Поиск по сайту

«Интегрированные уроки как средство духовно-нравственного воспитания учащихся»


Авторcтво: Калинкина Наталья Борисовна, учитель музыки ГОУ лицея № 623 им. И.П.Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга


Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно. Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей. Человеку еще предстоит научиться культурно пользоваться свободой. Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью.

Я предлагаю один из путей решения этой проблемы – органичное вплетение духовно-нравственного воспитания в процесс обучения разным учебным дисциплинам. Мне представляется, что одной из интересных и перспективных форм организации учебной деятельности учащихся могут стать нетрадиционные интегрированные уроки.

Интеграция в образовании - не дань моде и времени. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. 'Рост научных знаний', - отмечает В.И.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам'.

В современном толковании понятие «интеграция» означает глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. (Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока). Основная задача интегрирования в сфере образования - не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.

Сегодня преподавание многих школьных предметов не обходится без искусства, наблюдается тенденция осуществлять образование в единстве принципов и методов преподавания основ науки и искусства. Школяр Л.В. отмечает, что «….эта инновационная тенденция позволит обеспечить формирование у детей целостной картины мира в гармонии абстрактно-логического и образного мышления» (См.: Музыкальное образование в школе / под ред. Школяр Л.В. – М., 2001. – С. 6-7).

В течение последних лет я занимаюсь вопросами интеграции. С положительной стороны зарекомендовали себя в практике школы интегрированные уроки таких учебных дисциплин, как:

· музыка и литература

· музыка и изобразительное искусство

· музыка и история

· музыка и мировая художественная культура

Идея объединить музыку и биологию возникла из желания сделать один из профильных предметов лицея еще более интересным и увлекательным, а также раскрыть учащимся новые грани музыки как искусства и как школьного предмета.

Суть нашей инновации - нетрадиционный подход к интегрированным урокам в школе (а именно интеграция музыки с другой предметной областью - с биологией) как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.

На первый взгляд такое соединение может показаться непривычным, но практический опыт последних лет работы показал достаточно высокую эффективность такого взаимодействия этих учебных дисциплин. Положительным является не только что повышение интереса учащихся к изучаемым предметам, но и возможность воздействовать на духовно-нравственную сферу ребенка. Ведь главная высокая цель работы школы – воспитание Человека.

В нашей школе идёт постоянный поиск решений в вопросах:

· Как сделать образование в условиях школы более эффективным с точки зрения развития духовно-нравственной и эмоционально-психологической сферы личности ребёнка?

· Как сформировать устойчивый интерес к различным учебным предметам, например, к биологии и музыке?

Следует отметить, что особенностью наших уроков является не только органический синтез учебного материала по биологии и музыки, но и форма организации интегрированных уроков, активное участие учащихся в их подготовке и проведении. Таким образом, реализуется личностно-ориентированный подход к учащимся:

· ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия обучающихся

· индивидуальная работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений

· возможность выбора учебного материала, его варьирование

· возможность выбора групповой или индивидуальной формы работы

· возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания

Основными задачами интеграции биологии и музыки на уроках являются: духовно-нравственное воспитание, стимулирование познавательной активности, формирование представлений о тесной связи музыки с миром природы, развитие воображения, ассоциативного мышления, раскрытие личностно-творческого потенциала учащихся.

Еще одной особенностью интегрированных уроков является активное использование ИКТ – технологий. В зависимости от тематики и содержания уроков мы используем:

ü работу с Интернет-ресурсами;

ü создание собственного цифрового образовательного пространства;

ü создание собственной мультимедийной библиотеки;

ü создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.

Использование современных ИКТ-технологий расширяет образовательные возможности, делает процесс обучения более интересным и насыщенным, дополняет и обогащает уроки.

В качестве примера приведу темы нескольких интегрированных уроков, при разработке которых учитывается, прежде всего, аспект духовно-нравственного воспитания. Структурное содержание одного из уроков (полный конспект – сценарий интегрированного урока см. в Приложении)

Темы уроков:

· Осенние изменения в природе. Осень в музыкальных произведениях (интегрированный урок в 5-х классах)

· Многообразие растений семейства злаков. Откуда хлеб на стол пришёл. Блокадный хлеб. Музыка в блокадном Ленинграде.

(интегрированный урок в 6-м классе)

Урок посвящён 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда.

· Членистоногие в биологии и музыке (урок в форме КВНа в 7-х классах)

· Здоровье человека в современном мире (урок-конференция в 9-м классе)

· Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Образы птиц в музыкальных произведениях. Образы птиц в искусстве. (интегрированный урок в 7-х классах). Урок посвящён 65-летию со дня победы в Великой Отечественной войны.

С позиции урока музыки используются методы активизации обучающихся:

ü пение;

ü словесное высказывание о музыке;

ü интересный подбор репертуара;

ü задания на активизацию слухового внимания

ü создание рисунков и раскрашивание;

ü инсценирование;

ü пластическое интонирование;

ü учебно-игровая деятельность;

ü использование дискуссионного метода ведения урока;

ü сочинения, рассказы, сказки, как учителя, так и учащихся

Интегрированные уроки биологии и музыки в целом способствуют всестороннему развитию личности.

После этих уроков дети пишут отзывы, которые позволяют в дальнейшем улучшать, корректировать свою работу в этом направлении.

Приведу цитаты из отзывов к уроку «Многообразие птиц в природе. Птицы в музыкальных произведениях»:

«Спасибо, мне очень понравился такой урок, все здорово постарались»

«Мне запомнилась минута молчания и песня «Журавли»

«Мне понравилась моя презентация о птицах»

«Большое спасибо учителям за такой прекрасный урок»

«Мне больше всего понравилось, как пела Наталья Борисовна в дуэте со студентом»

«Меня очень тронул рассказ Инны Александровны о своих детских воспоминаниях во время войны и дальнейшей судьбе её родственников»

«Я почувствовал, что птицы – это счастье!»

«Мне очень понравилось, как студентка играла на скрипке. Пусть она приходит к нам на уроки. Ждём с нетерпением!»

«Я немного нервничал из-за прихода гостей и директора»

«Мне не понравилось, что некоторые ребята читали свой текст по листочку»

«Я узнал, что какие птицы символизируют: чёрный ворон- смерть, а голубь – символ мира. Я узнал много новых видов птиц. Узнал новых композиторов, например, Сен - Санса.»

« Я очень уважаю студентов, которые пришли к нам. Насколько я знаю, это тяжёлый труд, ведь у них сейчас выпускные и им очень тяжело выбраться из института. Я очень люблю классическую музыку, так как сам ею занимаюсь. Пусть вся школа проводит такие мероприятия!»

«Были моменты, когда наворачивались слёзы! Певцы такие МОЛОДЦЫ.»

«Были очень интересные презентации по предметам!»

Думаю, что комментарии здесь излишни. Эти отзывы весьма красноречиво показывают, какое значение имел этот интегрированный урок для детей.

В Приложении к статье приводятся:

· краткий план урока по теме «Многообразие птиц в природе. Птицы в музыкальных произведениях»

· фотографии с урока

· презентацию к школьному педагогическому совету на тему «Современный урок музыки» (которая наиболее подробно раскрывает направления моей работы в школе)

Краткий план урока по теме: «Многообразие птиц в природе. Птицы в музыкальных произведениях».

Авторы урока: учитель биологии Херузе Инна Александровна,

учитель музыки Калинкина Наталья Борисовна.

1. Приветствие, рассаживание по группам (название групп учащихся соответствуют разным экологическим группам птиц: хищники, лесные птицы, птицы побережья, водоплавающие птицы, птицы открытых пространств)

2. Объявление темы учителями, актуализация цели урока

(многообразие птиц в природе и их влияние на духовно-нравственную сферу человека)

Исполнение учащимися песни «Просьба» муз. А.Пахмутовой, сл. Р. Рождественского

Птицы, рыбы и звери

в души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди.

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

не небо!

А море без рыб –

не море!

И земля без зверей –

не земля!

Чем объяснить такое многообразие птиц?

Что лежит в основе приспособленности?

Работа по группам: «Птицы, живущие в разных условиях и по-разному добывающие пищу»

Актуальные вопросы:

· Почему птицы занимают так много места в природе и в наших душах?

· Нужна ли им наша поддержка? Когда и как?

· Надо ли их охранять?

Природа – великая мастерская, мы на многих уроках и мероприятиях убедились в её творчестве.

Исполнение детьми песни «Замыкая круг» К.Кельми

Свой мотив у каждой птицы,

Свой мотив у каждой вещи,

Свой мотив у неба и земли.

Пусть стирает время лица,

Нас простая мысль утешит –

Мы услышать музыку смогли!

Давайте сегодня не только вашими рассказами о птицах, но и стихами, музыкой убедимся в этом. и пусть сегодняшнее наше мероприятие будет посвящено великому празднику Дню победы в Великой Отечественной войне, его 65-летию.

3.Выступление учащихся в группе.

(на экране показываются компьютерные презентации о видах птиц, подготовленные детьми заранее к уроку, эти презентации сменяются музыкальными по ходу урока)

Хищные птицы

· стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

· особенности строения дневных хищников

· особенности строения хищников – падальщиков

· особенности строения ночных хищников

вывод: редкие охраняемые птицы

Птицы лесов, парков, скверов, садов.

(скворец, воробей, дятел, королёк, ласточка, соловей и т. д.)

· Стихотворение «Ласточка» Н. Заболоцкого

· Исполнение «Песни жаворонка» П. И.Чайковского на фортепиано (студентом факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена)

· Слушание музыки и обсуждение приёмов звукоподражания, имитации голосов птиц (детьми)

· рассказ о жаворонке, об особенностях строения, питании и др.

· Исполнение романса «Жаворонок»М.И. Глинки (дуэт- учитель музыки и студент )

· Рассказ о народной традиции, связанной с жаворонками. Песни - заклички, веснянки, показ свистулек, игра на свистульке.

· Певцы – рекордсмены

· Слушание романса «Соловей» Алябьева и показ презентации по музыке . Вопросы по музыкальному анализу произведения.

· Стихотворение «Соловей» И.Бунина

· Исполнение песни «Соловьи» («Соловьи, на тревожьте солдат») Соловьёва – Седова (исполняет дуэт студентов)

· Стихотворение «Воробей» Н.Заболоцкий

· рассказ о воробье

· Стихотворение «Скворец» Н.Заболоцкий

· рассказ о скворце

· Показ остальной части музыкально-искусствоведческой презентации

о птицах

Птицы побережий и водоёмов

· «Песнь о буревестнике» А.М.Горький

· общие черты птиц этого вида

· Пингвины – особые птицы

· Особенности строения водоплавающих птиц

· Лебеди (люди любят лебедей не только за внешнюю красоту и грацию, но и за преданность в паре друг другу)

· стихотворение «Лебедь» К. Бальмонта

· Исполнение пьесы «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» Сен-Санса (студенты :дуэт скрипки и фортепиано)

· Музыкальные вопросы и музыкальная презентация

Птицы открытых пространств

(страусы, дрофа, журавли)

· Рассказ о страусе

· Рассказ о дрофе

· Рассказ о журавлях

· Белый журавль – стерх

· Стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли»

· Минута молчания в память павших во время Великой Отечественной войны Звучит песня «Журавли» («Мне кажется порою, что солдаты..»)

На столах зажигаются свечи, свеча у плаката-газеты с фотографиями воинов – защитников нашей страны.

· Рассказ учителя биологии Херузе Инны Александровны о непростых детских воспоминаниях войны, о близких родственниках – защитников Отечества, их судьбе

· Рассказ учителя музыки о защитниках Отечества в своей семье, их дальнейшей судьбе

· Свободные высказывания гостей - родителей, бабушек, администрации, учителей, студентов, детей

3. Вывод:

4. Птицы занимают важное место в природе, т. к. это неотъемлемая часть экосистемы!

· Если мы нарушаем среду обитания, то обязаны им помогать(подкормка зимой, защита от хулиганов)

· Птицы украшают нашу жизнь, делают радостней наше присутствие в лесах. Птицы духовно обогащают нас.

5. Видеофрагмент из кинофильма «Штрафбат» с песней «Тишина» («Соловьи, не пойте песен больше, соловьи, в минуту скорби пусть звучит орган о тех, кого сегодня с нами нет…»)


Презентация



Поделиться: