Поиск по сайту

Адаптация первоклассников к школьному обучению


Авторcтво: Кривенко Инесса Николаевна, учитель начальных классов ГОУ № 468 Выборгского района Санкт-Петербурга


Вот и наступил новый учебный год.За парты сели новые ученики. Но из опыта работы можно с уверенностью сказать, что проблемы, с которыми столкнуться учителя, ребята и их родители совсем не новы. Ребятам предстоит пройти слож-ный период, который психологи называют периодом адаптации. Как сделать так, чтобы их адаптационный период прошел более гладко? Проводя с родителями первое родительское собрание, я стараюсь проинформировать родителей о возможных предстоящих проблемах, способах их протекания и, конечно, способах их преодоления. Главное - донести до родителей, что учитель это друг и помощ-ник для всей их семьи, а если решать любые проблемы сообща, то все получится!

Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях: условиях жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую.

Организм должен привыкнуть работать в новом режиме - это физиологическая адаптация

В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов:

· Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией".

Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем и как следствие - в сентябре многие первоклассники болеют.

· Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление.

Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

· После этого наступает период относительно устойчивого приспособления.

Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.

Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. По некоторым исследованиям 60% детей к концу первой четверти худеют! У многих отмечается снижение артериального давления (признак утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность. А что такое двигательная активность для ребенка? Это его нормальный рост, развитие, жизнь, в конце концов. При поступлении в школу у ребенка тут же тормозятся и рост и развитие. В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку и прогулки (перед выполнением домашнего задания и перед сном общей продолжительностью 3-4 часа). Между тем подсчитано, что обычно первоклассник гуляет в среднем 29 минут в день!

Ребячьему организму, который растет активно только в движении, необходимо не менее восьми часов занятий физкультурой в неделю - по полтора - два часа в день! Иначе дети не смогут восстановить свои силы. Вот и начинают болеть первоклашки - потому что такую интенсивную физическую нагрузку имеют лишь единицы из них.

Перед поступлением в первый класс все дети посещают окулиста. Но при неблагоприятных условиях резко возрастающая нагрузка на зрение приводит к тому, что близорукость появляется и начинает прогрессировать буквально молниеносно.

По правилам, учитель обязан периодически менять местами детей из крайних колонок. Средняя колонка смотрит на доску прямо, а боковые - под углом. Чтобы время от времени менять угол зрения на доску, учитель и должен пересаживать младшеклассников.

Еще одна проблема – длительное пребывание ребенка в стенах школы. Продлека для первоклассников – мера крайне вынужденная. Если есть хоть малейшая возможность, постараться избежать ее.

После школы первокласснику желательно спать днем, так как с непривычки детский организм сильно устает

Домашние задания - те самые, которых по закону в первом классе не должны задавать! - вечером перед сном готовить не следует.

Лучше делать уроки в середине дня. Считается, что у мозговой активности в течение суток имеется два пика: 9-12 часов и 16-18 часов, когда и имеет смысл делать уроки.

Психологическая адаптация

Ребенок волнуется. А чем это плохо? Волнение бывает двоякое. Одно помогает, снимает все негативные эмоции, дает лишние силы и приподнятое настроение. Так ребенок может всю ночь не спать, «помогать вам» готовиться к первому сентября, а утром встать довольным, бодрым и веселым.

А другое - наоборот, совершенно обессиливает, и человек встает разбитый и усталый.

Если ребенок 7-8 лет проявляет несвойственное ему поведение, можно говорить, что у ребенка сильный стресс. Такое случается сплошь и рядом. Кто-то из родителей заметит, взволнуется, а кто-то не обратит внимания. Здесь нужно внимание педагога.

Теория стресса и дистресса, разработана Гансом Селье. Он разделяет стресс положительный и стресс отрицательный, или дистресс.

Стресс - любое сильное воздействие, не переходящее границ адаптивных воз-можностей нервной системы. Стресс может быть физиологическим – например, холодное обливание. Но за границами адаптивных возможностей организма стресс начинает разрушать его, делается дистрессом. Длительный холод при-ведет к болезни, вплоть до смерти. Длительное нервное напряжение - к нервным болезням, срывам, оно калечит психику, ранит душу.

Понятно, что серьезные жизненные перемены - стресс для всякого человека: и взрослого, и ребенка. Но у взрослого есть уверенность в «завтра»

Ребенок не имеет опыта проживания перемен и потерь. Душа у него нежнее. Смерть хомяка может стать трагедией на месяц, вызвать любые непредвиденные ощущения - от болей в животе непонятной врачам этиологии до бессонницы.

А поступление в школу? Это тоже стресс, да еще какой! На стресс ребенок выдает некую реакцию. И от того, что скажет и что сделает в ответ учитель, родители, зависит, будет ли успокаиваться душа маленького человека, возвращаться потихоньку на круги своя, или этот стресс превратится в некий негативный комплекс, с которым придется долго жить. Причина боли давно забудется, и проявляться она станет в самых неожиданных, самых непредсказуемых ситуациях.

Элвин Фрид в " Книге для тебя " рассказывает, что есть на белом свете мурашки и есть ласковушки.

Мурашки - это любые "прикосновения", от которых делается плохо, горько, больно и неуютно. Окрик, шлепок, равнодушное "что-что?", ироничное замечание, просто замечание. Есть такое мнение, что три замечания в день для ребенка - это предел. Больше – залог невротизации. Не верите? Представьте себе, что вам, взрослому человеку со сложившейся психикой и самооценкой, делают в течение дня нравоучительным или раздраженным тоном три замечания. Как вы себя будете ощущать? А ведь дети куда слабее нас, они еще не знают о себе почти ничего и вынуждены принимать на веру то, что говорят взрослые.

Ласковушки - это «прикосновения», от которых делается хорошо, приятно. Поощрение, одобрение, радость от твоего присутствия. И еще, как ни странно, просто констатация факта, тебя заметили, ты есть!

Один известный психолог утверждает, что дети могут вырасти нормальными людьми с положительной самооценкой без поощрений, но не могут - без констатации факта своего существования. Странно, не правда ли, но это так. То есть ласковушки - хлеб насущный.

Итак, любые неадекватные состояния ребенка в начале учебного года - это не каприз или поведение, подлежащее пресечению, а что-то вроде болезни. За отношения отвечает всегда старший. Вот и постараемся уходить от конфликтов любой ценой. Отнесемся к новоиспеченному первокласснику как к другу, у которого сейчас в жизни трудный период.

Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, что-то обратим в добрую шутку, обнимем лишний раз.

Давайте и мы так попробуем!


Поделиться: