Поиск по сайту

Ребенок и книга


Авторcтво: Зубкова Наталья Анатольевна, воспитатель ГДОУ № 129 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


Кто-то однажды сказал: «Культура - это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым». Какие верные слова! И может быть, именно сегодня они актуальны, как никогда.

Но недостаточно понимать важность этой истины, надо твердо усвоить: человек культурный формируется в раннем детстве, до 5 лет, а дальше или совершенствование, шлифование, углубление приобретенного, или путь, который скорее всего никогда не пересечется с миром культуры.

Дошкольному детству в настоящее время уделяется большое внимание: создаются программы, проводятся научные исследования, в детских садах детям читают книги, их водят в музеи, но… Но процесс формирования культурного человека не может быть только публичным, массовым. Наоборот, чем более он личностный, тем более он значим для ребенка, тем больший след оставляет в его душе.

Откройте стихотворение В. Д. Берестова «У калитки»:

Весеннее утро. А я, как влюбленный,

Стою у калитки и жду почтальона.

Я в луже весенней и в зимнем пальто

Стою, хоть мне писем не пишет никто.

Зато я – читатель, прилежный и пылкий.

Давнишний подписчик «Чижа» и «Мурзилки».

Что письма? Они только взрослым нужны.

На них только яркие марки важны.

Их пишут солидные дяди и тети.

Стихов и рисунков вы в них не найдете.

Вот номер «Мурзилки». Смотрите, каков!

Мне пишут Чуковский, Маршак, Михалков!

Берестов очень точно указал здесь на извечную потребность ребенка в общении. Ему важно знать: где, у кого он найдет ответы на все свои «почему» и «что такое хорошо и что такое плохо». Постоянный неторопливый поиск на эти вопросы, раздумье над ними, пусть детское и иногда по-детски парадоксальное, - вот что делает ребенка человеком культурным.

Особую роль в этом процессе всегда играла литература. Русская детская литература изначально формировалась как литература, не только понимающая детскую душу, но и созидающая ее. В ней, в доступной для ребенка форме, решались сложнейшие вопросы его, детской, жизни: что хорошо и что дурно, как жить среди людей, что такое ценности настоящие и мнимые, все ли можно получить с помощью волшебства.

На протяжении двух веков развития русской детской литературы ее лучшие произведения были неотъемлемой частью детского сознания. В настоящее время картина бытования детской литературы явно не в ладу с традициями. Сегодня литература не участвует в воспитании ребенка, то есть не реализует одно из своих изначальных предназначений. С ребенком некогда говорить о нравственном и безнравственном. Детская литература на современном этапе отказывается быть собеседником ребенку. Литература для дошкольников, имеет игровой характер, что соответствует природе ребенка этого возраста и, казалось бы, это должно утешать. Но можно ли назвать правильно сформированным круг чтения ребенка-дошкольника, если он состоит из сплошных сказок? Взрослые – родители и воспитатели – должны являться для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Но, к сожалению, этого не происходит, так как лейтмотивом жизни большинства взрослых является борьба за выживание. Думая только о материальном достатке как определителе качества и благополучия жизни, мы, взрослые, забываем о том, что усложняем жизнь собственным детям, лишаем их детства при наличии, казалось бы, всех внешних признаков и атрибутов того, что называется детством нормальным.

Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы, взрослые, тем самым создаем трудности для него, школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период от 0 до 7, когда ребенок придет в школу читателем. Замечу: не обязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающим ее смысл и значение.

Решение задачи воспитания грамотного читателя возможно только в союзе с родителями.

Как читать ребенку

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой – весомый шаг к развитию его мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Детская книга – это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний «читаемым». Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

-- сначала мама «глаза в глаза» читает ребенку текст и не показывает картинок;

-- дальше вместе рассматривают обложку, затем медленно перелистывают страницы;

-- обдумывают, что изображено на обложке, разграничивают иллюстрации и надписи;

-- демонстрируют порядок чтения надписей сверху вниз, выделяют среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;

-- соотносят фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги – с рисунком на обложке;

-- следуют выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу это делать вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие моменты.

Что читать дошкольнику?

Существует огромное количество книг. Круг детского чтения также постоянно расширяется и пополняется. Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако, существует так называемый «золотой фонд», содержащий самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующие моменты.

1. Основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях».

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится – лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает.

4. Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читать надо регулярно (каждый день по 10-15 минут), чтобы ребенок не утомлялся и не заскучал.

7. Для дошкольника очень важно перечитывание. Оно создает ребенку ситуацию комфортности.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим.

Книжки разные нужны, книжки разные важны! Но все дети все-таки больше любят сказки! Вы уже выросли из «Курочки Рябы» и «Колобка» и вам хочется что-нибудь более занимательного? Тогда советую вам взглянуть на подборку детских сказок, которые было бы любопытно почитать с детьми.

gd1.jpg

«Сказки про мам» поражают своей невероятной современностью, а их неподдельная вневременная искренность заставляет сопереживать любого – будь он сам хоть трижды мамой… И особенно замечательно, что мамы в сказках Сергея Седова очень разные – точно как в жизни! И как в жизни, у них есть одна общая черта – они бесконечно любят своих детей.

А так как нет человека в мире, который появился бы на свет без участия мамы, то сказки эти будут интересны всем: маленьким и взрослым, умным и глупым, бедным и богатым, добрым и злым…

gd2.jpg

«Сказки детского мира». Все удивительные истории из новой книги замечательного сказочника С. Седова приключаются в отделе игрушек «Детского мира». Здесь можно встретить Жирафа на велосипеде и Орангутанга на роликовых коньках, Котенка, который в два раза больше Бегемота и в три раза больше Слона, и Утенка, долетевшего до Люстры.

Читатели разгадают тайну Загадочного Кролика, познакомятся с добрым Фиолетовым Бегемотом и с Матерчатым Крокодилом, который не нравился сам себе, узнают о противоборстве Ма-а-а-аленького Пушистого Щенка и прожорливой Акулы, которая заглатывала всех подряд, и, наконец, о главной мечте героев этой книги – стать любимой игрушкой.

gd3.jpg

«Цирк в шкатулке». Маленький Марик всегда мечтал о цирке. Правда, он не знал, что нужно сделать, чтобы его туда взяли. Хотя он мог бы, например, подметать манеж, поить лошадей, выколачивать попоны, заваривать чай и кофе – да много чего еще… Однажды утром он покинул приют и, пробравшись на пустырь, где остановился проезжающий через городок цирк, спрятался в цирковой тележке…

«Цирк в шкатулке» - это современная сказка о детстве, дружбе, волшебстве и о том, как мечты становятся реальностью. А еще о том, что дети в этом мире не одиноки, и всегда могут найти поддержку. Иной раз – с самой неожиданной стороны! Детство–радостная пора беззаботности, уверенности в полной защищенности.

Как родителям, нам надо помочь ребенку расти и развиваться только с ощущением царящей в мире чудесной справедливости, что все в жизни честно и здорово! Это чувство нам дарят сказки, короткие и длинные, озорные и романтичные, про принцев и волшебников и про очень хороших детей с очень правильными мамами и папами, потому, что их рассказывают, по маршруту уста – сердце…

Существует ряд так называемых «сезонных» произведений, которые, с одной стороны, соответствуют настроению действующему времени года, а с другой, помогают ребенку усвоить «сезонный словарь» и приметы.

Например:

С. Михалков «Три поросенка».

Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

К. Ушинский «Четыре времени года».

В. Бианки «Как звери и птицы к зиме готовятся»

В. Даль «Старик-годовик».

Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

В. Катаев «Грибы».

А. Ремизов «Овечий страх»

В. Суслов «Ливень».

В. Бианки «Последняя льдина».

Ю. Коваль «Зяблик».

Не беда, если вы уже читали малышу эти книги: дети с удовольствием послушают их еще раз.

gd4.jpg


Поделиться: