Поиск по сайту

Возможности осуществления этнопедагогического подхода в воспитательном процессе ГОУ №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга (опыт подготовки и проведения проблемно-тематического педагогического совета)


Авторcтво: Александрова Татьяна Константиновна, научный руководитель, доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена; Лебедева Елена Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ гимназии № 73 "Ломоносовской гимназии" Выборгского района Санкт-Петербурга


Современные задачи воспитания учащихся, обусловленные насущными проблемами российского общества, социальным заказом, который оно предъявляет школе, заставляют педагогов по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности.

Духовно-нравственное оздоровление общества – одно из решающих условий преодоления негативных явлений. Существенную помощь в этом может оказать обращение учителей, классных руководителей к научному потенциалу этнопедагогики. Используя возможности этнопедагогики как науки об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, воспитатели могут лучше понять своих учеников, их семьи, традиции, системы воззрений на исконные ценности народности, нации, активнее противостоять таким опасным явлениям, как этническая нетерпимость, экстремизм и т.п.

В учебно-воспитательном процессе нашей «Ломоносовской» гимназии большую роль играют проблемно-тематические педагогические советы, проводящиеся регулярно на протяжении всего учебного года; они посвящены наиболее значимым вопросам теории и практики обучения и воспитания учащихся. Актуальность тематики педагогических советов, в том числе посвященных воспитательной работе, основывается на ценностно-целевом блоке образовательной программы гимназии, на результатах психолого-педагогической диагностики состояния детского и учительского коллективов, на особенностях социально педагогического окружения. При подготовке любого проблемно-тематического педсовета администрация гимназии работает с представителями творческих групп педагогов, с членами методического объединения классных руководителей на основе логики 3-х главных этапов: 1) диагностико-проектировочного; 2) организационно-методического; 3) рефлексивного.

Рассматриваемый педсовет был спланирован еще в мае предшествующего учебного года и на диагностико-проектировочном этапе была определена значимость проблематики, связанной с этнопедагогическим знанием, с возможностью включения учащихся разных возрастных групп в «диалог культур», с воспитанием таких качеств личности, как толерантность, стремление к пониманию других людей, их позиций и взглядов; было проведено предварительное распределение «доли участия» творческих групп педагогов, классных руководителей в работе по подготовке педсовета.

В рамках II-го – организационно-методического этапа – был разработан и проведен комплекс диагностических процедур, а именно анкетирование учащихся трех возрастных концентров: 4-х, 7-х и 9-х классов и педагогов гимназии по вопросам развития культуры межнациональных отношений, воспитания нетерпимого отношения к расизму и ксенофобии. Было важно определить знания учащимися ключевых понятий («национальный экстремизм», «толерантность», «диалог культур» и др.), степень их осознанности, понимания стоящих за ними социальных явлений. На этом же этапе оформились графики проведения и анализа открытых воспитательных дел, была разработана специальная схема их анализа, подготовлен и представлен коллегам список тематической литературы (статьи, материалы выступлений на конференциях), а также интернет-ресурсы по актуальным аспектам педсовета; составлен опорный «словарик» (глоссарий) в помощь учителям и классным руководителям. На этом же этапе была сформирована повестка педсовета, план его проведения (см.приложение), определены участники, выступающие с сообщениями; проведена необходимая аналитическая работа по обобщению результатов проведенной диагностики.

Третий этап – рефлексивный – включил в себя, собственно, проведение педсовета, его коллективное осмысление, обсуждение полученных результатов в режиме «открытого полилога», были сформулированы решения педагогического совета по совершенствованию воспитательной работы на основе этнопедагогического подхода, на развитие практики межкультурного взаимодействия и толерантности в условиях Санкт-Петербурга как города-мегаполиса.

Как наши педагоги относятся к проблеме бесконфликтного общения учащихся разных национальностей? К педсовету традиционно проводилось анкетирование учителей. В нём приняли участие 34 педагога. Остановимся на следующих характерных примерах.

· Есть ли страны или нации, народности, которые вызывают у Вас чувство неприязни?

1. Да – 5 (15%) Азербайджанцы, люди кавказской национальности.

2. Нет – 29 (85%)

· В чем Вы видите проблемы формирования культуры межнационального общения в нашей гимназии?

1. Разные взгляды родителей и учителей на воспитание детей –

18 (53%)

2. Расслоение общества на богатых и бедных – 13 (38%)

3. Недостаточное владение методами воспитания культуры межэтнических отношений – 14 (41%)

· Следует ли изучение культуры межнационального общения включать в образовательные программы?

1. Да, в учебной программе должны быть соответствующие темы –

16 (50%)

2. Нет, специально выделять эти вопросы в образовательной программе не следует – 16 (50%)

Педагоги нашей гимназии понимают всю сложность вопроса межнациональных отношений. Долгие годы мы не обращали внимания на национальную принадлежность. Это для нас норма поведения. И чтобы это тоже стало нормой для подрастающего поколения, которое живёт в совершенно ином мире, мы должны приложить определённые усилия. Овладеть новыми методами работы с учащимися. Этому конечно надо учиться.

Доминирующей идеей, на которой базируется этнопедагогика, является идея любви к своему народу, к его культуре, к своей Родине, а значит ко всей нашей многонациональной России, к проживающим на ее территории народам и народностям. Практической реализации данной идеи в опыте образовательного учреждения – гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» способствовал, в том числе, и особый подход в логике подготовки и проведения педагогического совета как проблемно-тематического, включающий в себя четкую этапность, работу «на результат» всего педагогического коллектива и восприятие педагогического совета как особой актуальной технологии, стимулирующей повышение профессиональной компетентности всех его участников.

Приложение

Педагогический совет №3

"Реализация этнопедагогического подхода в воспитательном процессе гимназии №73 "Ломоносовская гимназия"

март 2011

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

I. Основы этнопедагогического подхода в воспитании современных учащихся (в воспитании современных учащихся (единство интернационального - общечеловеческого, национального и индивидуального в воспитательной деятельности); ведущие понятия; цели и задачи в рамках социального заказа (теоретическое введение в проблематику педсовета).

II. Формирование культуры межнационального общения у учащихся различных возрастных групп гимназии; анализ эффективности воспитательных дел и форм работы, направленных на воспитание толерантности, умений по поддержанию диалога культур, на преодоление национального экстремизма.

III. Использование педагогическим коллективом гимназии возможностей семейного воспитания для формирования культуры межнационального общения.

IV. Деятельность МО классных руководителей по совершенствованию технологий и методик воспитания, посвященных формированию основ межнационального общения и преодолению проявлений национального экстремизма среди учащихся гимназии всех возрастных групп.

V. Решение педагогического совета.


Поделиться: