Поиск по сайту

Формирование толерантности и патриотических чувств у дошкольников


Авторcтво: Артамонова Людмила Яковлевна, учитель-логопед, учитель-дефектолог ГДОУ детского сада №12 Выборгского района Санкт-Петербурга


Актуальность вопроса

За последние десятилетия во всем мире стали развиваться миграционные движения, что приводит, с одной стороны к экономической и социальной интеграции, к единению народов, с другой к этническому и религиозному противостоянию, к вражде между отдельными социальными группами, ксенофобии.

Большую роль в гармонизации отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению.

Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года гласит: “Толерантность означает убеждение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений”.

Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

Для русских людей понятие толерантности далеко не ново. Россия всегда была многонациональной страной, где переплелось множество культур, традиций, религий.

В концепции модернизации российского образования говорится: “Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства”

Естественно все эти требования касаются и дошкольного образования.

Концепция 2020 определяет толерантность как общественную ценность наравне со здоровьем, семьей, патриотизмом.

Детство большинства педагогов прошло в то время когда общечеловеческие ценности, интернационализм, уважение к другим народам и культурам транслировалось средствами массовой информации. Сегодня средства массовой информации в большой степени являются частью рыночной экономики. Поэтому приоритет в осуществлении данного вопроса в большей степени принадлежит образованию.

Американский журналист, писатель-антрополог Томас Аберкромби, который за свою жизнь объездил весь земной шар, работал на всех шести континентах, очень точно подметил: “Познавая другие культуры мы лучше начинаем понимать свою, тем самым обогащая свою жизнь, расширяя кругозор, лучше понимаем себя и других людей.”

Детство является тем благотворным периодом, когда формируются лучшие качества человека.

С момента появления на свет, среда, в которой растет ребенок, формирует его жизнь и поведение, он становится маленьким творением своей культуры.

Для растущего человека понятие Родина начинается с любви к маме, к близким людям, к родному дому. Велика роль семьи в воспитании личности ребенка. Постепенно ребенок социализируется в обществе через систему образования в детском саду. Здесь он учится общаться со сверстниками, любить, уважать. Основная задача дошкольного образования – формировать гармонично развитую личность: человека умеющего уважать себя и других; умеющего ценить прекрасное; с уважением и любовью относящегося к культурному наследию своей Земли, историческому прошлому своего народа. Умеющему ценить чувства других людей и уважающему культуру других народов.

Очень важно педагогам, работающим в системе дошкольного образования, работая с детьми разных национальностей акцентировать детей на общность, на схожесть между ними, а не на различие. Прививать интерес к различным культурам мира. К 5-6 годам у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого через призму конкретной деятельности. В шестилетнем возрасте уже достаточно развита готовность и способность ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Это благотворный возраст для развития личности в аспекте основ толерантности.

Формирование толерантности у человека проходит ряд стадий. Условно выделяем уровни или структурные компоненты проявления толерантности:

1) Когнитивный (знаниевый) – знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения, понятия и принципов толерантности.

2) Эмоционально-оценочный – осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие.

3) Поведенческо-рефлексивный – устойчивое проявление толерантности в поведении, при различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе; своему поведению, самооценивание, самоанализ.

Формирование толерантности – это движение по направлению к свободной, гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического, личностно-ориентированного подхода.

Этнокалендарь в образовательном пространстве детского сада

Мы работаем в детском саду №12 компенсирующей направленности в группе детей с диагнозом «Задержка психического развития». Группа разновозрастная, есть дети других национальностей.

На протяжении ряда лет использую в своей работе с детьми старше-подготовительного возраста этнокалендарь, который создает информационно-просветительскую среду для детей и родителей. Дети знакомятся с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира. Значимое место в этой работе отводится семье. Родители участвуют в организации праздников в группе. Ведётся рубрика «Моя семья», дети приносят фотографии близких, родственников. Рассказывают об интересных местах, увлекательных путешествиях, в которых они побывали в нашей стране, в ближнем и дальнем зарубежье.

Проектом моей работы по формированию толерантности и патриотических чувств является этнокалендарь. Работа с этнокалендарем осуществляется через разные формы, виды деятельности.

Проводятся беседы в системе занятий по социальному миру и развитию речи. Дети знакомятся с культурой, сказками, играми народов России и мира. Через сеть занятий, бесед «Моя страна Россия», «Наш город Санкт-Петербург» дети знакомятся с историей и культурой нашей страны, своего города. Во время занятий, бесед по ознакомлению с культурой России и мира целесообразно использовать компьютерные средства обеспечения.

Этнокалендарь играет значимую роль в систематизации работы по формированию толерантности и патриотических чувств, культурно-нравственному развитию дошкольников. В результате работы у детей значительно возрос уровень знаний окружающего мира.

Пример использования этнокалендаря в нашей работе в течение года (2011 год).

Январь

· 1 января – Новый Год.

Работа с детьми: разучивание стихов, подготовка к утреннику.

· 7 января – Рождество Христово (православное).

Работа с детьми: знакомство с православной культурой.

· 27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Работа с детьми: беседа, посвященная блокадному Ленинграду.

Февраль

· 10 февраля – день памяти А.С.Пушкина.

Работа с детьми: знакомство с творчеством, чтение сказок, стихов А.С.Пушкина.

· 17 февраля – китайский праздник фонарей (завершение празднования Нового года, в Китае устраивается выставка разноцветных фонариков с загадками, отгадавший получает призы).

Работа с детьми: знакомство с Китаем, раскраска фонарей, конкурс загадок.

Цели и задачи: знакомство с культурой народов мира, развитие высших психических функций. Воспитание толерантности.

· 23 февраля – День защитника Отечества.

Работа с детьми: предварительная беседа, конкурс стихов о Родине, Российской армии.

· 28 февраля – масленица (встреча весны).

Работа с детьми: праздник в группе.

Цель: воспитывать уважение и интерес к традициям и культуре родной земли.

Март

· 3 марта – японский праздник кукол (старинный японский праздник. Девочки в нарядных кимоно ходят друг к другу в гости, любуются куклами, дарят и получают подарки).

Работа с детьми: предварительная беседа. Знакомство с народами мира (Японией). Девочки приносят в детский сад любимые куклы, составляют рассказ о любимой кукле. Утраиваем угощение и чаепитие.

Задачи: формировать интерес к другим культурам; развивать связную речь.

· 8 Марта – международный женский день.

Работа с детьми: подготовка к празднику в детском саду, конкурс рисунков, стихов, рассказов «Моя мама».

Задачи: воспитание любви к матери. Развитие высших психических функций, связной речи.

· 21 марта – Навруз («Новый день»). Для большинства восточных народов наступает Новый год. Люди радуются весне, пробуждению природы и солнцу, как символу жизни.

Работа с детьми: информационно-просветительская в аспекте этнокалендаря.

Апрель

· 1 апреля – день смеха.

Работа с детьми: чтение шуточных историй.

· 2 апреля – день детской книги.

Работа с детьми: беседа «Книга в жизни людей».

· 12 апреля – всемирный день авиации и космонавтики.

Работа с детьми: беседы «Земля в солнечной системе», «Ю.Гагарин и другие космонавты». Конкурс детских рисунков; стихи о космосе.

· 24 апреля – Пасха Христова (святое Христово воскресенье). Главный праздник всех христиан.

Работа с детьми: знакомство детей с христианской культурой (детская библия). Детское творчество: изготовление и раскраска пасхальных яиц, поделок.

Май

· 1 Мая – праздник весны и труда (праздник прихода тёплой весны и начала полевых работ).

· 9 Мая – День Победы. Праздник победы многонациональной советской армии над фашизмом в Великой Отечественной войне.

Работа с детьми: знакомство детей с героическим прошлым нашей страны, с народами Советского Союза.

· 27 мая – день города Санкт-Петербурга (история и культура города).

Работа с детьми: конкурс стихов, рассказов о родном городе, конкурс рисунков.

Июнь

· 12 июня – день России (знакомство с культурой народов России).

Работа с детьми: беседа о народах населяющих Россию, чтение народных сказок, фольклор.

· 26 июня – сабантуй (народный праздник татар и башкир. Празднует окончание посевных работ).

С 1 июля по 31 августа у детей летние каникулы.

Сентябрь

· 1 сентября – День Знаний (праздник начала учебного года).

· 30 сентября – Рошашана (праздник в честь наступления нового года по иудейскому календарю). Принято поздравлять друг друга, желать доброго нового года.

Работа с детьми: информационно-просветительская в аспекте этнокалендаря.

Ноябрь

· 4 ноября – День народного единства. День казанской иконы Божией Матери. Праздник единения народа нашей страны. Праздник в честь найденной в Казани священной иконы, перед которой молились воины.

Работа с детьми: беседа, посвященная истории России, знакомство с народами России, беседы, чтение национальных сказок, фольклор, игры народов нашей страны. Знакомство с народными костюмами (раздать детям шаблоны, предложить самим нарисовать костюм). Конкурс рисунков «Моя страна Россия». Развивающе-дидактические игры: «Найди пару», «Что изменилось», «Какой детали костюма не достает», «Назови костюм» (костюмы в пересекающейся плоскости). Такие игры закрепляют знание национальных костюмов, воспитывают толерантность, развивают память,объем и распределение внимания, мышление.

· 28 ноября – День матери России. Праздник в честь всех матерей нашей страны. Их поздравляют, благодарят за заботу, дарят подарки.

Работа с детьми: Неделя досуга в детском саду, посвященная Дню матери; детские праздники для мам; изготовление праздничных газет. Праздник в группе «Моя мама лучше всех». Предварительная работа: конкурс рисунков, стихи, детские рассказы о маме, рассказы по фотографиям "Путешествие с мамой". Развивающее занятие "Я люблю свою маму". Цель и задачи: формировать любовь к маме, воспитывать общечеловеческие ценности, развивать культуру речи.

Декабрь

· 6 декабря – День памяти А.Невского.

Работа с детьми: беседа о А.Невском «Моя страна Россия» (Н.В.Виноградова, Л.А.Соколова). Цель: воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

· 25 декабря – Рождество (каталическое).

Работа с детьми: знакомство детей с христианской культурой (страницы Детской библии). Знакомство с детской классической музыкой.

Этнокалендарь является ярким развивающим пособием, создающим информационно-развивающую среду. Он систематизирующий фактор в аспекте духовно-нравственного развития детей. Способствует формированию толерантного поведения, поликультурного мышления, воспитывает уважение и интерес к культуре своего народа и других народов. Развивает культурный уровень дошкольников. Способствует воспитанию общечеловеческих ценностей, развитию коммуникативной культуры и речи. В результате работы возрос уровень познавательных процессов детей, расширился активный словарь, возрос уровень связной речи, динамика высших психических функций.

Заключение

В заключении хочется отметить, что приоритетным направлением в духовно нравственном развитии подрастающего поколения считаю воспитание толерантности и патриотических чувств. Человек не может совершенствоваться вне социума. Настоящее формирует будущее. От сегодняшней системы образования, от личностных качеств каждого отдельного педагога зависит каким будет мир завтра.


Приложения:

· Мероприятие (занятие), посвященное «Дню народного единства»

· Песня Росиночка-Россия


Список литературы:

1) Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ

2) Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сентября

3) 11. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11

4) Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал №3 - 2003.

5) 6. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15.

6) 7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб, пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2004.

7) 9. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. -№2.

8) О социализации дошкольников: // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 4.




Поделиться: