Поиск по сайту

Роль проектной деятельности в формировании интереса к изучению математики в школе


Авторcтво: Екимова Наталия Александровна, заместитель директора по УВР ГБОУ школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга; Ефимова Любовь Михайловна, учитель математики ГБОУ школы №558 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим

Б. Паскаль



То ослабевая, то разгораясь вновь, в обществе идет постоянная дискуссия о роли системы образования и школы в воспитании и социализации личности. Об этом говорят многие ученые, политики, деятели искусства, педагоги. Остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие способности школьников реализовывать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться различным жизненным обстоятельствам. Необходимо вооружить ребенка такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе, обеспечивая компетенцию «научить учиться». Именно об этом идет речь в Федеральном государственном образовательном стандарте:

«Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений».

На уроках мы добиваемся, чтобы ребята получали знания и ставим это, порой, во главу угла. Но рано или поздно сталкиваемся с тем, что получают они эти знания с неохотой, а значит и результат будет не очень-то хороший. Да, школа постоянно ставит перед собой задачу дать знания. А вот как научить ребят получать эти знания, а главное захотеть их получать? Как сделать так, чтобы дети сами захотели учиться? Это проблема, которую необходимо решить, если хотим добиться результата.

Безусловно, большое значение имеет компетентность учителя, его авторитет, знание им психологических особенностей возраста, с которым работает. Да, буквально лет десять назад всего вышеперечисленного было бы достаточно, но 21 век диктует свои условия и расставляет свои приоритеты. Наши ученики живут в таком обширном информационном поле, что им есть, где взять нужную информацию и без помощи учителя. Стало быть, мы должны строить свою работу, учитывая это.

Все эти проблемы перед МО учителей математики стоят наиболее остро, т.к. в нашей школе этот предмет изучается углубленно. В наше время изучение математики имеет целый ряд особенностей и, даже, трудностей (порой речь идет о кризисе математического образования): уменьшение количества уроков в неделю, оторванность математического образования от жизни , сухой мир цифр и чисел мало воздействует на чувства и эмоции учащихся и т.п. Стараясь идти в ногу со временем, используем комплексный подход к процессу образования, основанный на сохранении наиболее эффективных существующих методик и расширении ключевых компетенций учащихся. Уделяем большое внимание бережному отношению к детям, особенно в классах с углубленным изучением математики, чтобы сохранить в ребятах потребность в изучении предмета, желание углублять и расширять свои знания (школа не проводит конкурсного отбора), радуемся вместе с ними даже маленьким их победам, постепенно повышая планку.

Поэтому мы строим обучение на активной основе, учитываем личный интерес ученика к определенным знаниям, подключаем ребят к решению нестандартных задач, уделяя большое внимание образовательной рефлексии, как одной из форм нравственной деятельности учащихся (рефлексия, лат. refleksio – размышление, возвращение назад), которая позволяет развивать критическое мышление.

В своей работе «Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности» М.Н. Аплетаев, доктор педагогических наук, профессор кафедры Управления развития образования Омского государственного педагогического университета, пишет, что рефлексию тормозят и подавляют:

1. Установка на обучение «знаниям», а не средствам рефлексии, мышления, понимания свободной познавательной деятельности;

2. Идеология «культа знания и исполнения» и неприятие идеи незнания и сомнения;

3. Идеология нормы, неприятие возможности ее пересмотра.

Одним из эффективных способов формирования свободной познавательной деятельности является проектный метод обучения, который охватывает большинство учащихся школы, позволяя формировать ключевые компетенции, т.к. в процессе работы над проектом учащиеся овладевают креативными навыками: добыванием знаний из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действиями в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания, т.е. формируются универсальные учебные действия.

Проекты, реализуемые на уроках, по продолжительности, в основном, являются краткосрочными. Тематика их разнообразна:

1. Степенная функция;

2. Построение графиков с помощью производной;

3. Теорема Пифагора и ее применение в курсе геометрии;

4. Проценты и диаграммы;

5. Многогранники;

6. Делимость двучленов;

7. Прогрессии

и многие другие.

Все эти проекты осуществляются в основном в рамках одного класса или параллели. Ребята проводят защиту своих идей и наблюдений в форме презентаций, конференций, дискуссий, круглых столов и пр.

Есть и внеклассные проекты (долгосрочные):

1. Конкурс японских головоломок (судоку, хитори, какуро);

2. Выставка «Математики в годы блокады»;

3. Выставка «Оптические иллюзии»;

4. День рождения числа Пи;

5. Симметрия в архитектуре Петербурга;

6. Статистика – это интересно

и др.

В этих проектах принимает участие много ребят, но сказать, что это большинство нельзя, хотя, безусловно, выставочные проекты привлекают очень много зрителей, как детей, так и взрослых, включая родителей.

Поэтому хотелось придумать проект, который увлечет большинство ребят. И вот пришла в голову идея: объединить, на первый взгляд, невозможное: новогодние праздники и математику. Так три года назад родился наш проект «Математическая елка».

Выбор темы учащимся интересен, задания могут соответствовать их возрасту, дело новое, Новый год любят все. Сначала попробовали на нескольких классах, выставку работ оформили в одном из кабинетов математики. Даже не ожидали увидеть такие интересные работы. Ребята сделали не только игрушки, но и сами елки, причем все работы были математического содержания: различные многогранники, геометрические тела, математические формулы, шуточные задачи и кроссворды были достойным оформлением этих изделий.

На следующий год к этому проекту подключили все классы. Предложили ребятам либо объединиться в группы, либо работать индивидуально, у каждой группы появился руководитель проекта – учитель математики. Выставку оформили в вестибюле школы. Работы были намного интереснее, чем в прошлом году, в книге отзывов появились восторженные комментарии и благодарности.

Одна из самодельных елок очень удивила нас: вместо склеенных из бумаги игрушек, на ней красовались различные пластиковые упаковки, очень интересно оформленные согласно требованиям проекта. Идея нас увлекла, и в этом году перед ребятами была поставлена задача: изготовить елочные игрушки, композиции, елки не только с математическим содержанием, но и из экологического (бросового) материала.

Нашлось применение и трубочкам для коктейля, и пластиковым стаканчикам, и одноразовым вилкам и ложкам, и старым СD-дискам, и остаткам пластиковых уголков, и упаковочным веревочкам и т.д. И все, что сделали ребята, обязательно имело математическую направленность.

В этом году некоторые проектные группы защищали свои проекты в форме презентации перед членами жюри.

Получились хорошие работы, ведь всегда интересно наблюдать за процессом творчества. То, что ребята сделали собственными руками, им особенно дорого, а добытые в поиске решения знания становятся бесценным багажом. Не даром китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

В завершении любого проекта, по традиции провели, анкетирование во всех классах. В этом году попросили завершить фразу (по С.С.Кашлеву «Технологии рефлексии»):

1. Во время работы над проектом

- я научился…….

- почувствовал…….

- приобрел…….

2. Проект заставил меня задуматься…….

3. Мне особенно понравилось…….

4. Хотелось бы…….

5. Мне очень помогли …….

Отвечая на вопросы, ребята пишут, что проект:

- научил их аккуратности, терпению, строить различные геометрические фигуры, склеивать многогранники, интересно учить трудные формулы, работать в команде;

- они почувствовали радость общения и испытали чувство удовлетворения от выполненной работы;

- приобрели новый опыт, навыки, знания, поняли, что из бросового материала можно сделать прекрасные вещи;

- заставил задуматься о своем месте в коллективе, о своем собственном развитии, о том, что своими руками можно многое сделать, особенно, если рядом с тобою друзья, об экологии нашей планеты;

- понравился прежде всего процессом творчества и чувством удовлетворенности от проделанной работы;

- хотелось бы, чтобы продолжался, потому что у них много новых идей, и узнавать много нового в такой творческой атмосфере – это здорово;

- нашел людей, способных помочь им в работе – это учителя, родители, соседи, братья и сестры, друзья и т.п.

Здесь наиболее ярко мы увидели рефлексию как личностный процесс совместной работы учителя и ученика не просто в системе учебных занятий, а в мировоззренческом аспекте. Именно радость созидания, возможность творить рука об руку с товарищами и учителем, который из учителя-предметника стал наставником, консультантом, руководителем, экспертом, помогает ребятам нравственно расти.

В результате проектной деятельности у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД):

- личностные УУД: самоопределение, мотивация, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;

- познавательные УУД: общеучебные (от формулирования познавательной цели до ее моделирования), логические (от анализа до выдвижения гипотез и их обоснования), действия постановки и решения проблем (от формулировки проблемы до самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера);

- коммуникативные УУД: планирование взаимодействия, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнеров, умение точно выражать свои мысли;

- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Вышеперечисленные УУД являются базой для развития метапредметных умений, позволяющих учащимся успешно продолжать обучение в колледжах, техникумах, институтах. У ребят формируется представление о математике, как о живом предмете, где у каждого есть возможность самовыражения. Зарождаются основы системного мышления, развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способность ориентироваться в незнакомой ситуации, умение вычленять главное, искать наиболее простое, оригинальное решение проблемы. Происходит совместное интеллектуальное обучение, расширяются социальные связи, родители активно подключаются к реализации проекта. Учащиеся, которые выглядят на уроке очень неуверенно, вдруг оказываются лидерами и наоборот. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение. Вырастает способность объемного, пространственного мышления, так необходимого на уроках (особенно геометрии).

В реализации проекта приняли участие не только учителя математики, но и наши коллеги, преподающие другие предметы. Ребята активно пользовались современными техническими средствами: цифровыми видео и фотокамерами, компьютерами, интерактивными досками, Интернетом, ведь информатизация при организации проектной деятельности стимулирует познавательный интерес школьников, повышает эффективность самостоятельной работы, открывает для них принципиально новые возможности в учебной деятельности. В этом нам помогает участие в международном проекте по внедрению нового поколения микрокомпьютеров и программного обеспечения TI-NSPIRE CAS, разработанного компанией Texas Instruments, для поддержки преподавания математики и физики в школе.

Наша школа является коллективным членом Общероссийского проекта «Школа цифрового века», членом Ассоциации Гимназий Санкт-Петербурга. По организации проектной деятельности у нас прошли педсоветы с привлечением представителей педагогической науки города, которые, безусловно, помогли нам правильно организовать работу.

В результате за последние годы мы наблюдаем эффективность и рост академических знаний, что подтверждается результатами Единого Государственного Экзамена: школа входит в десятку лучших школ района по результатам ЕГЭ по математике; заняли первое место в районе по олимпиадному движению.

Среди учащихся школы:

- шесть призеров региональной олимпиады школьников ВУЗов Санкт-Петербурга по математике 2009г.;

- пять учащихся получили свидетельство особого образца Томского университета за успехи в изучении информатики;

- трое учащихся являются призерами (1 и 3 место) во Всероссийском дистанционном конкурсе ученических презентаций по математике «Планета увлечений» -2011г;

- два победителя районной олимпиады по физике;

- шесть победителей дистанционной олимпиады по математике «Пифагор» -2010 и 2011г.г.

91% выпускников 2010-2011уч.г. поступили в ВУЗы, из них 64% - в технические.

В наше время общество заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, могут работать в коллективе (обладают коммуникативными навыками), ведь успех любого начинания зависит от грамотно организованной проектной деятельности.

Учителя математики нашей школы, внедряя проектную деятельность, вносят посильную лепту в решение этих задач.



Список литературы:

1.Государственный образовательный стандарт начального и общего образования. – М.: Просвещение 2010.

2.Национальная инициатива «Наша новая школа». //Вестник образования.

3.Аплетаев М.Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности.

- Педагог : Наука, технология, практика. Барнаул 2002.

4.Кашлев С.С. Технологии рефлексии.//Центр проблем развития образования БГУ.

5.Пахомов Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ 2005.

6.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч – 2003 - №6.

7.Сергеев И.Г. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение.

8.Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций //электронный ресурс// электронный журнал Эйдос - 2006


Поделиться: