Поиск по сайту

Из опыта апробации комплексного учебного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»


Авторcтво: Баглай Наталья Петровна, учитель ОРКСЭ ГБОУ СОШ №76 Выборгского района Санкт-Петербурга


С первого сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 часов учебного времени.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Все модули нового курса носят светский, культурологический характер и преподавание его возложено (в соответствии с нормативными документами) на учителей общеобразовательных школ, обучившихся по специальным образовательным программам повышения квалификации. Курсы повышения квалификации организованы в Петербурге на базе Академии постдипломного педагогического образования и Русской христианской гуманитарной академии. Первые выпускники этих курсов и стали первыми учителями, приступившими к апробации нового курса в Петербурге в 2011-2012 учебном году.

Следует отметить, что в 20 регионах России новый курс по замыслу разработчиков вводился в экспериментальном режиме 2011 году в последней четверти 4-ого класса (17 часов, 2 урока в неделю) и продолжался в первой четверти 5-ого класса после летних каникул, также 17 часов, 2 урока в неделю. В Петербурге было принято решение присоединиться к эксперименту с 1.09.2011 года, но ввести новый предмет только в пятом классе: 34 часа, по одному уроку в неделю за счет регионального компонента учебного плана. В настоящее время в регионах подводят итоги завершения курса и готовятся к новому потоку с 1.04.2012, в Петербурге эксперимент в самом разгаре. Поскольку наша школа вошла в число экспериментальных площадок города, в соответствии с планом подготовки к обязательному введению ОРКСЭ с 1.09.2012 года, нам поручено было провести городской обучающий семинар для будущих учителей ОРКСЭ, в работе которого приняли участие почти 60 педагогов.

Попробуем подвести некоторые предварительные промежуточные итоги и поделиться опытом работы.

Как сказал в свое время великий французский мыслитель Ж. Ж. Руссо: «Почти во всех делах самое трудное – начало». Слова эти как нельзя лучше характеризуют ситуацию, когда перед самым началом 2011-2012 учебного года мы узнали о нашем стихийном вступлении в эксперимент по введению ОРКСЭ в 5-х классах. Встал вопрос о педагоге. Директор школы предложила участие в эксперименте мне, учитывая мой 20-летний опыт преподавания истории и обществознания и 17 летний опыт работы заместителем директора школы по воспитательной работе. Кроме того, как раз в 2010-2011 году я прошла курсы повышения квалификации в РХГА «Духовно-нравственное воспитание – петербургский вектор».

В первых числах сентября было созвано родительское собрание, на котором родители были проинформированы о вступлении школы в эксперимент. Заместитель директора школы по УВР объяснила родителям их права и реальные возможности школы. Провели обсуждение, ответили на все вопросы. Я честно призналась, что готова вести Светскую этику и Основы мировых религиозных культур на достойном уровне, а вот для преподавания других модулей нужна дополнительная подготовка. В идеале предполагается, что поскольку дети и родители могут выбрать любой из шести модулей, то и учитель должен быть готов удовлетворить все эти запросы и преподавать каждый модуль одинаково качественно. Особо оговаривается, что курс носит светский характер и личные религиозные взгляды педагога не должны влиять на стиль преподавания и не могут быть причиной отказа в праве на преподавание курса. Т.е. правоверный мусульманин может качественно преподавать основы иудейской культуры. Точно так же и атеист или человек верующий, но не воцерковленный, может вести любой модуль курса, т.к. преподаются не религиозные учения, а основы религиозных культур. Это, к сожалению, понимают не все родители и даже не все учителя.

Отрадно отметить, что явка на родительское собрание была практически 100%, многие пришли в полном составе, мама и папа. Родители подошли к ситуации очень серьезно, было много вопросов, но мы получили отличный результат: во-первых, никто не отказался, во-вторых, выбрали дружно: 5-б - светскую этику и 5-а - ОМРК. Особенно обрадовало родителей сообщение о безоценочном обучении и то, что весь УМК участникам эксперимента будет предоставлен бесплатно.

Следует сказать, что в Петербурге ситуация с выбором родителей заметно отличается от всех остальных регионов, где проходит эксперимент. Везде выбор примерно такой:

Основы мировых религий – 15-20%; Светская этика 38-40%; Основы православия – 38-42%

В Петербурге картина иная:

Основы мировых религий – 40%; Светская этика 38-40%; Основы православия – 12%

Возможно, сказывается влияние поликультурного мегаполиса, предполагающего некую политкорректность, или проявляется неготовность образованных русских, по традиции православных, но не воцерковленных родителей и учителей взаимодействовать с детьми на православной почве. Сказать наверняка, трудно, но факт остается фактом. Выбирая модули в 2011-2012 году, в 21 школе Петербурга выбор был сделан именно такой.

Возможно, в следующем году, результаты будут другими.

В наших условиях мне приходится вести уроки в целых классах (почти по 30 человек), что конечно трудновато. Предпочтительно, конечно, деление класса на подгруппы.

Учебники мы получили к концу сентября, абсолютно бесплатно, и весь УМК: учебники по всем шести модулям, программы и книгу для учителя в 2 экземплярах, брошюры для всех родителей, учебники и диски для всех учащихся в соответствии с их выбором. Родители и дети были очень довольны, дети используют диски для подготовки домашних заданий, работая с иллюстрациями, дополнительной информацией, решая тесты, наподобие ЕГЭ в интерактивном режиме. За счет дисков учебники стали существенно легче, что полезно для здоровья детей, а домашнее задание с диска очень хорошо мотивирует пятиклассников, ведь работать на ПК им еще доставляет удовольствие.

Надо отметить особо, что для преподавания этого курса просто необходимо иметь хорошее техническое оснащение. К счастью в нашей школе мы имеем такую возможность. В классе установлена отличная интерактивная доска, имеется документ-камера, музыкальный центр.

Даже обычная белая магнитная доска необходима для экспонирования творческих работ.

Но самое главное заключается в том, что педагогическое воздействие на духовно-нравственную сферу личности ребенка должно быть максимально комплексным. В нашей школе мы создали творческую группу, в которую вошли завуч, психолог, учителя ИЗО, литературы и классные руководители 5-х классов.

Координируя свои усилия, обсуждая результаты, мы, помогая друг другу, идем вперед, отмечая пока только положительные моменты.

Обратимся к целям комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», которые заключатся в формирование у младшего подрост­ка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основан­ному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общ­ность в многообразии. Идея поликультурности, — отра­жает культурную, социальную, этническую, религиозную слож­ность нашей страны и современного мира.

Основные задачи комплексного учебного курса «ОРКСЭ»:

• знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной шко­ле, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренчес­ких основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на сту­пени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаим­ного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Согласно ФГОСам нового поколения учащиеся при освоении новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» должны показать следующие ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Степень важности отражается, очевидно, в порядке перечисления

Требования к личностным результатам:

формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­верия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального по­ведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо­циональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно­му отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

овладение способностью принимать и сохранять цели и зада­чи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществ­ления;

— формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек­тивы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера оши­бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств ин­формационно-коммуникационных технологий для решения раз­личных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при­чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж­дого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

— осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

(Из пояснительной записки Рабочей программы по ОРКСЭ).

Как же добиться таких выдающихся результатов, занимаясь с целым классом всего один час в неделю и только в течение пятого класса?

Вопрос риторический.

Но делать что-то надо, и весь собственный опыт работы, и все предшествующие курсы переподготовки, и все когда-то прослушанные лекции, весь опыт замечательных российских учителей, публикующих свои наработки в интернете, все постепенно стало складываться в некую единую систему.

Ясно, что мы умеем при помощи инновационных технологий воздействовать на когнитивную сферу учащихся. Технологии развития критического мышления, эвристические беседы,методы моральных дилемм и дискуссий, работа с различными источниками, проектная деятельность, игры, и др. позволяют давать знания, расширять кругозор, формируют необходимые учебные компетенции и т.д., с акцентом непременно на деятельностный подход. Легко и непринужденно пятиклассники даже не знакомые в начальной школе с этими видами работ начинают составлять кластеры, сочинять синквейны, создавать презентации и т.п. Но, выясняется, что не это главное.

Идут хорошие, динамичные уроки, учитель и ученики как будто вполне довольны друг другом, но момент истины никак не наступает. Качественных сдвигов в духовно-нравственном плане не происходит. Остается утешать себя тем, что эти изменения проявятся в более или менее отдаленном будущем. Но все же главное, и самое трудное, воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, а через нее воздействовать на нравственные устои подрастающей личности.

Много сейчас говорится о проблеме мотивации. Уже младшие школьники ничего не хотят, им не интересно, скучно, они стремятся к компьютерным играм и т.д. Лень, безответственность, лживость – такие качества не редкость уже у младших школьников. К этому часто добавляется низкая самооценка, проблемы в общении с детьми и взрослыми, весьма запутанные, не помещающиеся в сознании ребенка, семейные коллизии. В общем, целый букет. Душа ребенка томится и страдает, иногда, наши дети сводят счеты с жизнью, так как им кажется, что выхода нет. А он есть, но, чтобы его найти, нужно потрудиться и научиться любить и уважать самого себя и окружающих. Такие возможности открываются на уроках ОРКСЭ.

Отслеживая, как дети реагируют на разные типы уроков, я постепенно пришла к выводу о том, что уроки по ОРКСЭ должны быть яркими, т.к. наглядно-образное мышление характерно для младших школьников, наличие презентации к уроку очень желательно. И, уроки должны быть обязательно очень эмоциональными. Решить эту задачу возможно только средствами искусства.

Именно искусство помогает воспитать у ребенка эмоциональную восприимчивость, тонкость чувств, так необходимых для ощущения гармонии человека, природы и мира.

Способность чувствовать красоту в природе, в искусстве, в жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль должна принадлежать семье. Если в семейных традициях наряду с семейными праздниками, совместными делами, путешествиями, визитами к родственникам есть место посещению музеев, театров, храма, то душа и ум ребенка развиваются гармонично. В противном случае мы имеем дело с различными деформациями, которые пытаемся скорректировать заботами классных руководителей или учителей-энтузиастов.

Самым действенным в моем арсенале на сегодняшний день оказались притчи, положенные на музыку. Случайно я наткнулась в интернете на интересную презентацию, в которой использовалась притча Светланы Копыловой и была ссылка на сайт автора. Теперь без произведений этого автора не обходится почти ни один урок. Это удивительно, дети слушают ее притчи в абсолютной тишине, иногда в глазах появляются слезы, потом мы молчим, каждый о своем, потом идет горячее обсуждение.

Очень мы полюбили «словесное рисование», которое начинается со слов: «если бы я умел отлично рисовать, я изобразил бы…» и далее, наперебой предлагаются самые важные моменты. Они у каждого свои. Впечатления и эмоции, полученные на уроке, очевидно, долго сохраняются в детских душах. Дома дети рисуют, как умеют, иллюстрации, приходят через неделю и просят снова послушать притчу, иногда два раза подряд, а потом предъявляют свое творчество на всеобщее обозрение. Оценок, как известно, по ОРКСЭ нет, можно и не рисовать, но почти все рисуют. В какой-то момент, я поняла, что интуитивно пришла к использованию арт-терапевтических методик. Рисование под музыку, прослушивание историй и придумывание своих окончаний, использование кукол, от лица которых разыгрываются жизненные или выдуманные ситуации – все это очень эффективные приемы, позволяющие включить эмоции и чувства ребенка в процесс развития личности, а так же попутно снять напряжение, преодолеть страхи, нивелировать стрессовые ситуации.

Неожиданно, в памяти всплыли сетования учителей, которые выступали за введение оценок по курсу ОРКСЭ, т.к. их отсутствие, якобы, снижает мотивацию учащихся. Могу с уверенностью сказать, что отсутствие оценок это огромное благо, особенно в пятом классе. Часто при переходе из начальной школы в среднюю не все отличники подтверждают свой былой статус. Причин может быть много, но неудачи былых лидеров вызывают иногда приступы злорадства со стороны «добрых» одноклассников. Эта болезнь роста потом проходит, правда не для всех бесследно. Безоценочное обучение сближает, а не разъединяет класс. Вопрос об оценках не встал ни разу. Интерес одноклассников, похвала учителя, ощущение себя в команде – оказалось, этого вполне достаточно для душевного комфорта и стимула к дальнейшей работе.

В завершении хочется отметить, что большая работа по закреплению и развитию достижений учащихся проводится благодаря сотрудничеству учителей-предметников и активной деятельности классных руководителей. Более тщательно отбирается репертуар для просмотра в театрах, планируются посещения музеев, храмов, разрабатываются внеклассные мероприятия. Ведь весь жизненный опыт учащихся должен работать на формирование ценостно-смыслового ядра мировоззрения личности.

Приложения


Поделиться: