Поиск по сайту

Компьютерная презентация как заключительный этап проектной деятельности на уроках английского языка


Авторcтво: Арменская Галина Александровна, учитель английского языка ГОУ №558, к.т.н.


Проектная технология призвана повысить интерес к занятиям путём внесения творческого начала в учебную деятельность учащихся.

Благодаря активному включению в реальную, увлекательную деятельность, учащиеся могут выразить собственные чувства и мнения. Так реализуется важнейший принцип методики проектного обучения – коммуникативность.

Учебная деятельность учащихся строится таким образом, что они под руководством учителя решают разнообразные проблемы, имеющие определённую значимость для них. В этом заключается следующий принцип – проблемность.

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся привлекают и добывают знания из различных источников: личного опыта, книг, Интернета, занятий по английскому языку и другим предметам. Это позволяет выдвинуть следующий принцип методики проектной деятельности – принцип интеграции знаний.

При этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно принимали решения относительно, например, характера проекта, его представления. Таким образом реализуется следующий принцип проектной методики – принцип самостоятельности обучаемых [1].

Проектная деятельность позволяет также реализовывать целостно-ориентированное обучение английскому языку, добиваясь интеграции четырёх речевых умений: говорения, аудирования, чтения и письма.

Работа над проектом включает ряд этапов [2] и осуществляется в течение нескольких уроков. В зависимости от степени участия учащихся, предполагается три вида проектов:

  1. Структурированный проект: тему, материалы, упражнения и форму представления проекта определяет учитель.
  2. Неструктурированный проект: проект полностью разрабатывается и реализуется учащимися.
  3. Полуструктурированный проект: в организации проектной деятельности принимают участие и учитель, и ученики.

Проект может быть представлен как в устной, так и в письменной форме, а также в форме компьютерной презентации.

Компьютерные презентации стали в последнее время активно использоваться в учебном процессе, так как в полной мере соответствуют особенностям восприятия информации современными учащимися.

Компьютерная презентация должна соответствовать ряду дидактических требований [3]. Очень важно внимательно отнестись к отбору предъявляемого материала: в презентации должны содержаться только достоверные и проверенные факты и сведения. В этом случае будет соблюдаться принцип научности обучения. Вот почему рекомендуется сверять информацию, полученную из Интернета, с другими источниками.

Предъявляемый материал должен соответствовать возрасту и уровню подготовки учащихся. Таким образом реализуется принцип доступности обучения. Следует активно вовлекать учащихся в обсуждение, а также предоставлять им возможность самостоятельно извлекать информацию из демонстрируемого материала, реализуя принцип сознательности и творческой активности.

Компьютерная презентация позволяет демонстрировать учебный материал в наиболее яркой и образной форме, что соответствует принципу наглядности обучения. Кроме того, использование ИКТ позволяет активировать деятельность учащихся в процессе овладения знаниями и реализует принцип интенсификации учебного процесса.

Принцип интерактивности в обучении реализуется за счёт возможности адаптации процесса демонстрации компьютерной презентации к особенностям восприятия конкретных учащихся. Например, можно определять очерёдность демонстрации слайдов, можно изменять, дополнять или уменьшать объём сообщаемой информации.

Учителем Арменской Г.А. совместно с учащимися 8 классов была проведена проектная деятельность по теме “Знаменитые люди”.

Целью проектной деятельности являлось совершенствование речевых умений. Ниже представлена разработанная учителем методическая модель проектной деятельности при совершенствовании речевых умений.

Методическая модель

.


1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

Проектная деятельность

Планирование проекта, определение темы, подтем, изучение и анализ имеющегося материала

Поиск требуемой информации

Сопоставление и оценка информации

Подготовка сообщений по подтемам

Представление проекта

Совершенст вование речевых умений

Совершенст вование умений поискового чтения и аудирования

Совершенст вование умений ознакомительного чтения

Совершенст вование умений изучающего чтения

Совершенст вование умений в письменной и устной речи

Совершенст вование интегративных умений

По форме нами был разработан полуструктурированный проект, в котором руководящая роль отводилась учителю, а именно: ею была предложена тема, определены основные этапы работы, отобраны упражнения для работы с имеющимся текстовым материалом.

Учащиеся приняли участие в обсуждении темы и подтем, а также выбрали самостоятельно конечный продукт деятельности.

Последовательность уроков соответствовала этапам выполнения проекта.

1. На первом занятии учитель представила тему проекта и текстовый материал по теме. Опорой служил текст о знаменитой женщине-учёном М. Склодовской-Кюри из учебника “Английский в фокусе” для учащихся 8 класса, по которому занимаются дети [4]. Учащиеся прослушали и прочитали текст, выполнили прилагаемые упражнения. Затем учитель обучала учеников приёмам смысловой ориентации в тексте, например выделению ключевых предложений абзацев текста на основе анализа их структуры. Рассматривалось различное положение этих предложений-обобщений в структуре абзаца: на верхней и нижней границе, в середине абзаца или их отсутствие, когда чтецу небходимо самому сформулировать мысль абзаца. Эти интеллектуальные умения позволили выделить основную информацию в тексте и представить её в виде краткого фактического файла:

- имя знаменитого человека

- даты жизни

- род деятельности

- достижения.

Этот план был предложен детям для подготовки их собственных мини-проектов по теме “Знаменитые люди англоговорящих стран”.

2. Этапы по поиску требуемой информации, её анализу и подготовке письменных и/или устных сообщений дети проводили дома самостоятельно. Основным источником информации, как выяснилось далее, служил Интернет.

3. На следующем занятии учащиеся представили подготовленные монологические высказывания о выбранной ими знаменитости. Затем учащиеся и учитель обсудили результаты работы, оценили их и высказали идеи относительно продолжения работы над проектом.

Так, учитель представила собственную компьютерную презентацию “Знаменитые американцы”, в которой решались задачи пошагового разворачивания информации: от изображения знаменитости – к имени, от имени – к роду деятельности, далее – к творческим достижениям человека (приводится в приложении). Данная презентация может использоваться как дидактическая модель для создания других презентаций. Ученикам было предложено создать собственные презентации с учетом следующих требований:

- презентация должна содержать не более 10-12 слайдов, так как большее количество затрудняет восприятие;

- выполнять работу следует в едином стиле, используя возможности программы PowerPoint;

- использование анимационных эффектов приветствуется, если это обосновано и помогает лучше воспринять информацию;

- ввод дополнительной информации осуществляется с помощью гиперссылок, но это также не является самоцелью и должно быть обусловлено целями презентации;

- текстовый материал должен быть кратким и по возможности сопровождаться иллюстрациями.

Те из учащихся, кто выбрал формой представления презентацию, продолжили работу над проектом дома.

4. На заключительном занятии были представлены компьютерные презентации учеников по теме проекта. На это занятие приглашались и учащиеся других классов.

Все презентации были восприняты с большим интересом.Ученики обсуждали их, обменивались своими мыслями и чувствами, делились приобретёнными знаниями. Нужно отметить, что обсуждение прошло на положительном эмоциональном фоне: все продемонстрированные презентации вызвали у учащихся положительные эмоции и способствовали их личной вовлечённости в учебную деятельность.

В целом, проведённая работа показала, что проектная деятельность позволяет значительно повысить мотивацию учащихся, а компьютерная презентация служит эффективным инструментом обобщения и систематизации результатов проектной деятельности и творческих достижений учащихся.

Приложения:

  1. Презентация "Знаменитые американцы"


Список литературы

1. Hutchinson T. Project English. OUP. 1985.

2. Fried-Booth,D.L. Project Work. OUP. 1986.

3. Бобровская Л.Н., Смыковская Т.К. Требования к учебным компьютерным презентациям. http://inf777.narod.ru/konkursy/trebovaniya.htm

4. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. Английский в фокусе. 8 класс: учебник. М.,2008.


Поделиться: