Поиск по сайту

Слово участникам Всероссийской конференции


Авторcтво: Данилова Елена Николаевна, учитель начальных классов гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга; Дивель Валентина Николаевна, заместитель директора гимназии №271 Красносельского района Санкт- Петербурга; Плетенева Татьяна Александровна, учитель-логопед гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга; Труфанова Ольга Александровна, руководитель спортивного клуба гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга; Кузнецова Юлия Рэмовна, учитель начальных классов гимназии № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга; Малючек Елена Викторовна, заместитель директора, учитель начальной школы гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга


Редакция «РОНО» пригласила активных участников ежегодных Всероссийских научно-практических конференций, организуемых Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга, педагогов гимназии № 271 Красносельского района выступить с тезисами своих докладов на страницах журнала.



Проблемы формирования вычислительных навыков в начальной школе

Автор: Данилова Е.Н., учитель начальных классов

гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга


Одной из важнейших задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков. Вычислительная культура является фундаментом не только изучения математики, но и других учебных дисциплин.

Сегодня, в век развития электронных средств вычислительной техники, задача формирования вычислительных навыков, казалось бы, отодвинулась на второй план. Возможность использования ЭВМ не мотивирует школьника на овладение им вычислительными навыками. Однако следует отметить, что умение пользоваться вычислительной техникой, как оказывается, тоже требует определенного уровня вычислительных навыков.

В свою очередь вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами.

Приобрести вычислительные навыки – это значит:

  1. знать конкретно для каждого случая, какие операции и в каком порядке следует выполнить, чтобы найти результат арифметического действия;
  2. выполнять эти операции достаточно быстро.

Вычислительный навык характеризуется:

  1. правильностью – ученик правильно находит результат арифметического действия, а значит, правильно выбирает и выполняет операции, составляющие прием;
  2. осознанностью – ученик осознает, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения;
  3. рациональностью – ученик выбирает для данного случая более рациональный прием, то есть выбирает те из возможных операций, которые легче других и быстрее приводят к результату.

Но нужно помнить, что рациональный прием для одного ученика не всегда рационален для другого. Поэтому рациональность можно заменить на эффективность. То есть ученик, используя различные знания, может выбрать не обязательно более рациональный вычислительный прием с точки зрения методики, а более удобный для него в конкретной ситуации, быстрее других приводящий к результату.

  1. Обобщенностью – Ученик может применить прием вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести этот прием вычисления на новые случаи;
  2. автоматизмом – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свернутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций;
  3. прочностью – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на долгое время.

Работа над формированием вычислительного приема проходит в несколько этапов.

Рассмотрим эти этапы на фрагменте урока математики, проведенного в 1 классе.

Тема урока «Вычитание из числа 8»

1 этап: Подготовка к введению вычислительного приема.

Создается готовность к введению вычислительного приема.

На данном уроке это:

- Состав числа 8

- Правила нахождения неизвестного слагаемого

- Приемы вычитания 2 и 3

Одним из возможных заданий может быть математический диктант с последующей проверкой. В ходе проверки активизируем внимание на числе 8 и вспоминаем его состав. Подчеркиваю, что данное задание – это один из вариантов активизации необходимых для введения нового приема знаний.

Устный счет.jpg

2 этап: Создание проблемной ситуации.

В ходе наблюдения учащиеся выделяют выражения, результат которых они уже могут найти, используя изученные вычислительные приемы. А затем выдвигают свои способы нахождения значений оставшихся выражений.

Создание проблемной ситуации.jpg

3 этот: Ознакомление с новым вычислительным приемом.

На основе знания состава числа 8, составляем числовое выражение на сложение с результатом 8. При использовании правила нахождения неизвестного слагаемого, появляются 2 выражения на вычитание.

В результате наблюдения учащиеся констатируют факт, что значение одного выражения мы уже узнали.

Ознакомление.jpg

4 этап: Формулировка вычислительного приема.

- Что мы сделали сначала? (вспомнили состав числа 8)

- А потом? Используя правило нахождения слагаемого, нашли результат

- Это – последовательность действий, мы назовем ее АЛГОРИТМОМ.

Алгоритм.jpg

5 этап: Закрепление вычислительного приема и выработка вычислительного навыка.

Здесь представлено только одно задание, их может быть больше.

В ходе наблюдения учащиеся осуществляют перенос полученных знаний на новые случаи.

Задание.jpg

При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо:

- отдавать предпочтение заданиям, в которых доминирует познавательная мотивация;

- ориентироваться на развивающий характер работы;

- учитывать индивидуальные особенности ученика, его жизненный опыт, особенности детского мышления;

- строить работу, приводящую к формированию универсальных учебных действий: умению обобщать, проводить аналогии, осуществлять анализ и синтез.

На сегодняшний день, работая по любой системе обучения, учитель может и должен организовать работу по формированию вычислительных навыков.



Формирование универсальных умений и навыков:  традиции и инновации



Автор: Дивель В.Н., заместитель директора

гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга


Целями образования, содержащимися в стандартах второго поколения, являются: развитие умения ученика самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути ее реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Они играют практическую роль и едины. Эти надпредметные знания требуют системного подхода не к содержанию, а к обучению. В основе системы лежат межпредметные знания на методологическом уровне. Поэтому необходимо развивать надпредметные умения: способы получения информации, умение принимать решение, умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Надпредметные знания способствуют формированию универсальных учебных действий (УУД), основы умения учиться.

Как достичь эту цель? Благодаря формированию УУД.

Из стандартов второго поколения мы знаем, что:

УУД – в широком смысле – умение учиться, (способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).

В узком смыслесовокупность способов действий учащегося, которые помогают самостоятельному усвоению новых знаний, умений и навыков, помогают организовать этот процесс.

УУД требуют от учащегося большей самостоятельности, поэтому организация учебного процесса должна строится по-новому.

В соответствии с новыми стандартами для формирования универсальных учебных действий необходимо выполнить следующие условия: формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия и их результат, готовность ученика к совместной деятельности, сформированность основ нравственного поведения.

Обратим внимание на вторую и третью позицию, они универсальны для каждого предмета. Четвертое условие говорит о том, что очень важно научить ребенка учебному диалогу с одноклассниками, которое поможет ученику развивать коммуникативные навыки.

В стандартах второго поколения в составе основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностные, регулятивные (включая саморегуляцию), познавательные и коммуникативные.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной.

У выпускника должны быть сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношении к школе, мотивационная основа учения, понимание причин успеха в учебной деятельности, понимание чувств людей и сопереживание им.

Все эти умения мы с вами развивали и раньше.

Регулятивные УУД учат учащихся управлять познавательной и учебной деятельностью: планировать, контролировать, корректировать свои действия, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Это новое в образовательных стандартах.

Адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать правильность выполнения действий, что на сегодняшний день не достаточно развито у наших учащихся, и причину своей неудачи они чаще ищут в других людях.

УУД открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды.

Согласно новым образовательным стандартам выпускнику начальной школы необходимо научиться: проводить исследования, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, использовать модели и схемы для решения задач, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение объектов, устанавливать аналогии.

Практически все параметры выводят учащихся на новый уровень, формируя надпредметные умения, что заставляет учителя иначе подходить к процессу обучения.

Знание не передается в готовом виде, а приобретается самим учащимся. Активная роль учащегося в учении приводит к изменению представлений о взаимодействии ученика с учителем и одноклассниками. Учащийся должен научиться допускать возможность существования различных мнений, иногда не совпадающих с его собственным, формулировать свое мнение и позицию. Планировать и согласовывать выполнение совместной деятельности. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Раньше эти вопросы стояли не так остро как сегодня. Думаем, что вопросы толерантности, коммуникативности актуальны в каждой школе.

Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии.

Рефлексия – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, способного к саморазвитию.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества. Поэтому необходимо выделять: не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, начальные умения самообразования.

Учащиеся должны научиться переносить знания и способы учебных действий, полученные на одних предметах, в другие учебные ситуации и задачи, это способствует выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Весь педагогический коллектив начальной школы гимназии работает по УМК «Школа России». УМК совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта, и сейчас является надежным инструментом реализации новых образовательных Стандартов в начальной школе.

Большую роль в формировании УУД играет система согласованного обучения, которая внедряется в гимназии в течение последних 10 лет. Ее автором является Б.А. Комаров, доцент Государственного педагогического университета им. Герцена. Данная система направлена на развитие интеллекта ребенка.

Все учителя начальной школы прошли или проходят курсы по данной технологии, а так же на базе нашей гимназии обучались учителя города и района.

Создавая методологическую основу, технология дает возможность учащимся овладеть методами познавательной деятельности. Они осуществляют самостоятельный поиск, находят пути решения задач или проблем новыми способами на базе прошлого интеллектуального опыта.

Насколько мы готовы к внедрению стандартов второго поколения?

Наша кафедра учителей начальной школы постоянно учится. В гимназии организовано повышение квалификации учителей кафедры, все учителя кафедры изучили стандарты второго поколения, работа творческих групп по составлению планирования и тренажеров для формирования УУД, обобщаем и представляем опыта работы учителей по формированию УУД, осуществляется целенаправленное обучение ССО всех учителей, в основе, которой лежит системный подход по предъявлению единых требований, как к себе, так и к ученику, активно проходит информатизация учебного процесса, работа с одаренными детьми, здоровьесберегающие технологии.

Надпредметная технология может наложиться на любое содержание.

Главную роль в развитии потенциала учителей, а так же в повышении профессиональной компетенции играет администрация гимназии: созданы условия для творческого развития педагогического коллектива, оказывается методическую помощь, осуществляет контроль, аудит по УУД. Для чего и для кого это необходимо?

Для ученика, которому легче адаптироваться в средней школе, меняется уровень общения со старшими учащимися, с большим количеством учителей, уровень сформированности познавательных учебных действий позволяет учащимся в средней школе активно включаться в исследовательскую деятельность, так как уже в начальной школе дети проводят мини-исследования.

Можно сделать вывод о важности формирования универсальных учебных действий.

УУД – это основа дальнейшего развития личности ребенка. Его самореализация, адаптация в обществе. Работая, по системе согласованного обучения, мы учим ребенка учиться, то есть реализуем одно из направлений стандартов нового поколения.


Создание условий для усвоения программ гимназического образования детьми, имеющими речевые проблемы



Автор: Плетенева Т.А., учитель-логопед

гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга



В гимназию, как и в другие образовательные учреждения, прием в первый класс производится в заявительном порядке, поэтому и у нас обучаются дети с нарушениями речи.

До поступления в гимназию 86% первоклассников получали логопедическую помощь. По результатам ежегодного мониторинга речевой деятельности первоклассников, процент детей с различными речевыми дефектами к общему числу принятых в гимназию довольно велик (48-53 %).

В лицеях и гимназиях Красносельского района процент детей с нарушением устной речи составляет около 52-56%. Все эти дети составляют группу риска возникновения вторичных нарушений речи: дисграфии, дислексии, дизорфографии. Без логопедической помощи, при обычном обучении, проблемы у этих учеников не исчезают, а приводят к школьной дезадаптации.

Проблемы речи необходимо решать комплексно всей медико-социально-психологической службой гимназии, подключить родителей, учителей и специалистов ЦПМСС.

После проведения обследования проводится индивидуальное консультирование родителей, объяснение значения речевого развития на успешность обучения. В обязательном порядке все родители подписывают протокол обследования, что помогает предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в дальнейшем. С согласия родителей ребенок зачисляется на логопедические занятия, которые проводятся 2 раза в неделю.

Учитывая высокую занятость родителей, успешно используется школьная социальная сеть ДНЕВНИК.ру. Кроме информационных сообщений учителя-логопеда классные руководители размещают артикуляционные комплексы и развивающие задания для заинтересованных родителей. Подобная информация побуждает значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребенку. У них меняется ряд установок и повышается чувство ответственности за качество обучения, они начинают искать новые формы взаимоотношений с детьми.

Для реализации целостной модели гимназического образования логопедическая служба тесно сотрудничает с кафедрой начального обучения. Результатом взаимодействия логопедов и учителей начальной школы является: 100% охват детей, нуждающихся в логопедической помощи, так как учителя хорошо определяют в письменных работах учеников специфические речевые ошибки; своевременное направление вновь прибывших детей и детей «группы риска» на консультацию к логопедам; пропаганда необходимости посещения логопедических занятий среди учеников и их родителей; снижение количества пропусков занятий без уважительной причины.

В течение года проводится анализ промежуточных, срезовых, самостоятельных, контрольных работ в целях отслеживания динамики коррекционной работы.

Успешное преодоление речевых расстройств невозможно без овладения навыками снятия психофизиологических нагрузок. В современном коррекционном процессе на помощь логопедам приходят ИКТ технологии (уроки-презентации, работа в социальнойсетиДНЕВНИК.ру, метод биологической обратной связи (БОС).

С декабря 2008 года у логопедической службы появилась возможность использовать в работе современные способы профилактики и коррекции речевых проблем с использованием логотерапевтического компьютерного комплекса методом БОС. В основе метода лежит обучение пациента активному волевому управлению физиологическими функциями собственного организма. В логопедии наиболее эффективным способом коррекции речи оказалось формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания и дальнейшая отработка речевых навыков на основе нового дыхательного стереотипа. С учениками проводится курс в 32 сеанса по 20 минут. Коррекционная работа с использованием БОС позволяет снять тревожность учащихся в усвоении гимназической программы. Наблюдаются значительные изменения со стороны вегетативной НС и повышение общего эмоционального фона.

Сочетание традиционных методов комплексного коррекционного воздействия и БОС позволяет успешно проводить занятия с детьми, имеющими различные нарушения как устной, так и письменной речи. В нашей гимназии созданы все необходимые условия для достижения гимназического уровня детьми, имеющими речевые проблемы. Они обеспечивают высокую положительную динамику в коррекции дисграфии и дислексии.

В заключение нужно сказать, что правильно построенная и своевременно проведенная логопедическая работа в начальной школе позволяет заложить прочный фундамент для формирования ключевых образовательных компетенций учащихся по всем учебным дисциплинам, социально и психологически адаптировать детей, сняв совсем, либо значительно ослабив влияние дефекта на все виды деятельности детей-логопатов.


Школьный спортивный клуб в системе воспитательной работы гимназии


Автор: Труфанова О.А., руководитель спортивного клуба
гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга



Школьные спортивные клубы создаются на базе учебных заведений и решают следующие задачи: вовлечение школьников, их друзей, а также членов их семей в регулярные, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом; утверждение в коллективе здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. Школьный спортивный клуб осуществляет также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни в учебном заведении.

Работа школьного спортивного клуба строится на основе добровольности, самостоятельности, широкой творческой инициативы, физкультурной общественности, выборности руководящих органов клуба, их отчетности перед членами клуба и правлением спортивного клуба. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, основанная на принципиальности и дисциплине. Высшим органом управления школьного спортивного клуба является общее собрание его членов, на котором открытым голосованием сроком на два года избирается совет клуба, осуществляющий руководство его работой. Главным пропуском в клуб является интерес к тому или иному виду физических упражнений, виду спорта.

Создание школьного спортивного клуба на базе гимназии было не случайно: гимназия располагается на достаточно большой территории, состоит из двух корпусов, имеет хорошую спортивную базу, в которую входят 3 спортивных зала, 1 тренажерный зал, есть современный стадион с искусственным покрытием и спортивные площадки. Благодаря администрации, гимназия оснащена хорошей материально-технической базой, есть много спортивного инвентаря и оборудования.

Гимназия славится своими традициями. Одна из них – работа ученического самоуправления в форме Творческого совета. И когда от совета поступило предложение создать Школьный Спортивный Клуб, все с удовольствием поддержали эту идею. Сразу возникли вопросы, как будет называться клуб, какой будет девиз и эмблема. Среди учащихся был объявлен конкурс. Кто-то написал вот такой девиз,

Мы

Активные

Работоспособные

Ловкие

И

Непобедимые

Если прочесть первые буквы, получается «МАРЛИН».

А когда узнали, что это самая быстрая рыба, остановились на этом названии, тем более что на территории гимназии скоро откроется бассейн.

Так же благодаря конкурсу были выбраны эмблема и девиз.

И Школьный Спортивный Клуб «МАРЛИН» начал жить под девизом:

«Марлин» – веселая команда,

Дружная, активная, самая спортивная.

К цели мы стремимся,

Поражений не боимся!

Без работы творческого совета гимназии Школьный Спортивный Клуб мог бы и не родиться. Конечно, необходим контроль со стороны взрослых. И по этому, во главе всего стоит администрация гимназии, которая поддержала начинания творческого совета, благодаря чему и появился Школьный Спортивный Клуб «МАРЛИН».

Был избран совет ШСК, куда вошли физорги, учителя физкультуры, представители учащихся, председатель совета и заместитель председателя.

Советом ШСК «МАРЛИН» было разработано и принято положение о ШСК «МАРЛИН». Так же было принято, что в школьный спортивный клуб могут вступить учащиеся, преподаватели и сотрудники, а также члены их семей, желающие заниматься соответствующим видом спортивных занятий, допущенные врачом.

Цель спортивного школьного клуба «МАРЛИН»:

Совершенствование организационных основ массового школьного спорта и построение новой стратегии развития физической культуры школьников через формирование школьного спортивного клуба.

Перед клубом поставлены следующие задачи:

- Организация досуга школьников;

- Организация спортивных секций по видам спорта;

- Проведение внутришкольных спортивных соревнований;

- Формирование школьных команд по видам спорта и участие в соревнованиях;

- Воспитание чувства ответственности у школьников (старшие оказывают помощь в организации занятий, младшим)

ШСК « МАРЛИН» придерживается следующих принципов:

- общая «идеология» (стремление к занятиям физической культурой, любовь к конкретному виду спорта);

- общие правила поведения;

- единая символика;

- единый, согласованный график соревнований;

- рейтинг и награждение лучших членов Клуба и т.д.

Одна из традиций гимназии – это проведение Спартакиад. И в прошлом году на ежегодном открытии спартакиады торжественно объявили о рождении Школьного Спортивного Клуба «МАРЛИН».

Первоначально планировали создать несколько спортивных групп.

Но, проведя среди учащихся анкетирование, и, руководствуясь желанием детей, образовали следующие секции: баскетбол, основы единоборств, волейбол, лыжный спорт, подвижные игры, гимнастика, шахматы, легкая атлетика, основы тренировочной деятельности на тренажерах.

Изначально дети просто захотели заниматься любимым видом спорта. В общем, создание ШСК это и преследовало: Сначала здоровье – рекорды потом!

Но постоянно просто тренироваться, это не интересно. Ребята захотели большего, а именно – соревнований. И в этом году прошли уже такие соревнования, как: Папа, мама, я – спортивная семья. Были проведены спортивные матчи с учителями и родителями учащихся. С участием команд ШСК «МАРЛИН» прошли традиционные соревнования на кубок 38 муниципального совета, по футболу, баскетболу и «Веселым стартам».

Создание ШСК несколько облегчило работу учителям физкультуры. Стало проще осуществлять отбор в команды для участия в районной Спартакиаде школьников, организовывать учащихся для участия в общегородских соревнованиях, таких как «Кросс наций», «Лыжня России», «Шиповка юных».

Правда, не все желающие могут попасть в эти команды. И от ребят поступило предложение в гимназии проводить «День рекордов», где каждый желающий смог бы проявить свои способности. На стенде Школьного Спортивного Клуба «МАРЛИН», вывешиваются фотографии рекордсменов, а на закрытии Спартакиады эти ребята будут награждены грамотами.

Благодаря активной работе ШСК было привлечено большое количество учащихся к систематическим занятиям спортом и это способствовало тому, что в районной Спартакиаде Школьников сборные команды гимназии, которые состояли из членов ШСК «МАРЛИН» неоднократно становились призерами соревнований.


Что читать и как читать


Автор: Кузнецова Ю.Р., учитель начальных классов

гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга


Чтение — вот лучшее учение!

А.С.Пушкин

Умение читать – главный кирпичик на дороге в Страну знаний: практически все остальное обучение ведется на умении ребенка понимать написанное и прочитанное. Поэтому именно с азов чтения и начинается первый школьный класс.

Но так ли это? Ведь сейчас трудно найти такой первый класс, куда берут малышей, не знающих букв, не умеющих читать хотя бы по слогам, а желательно бегло, еще лучше – слов тридцать-сорок в минуту? И вот, казалось бы, при таком благоприятном школьном старте (большинство первоклашек умеет читать и писать до первого школьного звонка), учителя начальной школы бьют тревогу. Читать научили, но ребята читать не хотят, потому что не любят. Дальше, как снежный ком, покатились проблемы – снижение успеваемости, плохая успеваемость, нежелание учиться и так далее.

Есть три причины нелюбви к книге в один из самых, казалось бы, "книжных" периодов жизни (вспомните себя в этом возрасте).

Во-первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книга кажется непосильной, становится скучно.

Во-вторых, дети не чувствуют вкуса настоящей Книги, потому что им таковой еще не предложили.

В-третьих, в наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Но не только дети не читают, не читают и взрослые. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.

Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из "Азбуки" и хрестоматий, а впоследствии — попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте. По данным социологов:

· Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,

а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.

· 40% читают книги от случая к случаю.

Данные о детском чтении:

· Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%

· Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%

· Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников

· Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.

· Читают познавательную литературу 21%

· Читают для самообразования 10% школьников

Давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать. А Россия всегда была самой читающей страной мира.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. О роли чтения говорят на разных уровнях и в разных странах, так как это проблема не только в России, но и в других странах. И в каждой стране по-своему решают эту проблему. Так, в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популярного сериала, в то время как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса. В Японии с 1958 года существует закон о поощрении детского чтения.

В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.

Вернуть в руку ребенка книгу можно. Надо только захотеть – и хоть ненадолго вынуть из нее джойстик или пульт.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать – вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач школы. Пробуждение интереса к книге происходит в детском возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача учителей – знакомить родителей с приемами общения детей с книгой, поддерживать интерес к ней. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

Прежде всего, это не читающие родители.

Причем не просто не читающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» – психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к А. Пушкину, К.Чуковскому.

Главный вопрос, который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак, бывший учитель литературы, автор бестселлера “Как роман: педагогическое эссе”.

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить»... или «мечтать»...

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!».

— Марш к себе и читай!

Результат?

Никакого.

Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты.

Ну, как, нравится?

Он не ответит «нет», не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать?

Успокоенные, мы вернемся к телевизору».

Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: «Успокоенные, мы вернемся к телевизору». О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребенка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА. Начало этой системы – в семье. Ребенок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром еще в XVI веке были написаны строчки: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, – родители пример ему".

Именно поэтому в работе с родителями я отвожу важное место по формированию у детей интереса к чтению. Мы проводим тематические родительские собрания: «Привитие интереса к чтению». "Как помочь ребенку стать читателем", «Чудо, имя которому— КНИГА», на которых используются данные анкетирования детей и родителей, аудиозаписи детей, проблемные ситуации, высказывания великих людей о чтении. Собрания проходят в форме диалога, круглого стола, тренинга.

В нашей гимназии стало традицией проводить ежегодные тематические читательские форумы. Подготовка и проведение таких уроков – увлекли не только детей, но и их родителей. А сами уроки стали настоящими праздниками книги.

Но задача учителя не только привить любовь к чтению, но и научить детей правильно, бегло, выразительно читать. Ведь иначе они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи. Ведь чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины.

Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Чтение – это нелегкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребенок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определенных навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, преподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать? И тут на помощь приходит дидактическая игра.

Среди приемов отработки техники чтения широко используется многочтение, такой прием, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.

Используя на уроках те или иные приемы по совершенствованию навыков чтения, следует всегда помнить, что упражнения не должны быть длительными (3-5 минут), но проводиться должны систематически. Только тогда будет видна динамика роста скорости чтения.

Но обучение чтению включает в себя не только работу по совершенствованию техники чтения, но и умения по работе с текстом, по отбору информации. Для этого на уроках часто проводится работа с разными видами словарей, с энциклопедическими и научными статьями. Часто даю детям дополнительные творческие задания по предметам.

Большое место в решении этой задачи отводится созданию творческих проектов и исследовательской деятельности.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно-экспериментальные работы, касающиеся модернизации процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования и все же главной задачей учителя начальных классов остается задача научить детей читать. Ведь слово учитель можно прочитать так: учи читать.


Мастер-класс «Формирование универсальной мыслительной операции «перенос» в начальной школе»


Автор: Малючек Е.В., заместитель директора,

учитель начальных классов

гимназии №271 Красносельского района Санкт-Петербурга



1. Презентация опыта

Одна из школьных проблем – это большое увеличение потока информации для ученика по разным предметам, увеличение количества самих учебных предметов. Психофизические возможности учащихся все ниже.

Невозможно познать окружающий мир в рамках одной науки, а по отношению к школе в рамках одного предмета. Ученику надо овладеть целым рядом учебных дисциплин для формирования своего фундаментального образования. Большую помощь в решении этой проблемы окажет технология, которая будет носить надпредметный характер, а также способствовать активной реализации межпредметных связей.

В основе системы согласованного обучения лежит формирование универсальных познавательных механизмов, в частности мыслительных операций как основы интеллектуальной деятельности. Ориентируясь на вопрос «Чему учить?», данная система уделяет внимание вопросу «Как учить?» Эти способы действия строятся на системе мыслительных операций, развитие которых необходимо осуществлять на разных учебных предметах. Такой подход дает возможность видеть единство всех предметов.

В рамках ССО определены 6 основных мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, перенос, сравнение. Эти мыслительные операции, безусловно, используются на уроках учителями, но лишь как методический прием. При этом не рассматривается механизм мыслительной операции.

Исследуемые результаты показали, что систематическая работа по формированию мыслительных операций дает возможность сохранить у учащихся: высокую мотивацию к учебе, хорошее усвоение нового учебного материала, снижение трудозатрат субъектов образовательного процесса, активную работу на уроке, стабильное качество знаний.

Анализ планируемых результатов начального общего образования, которые описаны в стандартах второго поколения показал, что ученик к концу 4 класса должен научиться:

Планируемые результаты

Мыслительные операции

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Анализ, синтез, обобщение, перенос

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Абстрагирование

Анализ, синтез, перенос

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Анализ, сравнение

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

Синтез, обобщение

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Анализ, сравнение

-устанавливать причинно-следственные связи;

Анализ, синтез, обобщение

-обобщать на основе выделения сущностной связи.

Анализ, синтез, обобщение

В начальной школе мыслительные операции формируются как внутрипредметные, а в дальнейшем они переходят на надпредметный уровень.

2. Имитационная игра

Перенос – это влияние ранее сформированного стереотипного действия (навыка) на овладение новым действием, на новые отношения. Овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущими действиями.

Механизм переноса заключается в выделении субъектом не обязательно осознанно – общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действия.

Рассмотрим данную операцию на примере урока математики в 3 классе по теме: «Проверка деления».

Дидактическая цель:

1. Учить выполнять проверку деления умножением;

2. Формировать мыслительную операцию «перенос» на основе алгоритма проверки математического действия в «новых условиях».

Условие ИП (1)

1.Повторение табличных случаев умножения и деления.

2.Повторение компонентов деления и приемов нахождения неизвестных компонентов.

3.Повторение приема проверки сложения и вычитания.

Найдите значение выражений:

4х6, 9х5, 63 : 7, 81 : 9

Прочитайте выражения разными способами:

36 : 4, 45 : 5

Назовите прием нахождения неизвестного делителя; делимого.

Согласны ли вы с решением числовых выражений? Свое мнение обоснуйте.

40 + 16 = 56 58 – 29 = 31

Вычленение основного алгоритма

(первичной модели)

1.Алгоритм проверки результата сложения и вычитания.

2.Повторение взаимообратных действий.

Закончите высказывания:

Чтобы проверить результат сложения, нужно … (из суммы вычесть одно из слагаемых и сравнить результат с уменьшаемым).

+

Чтобы проверить результат вычитания, нужно … (к разности прибавить вычитаемое и полученный результат сравнить с уменьшаемым). 1.jpg

Соотнесение сформированного приема и «новых условий»

-Согласны ли вы с записью? Свое мнение обоснуйте.

78 : 3 = 26

Выбор алгоритма

2.jpg

Применение выбранного алгоритма в «новых условиях»

3.jpg

Оптимизация алгоритма

Проверьте значение числовых выражений.

65 : 5 = 13 84 : 7 = 14 36 : 3 = 13

3. Моделирование

Урок математики во 2 классе по теме «Прием вычисления для случаев вида: 26 + 4, 95 + 5». В данном фрагменте урока нужно соединить стрелками задание и этап в схеме формирования мыслительной операции «перенос».

Дидактическая цель урока: 1.Научить находить значение выражений, в результате которых получается круглое число.

2.Формировать мыслительную операцию «перенос» на основе алгоритма сложения в пределах 100 в «новых условиях».


Поделиться: