Поиск по сайту

Формирование эмоционально-творческой личности в коррекционном образовательном учреждении


Авторcтво: Коврижных Елена Михайловна, учитель трудового обучения; Паникаровская Татьяна Дмитриевна, учитель ИЗО ГС(К)ОУ № 6 Выборгского района Санкт-Петербурга


На формирование человека большое влияние оказывает социальная среда и условия жизни. Поэтому в обучении школьников очень важно использовать вековой опыт русской культуры с ее народными традициями, обрядами и промыслами.

Мы знаем, что ребенок приученный к хорошей литературе, классической живописи и скульптуре, обученный даже самым простым элементам и приемам выполнения народных ремесел, ощутивший их благотворное влияние на душу, получает от этого истинное наслаждение и не будет тянуться к безвкусным изделиям широкого спектра потребления.

Кроме обучения, необходимо развивать духовное восприятие мира у детей, т. к. любой народ не должен забывать свои национальные традиции, иначе он обречен на гибель; формировать эмоционально-творческую личность, способную к самовыражению.

Реализацию этих задач в коррекционном образовательном учреждении надо начинать с начальной школы. А для этого необходимо знакомить учащихся с культурой, народными обычаями и ремеслами, совершать познавательные экскурсии в Эрмитаж, Русский музей, музей Этнографии, расширять кругозор школьников в изучении природы родного края путем использования природных материалов в практической деятельности учащихся. На уроках изобразительного искусства и трудового обучения для этого есть все возможности и в школе ведется постоянная работа в этом направлении.

Большое влияние на коррекцию речи школьников оказывает развитие мелкой моторики рук, однако при этом необходима эмоциональная и физическая разрядка школьников. Для этого на уроках проводятся одна или две физкультминутки. Чтобы работа с классом была целенаправленной и эффективной необходимо осмыслить опыт народной педагогики и восстановить в сознании учащихся её утраченные традиции по изготовлению игрушек из глины. Вот тут-то самое время познакомить детей с народными промыслами. Заглянуть в историю развития гончарного производства в России, познакомить с декоративными настольными игрушками, свистульками и др.

В коррекционной школе пятого вида основное направление работы с детьми – это развитие речи учащихся. Весной 2010 года на базе ГС(К)ОУ № 6 проходил городской семинар по теме: «Развитие речи учащихся, как основное направление коррекционно – развивающей работы в школе пятого вида». Цель семинара - обмен опытом.

Перед семинаром была проведена большая подготовка учащихся учителями изобразительного искусства и трудового обучения. Она состояла из двух этапов:

1. Проведение открытого урока «Хоровод народной игрушки» (создание учащимися эскизов филимоновской и дымковской игрушки, роспись и выполнение аппликации игрушек на плоскости);

2. Лепка народной игрушки из глины (дети под руководством учителей самостоятельно лепили фигуры людей дымковской и филимоновской игрушки).

В начальных классах обучение было построено на игре. Она наиболее естественна в данном возрасте, т.к. это время активного развития детей, познания ими окружающего мира. Обучение было разнообразным и разнохарактерным, с привлечением различных техник и материалов (работа карандашом, склеивание бумаги, аппликация, работа кистью и красками, палочкой).

В рамках городского семинара была проведена творческая мастерская: «Роспись народной игрушки». Мастерскую проводили учитель изобразительного искусства Паникаровская Т.Д. и учитель трудового обучения Коврижных Е.М. Ведущими мастерской были не только учителя, но и сами дети. Учащиеся выступали в костюмах и представляли дымковскую и филимоновскую игрушку в стихах, рассказывали об истории промыслов этих игрушек. А мастерами по росписи дымковской и филимоновской игрушки были учащиеся 4-А класса и 2-А класса. Занятие в мастерской было организовано таким образом, чтобы ребята, с одной стороны, имели возможность многое делать своими руками, умели двигаться, свободно владеть голосом, развивали слух и зрение; с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке) быть раскованными в творчестве, не бояться нового и неожиданного.

Дети-ведущие открыли работу  мастерской показом декоративных скульптур и познакомили учащихся мастеров с народной игрушкой в стихах:

Вот петух нарядный весь такой он складный

У большого петуха - все расписаны бока.

Посмотрите - пышный хвост у него совсем не прост.

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок.

Красной краскою горя, как корона у царя.

Важной составляющей  занятия стало  обязательное проигрывание ситуаций словами, действиями, жестами, звуками, движениями, интонацией.

В процессе урока учащиеся закрепляли материал, отвечая на вопросы:

- Какими цветами расписывали филимоновские игрушки, а какими – дымковские игрушки?

- Чем отличалась форма этих игрушек?

- Что такое орнамент?

- Как народный костюм отразился в игрушках?

- Какие игрушки являются свистульками, а какие декоративно-настольными?

Под руководством учителей дети создавали свои произведения, им предлагались  различные варианты заданий с учетом индивидуальности ребенка, например роспись игрушек  барыня, хозяюшка, водоноска, нянька, солдат, скоморох, юноша.

При подведении итогов ученик читает стихи, посвященные народной игрушке:

Хороша игрушка расписная

Вся поет бесхитростна, светла

И видна мне радость молодая,

Ставшею искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожит, Что он свое стремленье к свету В фигурки яркие вложи

Как показал опыт работы с глиной – у детей улучшалось эмоциональное настроение, при этом происходило постоянное развитие мелкой моторики рук (своего рода зарядка для пальцев рук). Кроме того, дети расширяли свой кругозор, с увлечением изучая историю развития промысла.

После проведения такой мастерской мы увидели счастливые глаза детей. Ребята просили у родителей купить им глину для лепки игрушек. Кто-то из детей требовал у мамы краски для росписи игрушек. Многие родители побывали с детьми в музее этнографии на мастер – классах по изготовлению гончарных изделий (кувшинов, настольных игрушек). А это значит, что цель достигнута: эмоциональная заинтересованность детей перешла в их творческую активность.


Поделиться: