Поиск по сайту

«Русский музыкальный фольклор в воспитании дошкольников»


Авторcтво: Мелентьева Татьяна Андреевна, музыкальный руководитель ГДОУ №2 Кронштадтского района Санкт-Петербурга


На протяжении многих лет наш коллектив (ГДОУ №2, г. Кронштадт) ведёт углубленную работу по использованию народного творчества в воспитании детей. Для детей встреча с русской народной музыкой всегда праздник, потому что им в русском народном творчестве всё интересно, красиво, необычно и в то же время доступно. Песни, хороводы, игры непременно вызывают удивление, потрясение и восторг. Развить у ребенка вкус к хорошей музыке, сформировать избирательное отношение к музыкальным произведениям помогает музыкальный фольклор, выдержавший вековую проверку. Истоки, корни всей музыки лежат в народном искусстве. Нам неведомы авторы народных мелодий, которые по сей день пленяют нас. Кем и когда были сочинены, например, русская песня «Во поле берёза стояла», украинская «Солнце низенько», грузинская «Сулико» и десятки, сотни других выразительных, ярких мелодий? О народной песне Радищев писал так: «Кто знает голоса наших народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душеную означающее».

Широко внедряя в работу ДОУ народные игры, песни, хороводы, я через музыкальный фольклор привлекаю наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Я считаю, что детское дошкольное учреждение самое благодатное место для развития музыкальности детей. Занимаюсь со всеми детьми, ведь здесь нет опасности травмировать ребенка и его родителей отказом, здесь (в детском саду) не заявят, что ребенок лишён музыкального слуха. Я думаю, что детей без музыкального слуха вообще нет. Бывают дети с природным абсолютным слухом, бывают просто с неплохим музыкальным слухом, а бывают и такие дети, чей музыкальный слух ещё предстоит выявить, развив в дальнейшем (вторых и третьих встречается больше). Я думаю, что чем раньше начать учить ребенка музыкальным азам, тем результативней окажется весь педагогический процесс. Стараюсь расположить к себе ребенка, объясняя всё новое образно и, по возможности, забавно. А самое главное, окружающие должны всё время проявлять живой интерес к делам маленького музыканта, певца, танцора. Занятия с детьми я считаю удачными, если они приблизили нас (меня и детей) к дальнейшей цели, которая стоит передо мной: сформировать у ребенка потребность и умение глубоко и полноценно воспринимать произведения русского народного творчества. Главным критерием в оценке результатов творческих опытов служит для меня не только то, насколько правильно спето, а возник ли интерес к занятию, стремление к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков.

Русские народные песни очень полюбились детям, не проходит ни одного занятия, на котором бы дети не выразили желания спеть русскую народную песню или поиграть в хороводную игру.

Часто по вечерам, когда ребята свободно играют, я прихожу в группы и с удовольствием слышу, как полюбившаяся русская песня звучит, продолжает свою жизнь в играх. И родители говорят, что дети много русских народных песен поют и дома. Я очень рада тому, что русские народные песни прочно вошли в жизнь ДОУ.

Я думаю, что главное в работе с детьми, чтобы дети не только воспринимали, но и действовали, не только подражали, но и творили. Очень важным, я считаю вопрос об импровизировании детей. Как мне думается, запрещать в строгом порядке импровизацию на каком бы то ни было этапе детского развития едва ли оправдано. Импровизация для ребенка – это есть игра, естественный «разговор звуками, движениями, голосом». Пробуя найти «слова» для этого разговора, ребенок связывает их со своими чувствами. Этим он и развивается. Не раз на протяжении моей работы с детьми я задавала себе вопрос: «Почему дети так любят музыкальные занятия?», и поняла, они учатся создавать красоту. Ведь эти дети живут в мире искусства и труда, а это прекрасное сочетание. Занимаясь русскими народными песнями, танцами, я увидела, как эти занятия сказываются на внешнем виде детей. Дети, выступая, становятся по-особому красивыми: стройные, статные мальчики, нежно-обаятельные, но вместе с тем озорные и шаловливые девчушки. И что не менее главное, ведь дети, занимаясь вместе, очень сближаются друг с другом. Как-то Вовчик Г. сказал: «Нам нельзя ссориться, а то танец не получиться».

Я думаю, что начинать прививать любовь к народному творчеству надо именно с ранних лет. Почему? Да понятно же: если сумеешь с детских лет заронить в душу человека зернышко любви к искусству, к танцу, к народному творчеству, – тогда это на всю жизнь.

Конечно, не каждый наш воспитанник будет музыкантом, но каждый будет любить землю предков.

А закончить хочется словами поэта П. Синявского: «Ожили краски и в душу запали. Русским напевом заслушался мир!».


Поделиться: