Поиск по сайту

Семья и школа: организация диалогового взаимодействия в воспитании личности гражданина


Авторcтво: Зайцева Любовь Анатольевна, учитель начальных классов ГОУ гимназии № 148 Калининского района Санкт-Петербурга


Следствием происходящих в стране социально-политических и экономических преобразований явилось общественное движение, направленное на коренной пересмотр характера, содержания, форм и методов образования и воспитания. Результатом этого движения явились Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Методологической основой разработки и реализации Стандартов второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Самой важной целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства авторы Концепции называют воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации.

Понятно, что такие цели воспитания предполагают использование иного метода. организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.

Диалог - цель, и результат, и содержание образования и воспитания, и сам по себе – образовательная технология. Учитель и ученик постоянно оказываются в центре диалоговой ситуации: учитель-ученик, младший школьник - старший школьник, ученик - родители, учитель - родители, ученик- книга, ученик- город и т. д. Поэтому главным в своей работе как учителя и классного руководителя я считаю организацию диалогового взаимодействия между всеми участниками и объектами образовательно-воспитательного процесса. Выступая с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Президент РФ Д.А.Медведев подчеркнул «Новая школа- это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы».

В данной работе я хочу рассказать о проектах, которые появились в процессе моделирования и реализации воспитательной системы класса «Семья и школа: организация диалогового взаимодействия в воспитании личности гражданина России», в рамках программы гимназии «Диалог с родителями: поиск новых форм взаимодействия».

Цель работы: воспитание гражданина России, формирование гармоничной личности ребенка, создание основ творческого потенциала учащихся.

Для достижения поставленной цели я решаю следующие педагогические задачи:

1) организация диалогового взаимодействия семьи и школы,

2) создание оптимальных условий для личностной самореализации ребенка.

3) расширение образовательного пространства и диалогового поля.

Воспитание детей в школе и в семье – это единый неразрывный процесс, и поэтому очень важно уже с первого года обучения в гимназии осуществлять воспитательную деятельность на основе социального партнёрства с родителями. Пешеходная экскурсия по блокадным местам Гражданки, издание журнала «Звёздочка», родительский клуб «Воспитываем вместе», уроки семейного чтения, создание сайта класса, экскурсии в центральную детскую библиотеку, встречи с детскими писателями и художниками – всё это включено в воспитательную систему класса, разработанную и реализующуюся совместно с родителями.

В преддверии празднования 65- ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне осуществляется проект «Память о войне из семейных архивов». В рамках этого проекта дети вместе с родителями узнают, какой след оставила война в их семье. Результатом этой деятельности будет «Книга Памяти».

При активном участии родителей был разработан и осуществлен и проект «Блокадные места Гражданки». Родители и дети собирали сведения о тех событиях, которые происходили во время Великой Отечественной войны на территории нашего района, затем сведения были обработаны, систематизированы и легли в основу разработанной родителями пешеходной экскурсии. И взрослые, и дети с удовольствием путешествовали по знакомым местам и проводили экскурсии для своих друзей и знакомых.

Еще одной из форм диалогового взаимодействия является участие родителей в проекте «Круг семейного чтения», направленном на возрождение традиции семейного чтения. Современные дети мало читают. Телевидение, фильмы, видео, вытесняют литературное чтение, поэтому в процессе подготовки и проведения Всероссийского открытого урока внеклассного чтения в первом классе и родилась идея создать этот проект. Я почувствовала интерес родителей к данной проблеме и готовность работать в этом направлении. В проект, разработанный вместе с родителями, вошли разнообразные формы деятельности

- знакомство с новинками детской литературы;

- приобретение книг для коллективного чтения;

- посещение детских библиотек;

- встречи с детскими писателями;

- конкурсы рисунков и поделок;

- выпуск классного журнала «Звездочка», в котором дети являются редакторами, журналистами, художниками-оформителями, а родители выполняют функции издателей и печатников; в нём дети и родители делятся впечатлениями о прочитанных книгах, печатают собственные сочинения;

- уроки семейного чтения.

Наиболее популярными оказались уроки семейного чтения. В них участвуют дети, родители, бабушки, дедушки. Местом их проведения мы выбрали школьный музей «Старая квартира». Атмосфера послевоенной коммунальной квартиры способствует особому восприятию читаемого произведения, и дискуссия между участниками урока становится более живой и интересной. При выборе книг предпочтение отдаем тем произведениям, которые затрагивают проблемы человеческих отношений, интересны и взрослым, и детям. «Бабка» В. Осеевой, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Товарищи ленинградцы» В. Карасевой, «Рассказ танкиста» А. Твардовского, «Телефон» Н. Носова, рассказы В.Драгунского - вот те книги, которые мы читали вместе. На уроках семейного чтения дети и взрослые работают в небольших группах, где есть представители разных поколений. Каждое занятие начинается с песни ,которая служит своеобразным эпиграфом к читаемому произведению. Эти песни близки бабушкам и дедушкам, интересны они и детям. Участники урока вместе читают книгу, обсуждают ее содержание, выполняют задания, работая с текстом: находят нужные описания, составляют и рисуют портреты героев, подтверждают свои ответы словами из текста. Затем происходит смена состава групп. Образуются три группы, символизирующие три поколения: бабушки и дедушки, мамы и папы, дети. И начинается самое интересное действо: обсуждаются три взгляда на одни и те же ситуации. Иногда эти взгляды одинаковы, иногда различны, но обсуждение неизменно эмоционально. И всегда находится что-то общее, объединяющее разные поколения. Заканчивается занятие рекомендациями по выбору книг для семейного чтения. Через некоторое время я интересуюсь у ребят, прочитали ли они эти книги; если да,то с кем, в какой ситуации. И радует то, что с каждым уроком всё больше становится семей, в которых читают, обсуждают книги вместе. Ведь совместное чтение, пересказ прочитанного друг другу и возникающий при этом обмен мнениями и эмоциями- один из путей общения в семье. Вот почему этот вид деятельности стал основным, системообразующим,в воспитательной системе класса.

Для обсуждения насущных проблем и координации совместных действий, семей учащихся и классного руководителя инициативными родителями был создан сайт класса, с помощью которого осуществляется сетевое взаимодействие участников воспитательного процесса: размещается информация, фотографии и отчеты о проведенных мероприятиях, планы работы на четверть, повестки родительских собраний. Большую роль играет сайт в сборе материалов для классного журнала «Звездочка».

Некоторые творческие работы моих воспитанников печатаются в нашем школьном периодическом журнале «Созвездие Сервантеса», участвуют в школьных и районных выставках.

Разработка воспитательной системы класса ,её реализация, стабильное функционирование на протяжении уже трёх лет (2007-2010 г.) – это и есть инновация. Новизна в том, что в такой организации воспитательного процесса мы все учимся друг у друга (родители- дети – учитель). Новыми являются и некоторые виды деятельности: родительский клуб, сетевое взаимодействие участников воспитательного процесса, уроки «Круг семейного чтения» с участием трёх поколений семей учащихся.

Основным результатом реализации воспитательной системы класса явилось повышение эффективности воспитательной деятельности, которое выразилось:

- в создании сплочённого коллектива,

- в формировании индивидуальности класса, как ячейки большой школьной семьи , со своими традициями, особенностями,

- в создании атмосферы, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовыручки.

Основными продуктами деятельности являются:

- 13 номеров классного журнала «Звёздочка»,

- конспекты уроков семейного чтения,

- создание сайта класса,

- разработка пешеходной экскурсии по блокадным местам Гражданки,

- успехи детей в конкурсах и выставках различного уровня.

Преобразования, происходящие в обществе, системе образования, касаются каждого из нас. Другими стали дети, приходящие в школу, другими стали их родители. Другим должен стать учитель: не бояться отказываться от старых методов работы, смело пробовать себя в новых технологиях, повышать свою квалификацию. «Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного гражданского личностного поведения»1

1 .ФГОС. Стандарты второго поколения. Данилюк А.Я. Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва. Просвещение.2009.


Результаты деятельности

1. «Круг семейного чтения»

Заканчивается урок рекомендациями по выбору книг для семейного чтения. Через некоторое время я интересуюсь у ребят, прочитали ли они эти книги; если да, то с кем, в какой ситуации. И радует то, что с каждым уроком всё больше становится семей, в которых читают и обсуждают книги вместе.

Участие учащихся и членов их семей в проекте



Показатели

I класс

2007 – 08 уч.г.

II класс

2008 – 09 уч.г.

III класс

2009 – 10 уч.г.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

Количество детей, принявших участие в уроке (%)

100%

100%

100%

100%

50%

100%

100%

100%

100%

Количество взрослых, принявших участие в уроке (%)

30%

40%

46%

40%

30%

52%

40%

79%

48%

Количество детей, прочитавших хотя бы одну книгу из предложенного списка (%)

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Количество семей, где рекомендованное произведение прочитали все вместе (%)

13%

13%

20%

30%

30%

50%

40%

62%

57%

· №1-Всероссийский открытый урок внеклассного чтения.

· №2-Праздник Книги.

· №3-Отношения в семье. Уважение к старшим. В. Осеева «Бабка».

· №4-Семейные традиции. Как отмечали Новый год бабушки и дедушки. А.П. Гайдар «Чук и Гек».

· №5-Блокада Ленинграда. Взаимопомощь и взаимовыручка. В. Карасева «Товарищи ленинградцы».

· №6-Дети в годы Великой Отечественной войны. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

· №7-Игры, игрушки, развлечения. Н. Носов «Телефон»

· №8-Что делает семью счастливой. В.Ю. Драгунский «Рассказы. Сестра моя, Ксения. Рыцари. Хитрый способ. Бы. Куриный бульон»

· День космонавтики. В.Ю. Драгунский «Удивительный день», «Мы»; В.Бороздин «В небе»

Общее количество участников проекта (в процентах)

r1.jpg


2. Классный журнал «Звездочка»

Кол-во корреспондентов

№ журналов

2 класс (2008-2009 уч.год)

№1 №2 №3 №4 №5

3 класс(2009-2010 уч.год)

№6 №7 №8 №9 №10

Учащиеся (чел.)

5

6

7

27

15

23

16

20

5

20

Взрослые (чел)

2

2

2

2

4

2

3

4

2

7

Общее количество корреспондентов журнала (человек)

r2.jpg

(№9 - Авторский номер)

С каждым номером возрастает интерес к этому печатному изданию. Появляются новые темы для обсуждения. Увеличивается количество корреспондентов среди взрослых и детей. Постоянный тираж журнала 35 экземпляров.

3. Участие детей и их родителей в выставках творческих работ.

Количество участников выставок творческих работ

Выставки

Учебный год

1 класс

2007-2008 уч.год

2 класс

2008-2009уч.год

3класс

2009-2010уч.год

«Золотая осень»

15 чел.

22 чел.

23 чел.

«Вместе с мамой»

(посвящ. Дню Матери)

12 чел.

15 чел.

18 чел.

r3.jpg

Учащиеся моего класса с большим удовольствием участвуют во всех творческих выставках проводимых в гимназии. Радует то, что с каждой выставкой все больше родителей занимаются творческой деятельностью вместе с детьми.

Приложение: Презентация



Поделиться: