Поиск по сайту

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования


Авторcтво: Будницкая Регина Семеновна, учитель английского языка высшей квалификационной категории ГБОУ «Лицей №179» Калининского района Санкт-Петербурга


В данной работе нам хотелось бы представить некоторые результаты нашей педагогической деятельности за последние 2-3 года по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства как основного компонента условия повышения качества образования.

Основной целью комплексных проектов модернизации образования является получение качественного образования. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое и нравственное здоровье граждан, включая и наше подрастающее поколение, именно школьников, лицеистов, студентов.

На наш взгляд состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. По данным исследований, проводимых школьными психологами, уровень тревожности и негативных эмоций значительно превышает норму.

Отсюда стремительно ухудшаются показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.

Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

Здоровьесберегающие технологиизадача особой важности для всех преподавателей, поэтому на наших уроках должны создаваться условия для здорового развития детей.

В рамках реализации национального проекта «Здоровье нации» был разработан проект «Здоровые дети», проведен семинар для педагогических работников лицея, проведен анализ федеральных и региональных программ по здоровьесбережению, разработана технологическая карточка урока, даны рекомендации использования здоровьесберегающих технологий. В первом полугодии были запущены программы интегрированного курса ОЗОЖ, проводился разговор о правильном питании в 1-4 классах, созданы волонтерские группы для учащихся 5-6 классов и для учащихся 9-11 классов, которые провели лицейские акции против СПИДа и наркотиков, выходили с беседами в классы, провели открытый круглый стол с приглашением учащихся лицея. Проведены открытые исследовательские презентации, посвященные здоровому образу жизни, конкурс рисунков, газет, фотографий в рамках выполнения программы «Разговор о правильном питании, конкурс презентаций по теме «Мы за здоровый образ жизни». Во втором полугодии была введена программа в 6- 8 классах «Полезные навыки». Администрацией лицея анализируются уроки с позиций эффективности использования здоровьесберегающих технологий.

В нашем лицее создаются все условия для здорового

развития детей:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки».

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).

3. Формируется здоровый образ жизни.

Учителя нашего лицея широко используют игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам, строго ограничен объем домашних заданий.

Воздушно-тепловой и световой режим во всех кабинетах полностью соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения. Учителя используют разные методики введения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал.

Большое значение имеет организация урока. Мы стараемся строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время каждого задания, чередуя виды работ (самостоятельная работа, работа с учебником (устно или письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке, мозговой штурм. Все это способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Использование разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку, на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, нами соблюдается объем всех видов тестов, а контрольные работы проводятся строго по календарно-тематическому планированию.

Для снятия умственного напряжения и утомления вводятся эмоциональные разрядки: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка. Одним из важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Мы стремимся вызвать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, мы проводим физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

На наших уроках мы используем методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учитывая индивидуальные особенности учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержания познавательного интереса к изучению английского языка, а также принцип двигательной активности на уроке.

1. Урок – зона психологического комфорта.

В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке.

С этой целью мы используем методы эмоциональной раскачки, медитативно-релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сказок.

Например, мы используем упражнение «Комплименты», когда дети друг другу говорят добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников или упражнение «поделись радостью», «Нарисуй свое настроение».

Очень эффективны упражнения на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина и мы просим на английском языке представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.д.

Для достижения высоких результатов в изучении иностранного языка, очень важно чтобы у детей не появилось чувство страха, боязни пред новым предметом. Мы внушаем им, что они ничего не должны бояться, должны быть раскрепощенными, тогда им будет легче усваивать новый материал.

Мы считаем, что в средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в конце.

Вот пример комплексной релаксации. Продолжительность 3 минуты. (Звучит тихая спокойная музыка для релаксации).

Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. You are relaxing. Your troubles float away. You love your relatives, your school, and your friends. They love you too. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: “Well done!”, “How clever you are!”, “Good boy, girl!” и невербальной: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты.

Похвалу учителя можно выразить в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче. На своих уроках я достаточно часто практикую самооценивание и взаимооценку. Например, учащиеся оценивают свою работу на уроке как good(хорошо), ok(нормально), try again!(попробуй еще).

2. Важной основой здоровьесберегающих технологий является – индивидуальный и дифференцированный подход, который на наших уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.

Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Организуя виды взаимодействия, нами учитывается уровень экстравертности/интровертности учащихся.

Например, для выполнения определенных заданий на наших уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.

Можно, например, подготовить презентацию, или сделать задание в письменной форме.

3. Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению.

Отличительной особенностью многих упражнений на уроке является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом, визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц».

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

На вопрос «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения оздоровительных минуток?» учащиеся отвечают таким образом:

- перестали ждать перемену – 25%

- уроки проходят быстрее - 20%

- уроки стали интереснее -27%

- повысилась активность на уроке – 10%

- изменились взаимоотношения с учителем – 6%

- улучшились учебные результаты – 14%

4. Поддержание интереса к изучению английского языка также является важным компонентом здоровьесбережения.

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения.

Нами используется игровая методика, особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. При этом, чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

Например, завершая изучение темы «Одежда», нами было предложено детям провести игру «Парад моделей». Дети подготовили маленькие проектные работы о модели, созданной своими руками. Они выбирали самостоятельно имя модели, подбирали костюмы, изображали модель на рисунке, а затем проводили презентацию своей работы в виде рассказа.

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе подходит метод проектов.

Это метод нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду, / Покажи мне - и я запомню, / Вовлеки меня – и я научусь».

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника (элемент здоровьесбережения) и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. Кроме того, дети охотно работают на компьютере с использованием интерактивной доски.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.

Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например «Портрет писателя», «Путеводитель по стране изучаемого языка», включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо» (Family Tree), («Школа будущего или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты» и другие. (5-6 классы). У детей должно создастся впечатление, что английский язык - это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.

Презентация проекта по теме "Животный мир планеты»" в 4 классе стала полной неожиданностью для нас. Получилось настоящее театрализованное представление. С нашей точки зрения данный урок ценен не только своим наполнением, но и тем, что соблюдены принципы здоровьесберегающих технологий: комфортная атмосфера, разные виды учебной деятельности, физкультминутка, использование разных видов преподавания.

Данный урок интегрирует знания двух предметов – окружающий мир и английский язык, а интеграция способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Обобщающей темой двух предметов стала тема - «Рождение детенышей».

На уроке дети делились на несколько творческих групп, в зависимости от той проблемы, которую они изучали. Урок начался с задания «Поделись своим радостным настроением». Затем в виде театрализованного представления в костюмах каждая группа разыгрывала сценки о разных видах животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц. Выступления являлись помощью в выполнении заданий в рабочих тетрадях учащихся.

После выполнения задания детей ожидал автобус с гидом, сопровождающим в Лондонский зоопарк. Все надели фуражки и приготовились к путешествию. Во время поездки дети исполнили задорную, шутливую песню о том, как живут животные в зоопарке и о смотрителе зоопарка Эрни, что явилось хорошим видом релаксации после выполнения задания в рабочих тетрадях.

Во время урока учащиеся выступают в роли персонажей учебника и разыгрывают диалоги, презентуют свои проекты о животных и их детенышах, отгадывают загадки, угадывают голоса животных, учатся быстро и правильно произносить скороговорки о животных на английском языке, помогают смотрителю зоопарка навести порядок. Элементы театрализации на уроке являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения, а разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Урок сопровождает мультимедийная презентация, которая создает атмосферу присутствия в настоящем зоопарке. Финал урока – поездка обратно и исполнение веселой, задорной песни.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным и продуктивным.

Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Так, в 6 классе были проведены нетрадиционные уроки с дегустацией английской кухни. Детям такие уроки особенно нравятся.

Через год работы по формированию адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий, у учащихся был зафиксирован более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности.

По результатам промежуточной диагностики, проведенной в декабре 2010 года, мы можем утверждать, что процесс формирования адаптивной среды идет успешно и, как следствие этого, повышается качество знаний учащихся.

Список использованной литературы

1.Коммуникативность в обучении современным языкам.

Совет по культурному сотрудничеству. Проект №12 «Изучение и преподавание

Современных языков для целей общения» Совет Европы Пресс, 1995

2.Е.А.Балк, М.М.Леменев. Английский язык. Занимательный урок. Москва изд «НЦ ЭНАС» 2001.

3.Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся , как педагогическая проблема. Казань 1982.

4.www.pacient.ru

5.www.infox.ru

6.www.ya-roditel.ru

7.www.litvik.ru

8.www.dissercat.ru

9. www.vestnik.edu.ru


Поделиться: