,

- создание условий для взаимодействия родителей и детей,

- формирование положительных качеств личности и готовности к самопознанию.

порт1.jpgКакие же разделы вошли в портфолио?

порт2.jpgОткрывает портфолио напутствие учеников 11 класса.

«Знакомьтесь, это мы…» — так называется 1 раздел. Все вместе сочиняли стихотворение про свой класс. К 3 классу дети уже знали гимн гимназии, эмблему.

Совместно был разработан кодекс гимназиста.

На одном из классных часов «Откуда ты, имя?» говорим о том, что от самого рождения у каждого из нас есть неизменный спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно укутывает нас тайной. Эта тайна — происхождение имени.

Получив задание с опережением, пытались ответить на вопросы:

- Как меня хотели назвать?

- Почему назвали так?

- Что означает мое имя?

- Как ласково меня называют дома?

Получился своеобразный мини-проект.

Организовали классный гороскоп, дети объединились по именам, по знакам зодиака, по восточному календарю и оказалось, что все мы в какой-то степени «родня». Дети обрадовались, кто-то увереннее почувствовал себя в коллективе, кто-то приобрел своих друзей в лице «львов», «быков», «змей».

Следующий классный час мы посвятили фамилиям. Слово латинское. Означает: наследственное, семейное, переходящее от родителей к детям. Узнали, что раньше фамилий не было, были имена и прозвища. На Руси это слово получило распространение в эпоху Петра Великого. Каждый пробовал объяснить происхождение своей фамилии.

Ребят заинтересовала история жизни родителей, бабушек, дедушек и даже семейного рода. Они начали составлять генеалогическое дерево своей семьи. Естественно, с помощью родителей.

Разные работы получились. По-разному отнеслись к этому виду исследования родители. Но большинство были заинтересованы. Перезванивались, переписывались, встречались с родственниками. Горбуновы обратились к родственнику, проживающему в другом городе, тот прислал ответ.

Уже с первых дней пребывания ребенка в школе мы побуждаем его задумываться над вопросом: «Какой я?»

Изучая на уроке русского языка тему «Имя прилагательное», обводим свою ладошку, на каждом пальчике пишем ответ на этот вопрос. На уроке изобразительного искусства изображаем свой портрет.

На уроке окружающего мира знакомимся с разными странами, рассматриваем герб той или иной страны. Узнаем, что традиция изображения семейного герба зародилась во времена средневековья. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Решили создать свой семейный герб. На поле щита рисуем то, что больше подходит к семье: увлечения, профессии.

Положив начало семейной летописи, восстановив, насколько возможно, свою родословную и даже придумав свой герб и девиз, дети осознали, что своей жизнью они обязаны многим поколениям своей семьи. Вся эта работа помогала детям понять: надо бережно относиться к близким, надо во всем им помогать и делать добрые дела.

Таким образом, зарождается новая семейная традиция, кроме уже существующих традиций, обычаев, любимых праздников.

Семейным традициям посвящен наш следующий классный час.

порт3.jpgОбщешкольное мероприятие. 3 класс. День ученика. Монтируем фильм «Папа, мама, я — дружная семья», в котором каждый кадр — счастливая история отдельно взятой семьи.

В день Ученика пишем письма потомкам.

На день Победы берем интервью у бабушек и дедушек. Пишем сочинения о старшем поколении. Затаив дыхание, слушаем истории об их военной юности. Рассматриваем похоронки, медали, документы, бережно хранимые дома.

В портфолио есть раздел «Наши достижения», где собраны награды всего класса и индивидуальные.

Наша внеклассная жизнь насыщена и разнообразна. Не оставлены без внимания красные даты календаря.

Мы живем в Санкт-Петербурге, регулярные встречи с которым расширяют кругозор ребенка, вызывают интерес к истории родного города, гордость за его подвиги. Мама Анохина Максима — Наталья Евгеньевна — по профессии экскурсовод. С ее помощью ребята посетили удивительные уголки нашего замечательного города. И в завершение экскурсий каждый получал лист с творческим домашним заданием, выполняя которое, он не только вспоминал содержание экскурсии, но и получал возможность выразить свои порт4.jpgвпечатления.

В конце 4 класса вспоминаем, чем запомнилась наша школа, что дала. Дети сочиняют стихи, пишут сочинения.

Значительную часть внеклассной жизни составляют праздники и процесс подготовки к ним. Эти фотографии копятся в течение 4 лет, оформляются в фотоальбом и вручаются каждому ребенку на празднике «Прощание с начальной школой».


Поделиться: