Поиск по сайту

Опыт создания здоровьесберегающей образовательной среды в лицее №623 имени И.П.Павлова


Авторcтво: Ловицкий Владимир Дмитриевич, к.б.н., методист ГОУ лицея № 623 Выборгского района Санкт-Петербурга


В этом году нашему образовательному учреждению исполняется 20 лет. За это время оно прошло большой путь от средней школы №623 до лицея медицинского профиля имени Ивана Петровича Павлова.

В самом начале пути было выбрано направление методической работы коллектива на укрепление здоровья учащихся. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 70-80% определяется его собственным отношением или возможностью влиять на факторы, имеющие отношение к здоровью. В подавляющем большинстве случаев хронические болезни, по мнению И.Брехмана, являются следствием неправильного образа жизни. Что же могут и должны сделать школы, чтобы сохранить, а лучше укрепить, здоровье своих учащихся?

lov1.gifУже в 1994 году на проведённую в С-Петербурге международную конференцию «Впервые в медицине» школа представила 4 доклада:

- Улучшение здоровья школьниц - забота о будущих поколениях

- Обучение здоровому образу жизни в школе

- Состояние здоровья школьников и пути его укрепления

- Профилактика близорукости у школьников

В 1997 году медицинская школа-гимназия №623 получила статус школы-лаборатории. Общим направлением исследования, явился поиск путей повышения уровня образованности учащихся при сохранении ими духовного, психического и физического здоровья.

Поставленная Комитетом перед нами, как школой-лабораторией, задача предполагала работу в двух взаимосвязанных направлениях:

1) создание в лицее здоровьесберегающей среды и

2) совершенствование педагогических технологий и методик.

I. Первое направление - создание в лицее здоровьесберегающей среды.

Материально-техническое и технологическое обеспечение образовательного процесса с точки зрения здоровьесбережения является сложной экономической и организационной задачей. К настоящему времени профилактика заболеваемости и укрепление здоровья учащихся осуществляется с помощью созданной в лицее системы, основу которой составляют следующие компоненты:

lov2.gif1-й компонент - оздоровительный центр лицея, который объединяет следующие структуры:

1) Зал «Адаптивной физической культуры» со специальным ортопедическим покрытием и помещение, в котором проводится процедура закаливания; ведёт занятия врач ЛФК.

2) Медицинский кабинет лицея с фитокабинетом, в котором учащиеся младших классов принимают лечебно-профилактические фиточаи (витаминные, успокаивающие, общеукрепляющие), кислородные коктейли и витамины.

3) Кабинет информатики, в котором в течение последних лет с учащимися начальных классов проводились занятия по программе «БОС». Используя метод биологической обратной связи, тренажёры дыхания фирмы «Биосвязь» помогали научить самоконтролю правильного дыхания, проводить коррекционную работу во многих направлениях.

4) Кабинет психолога-консультанта, который проводит исследование психологического климата в классах, выявляет детей, нуждающихся в психологической помощи, собирается и изучается материал по определению эмоционального состояния и социального статуса детей (агрессивность, тревожность, самооценка), проводит психологическое консультирование детей и их родителей.

5) Кабинеты «Семейного стоматолога» 000 «Жемчуг»; здесь ежегодно врачами-стоматологами фирмы проводится стоматологический осмотр всех учащихся; своевременная санация полости рта решает многие проблемы здоровья детей, при лечении учащиеся и учителя пользуются льготами.

6) Руководствуясь определением Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» в лицее создан и получил сертификат школьный музей - «Подвиг милосердия». Музейная педагогика позволяет донести до ребят идею милосердия, является средством развития духовной культуры. Большое воспитательное значение имеет и кабинет - «Музей - комната семьи Ивана Петровича Павлова».

7) Благотворное влияние на психоэмоциональный фон учащихся оказывает созданная в лицее экологически благоприятная здоровьесберегающая среда. С помощью комнатных растений удаётся восполнить дефицит общения с природой, который неизбежно возникает в городах среди однообразия стандартных домов. При этом решается и не менее важная - воспитательная задача. Уход за растениями приучает детей бережно относиться к ним, а значит и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.

8) Элементом здоровьесберегающего пространства школы является и его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через нее - на телесную организацию человека и его здоровье - зрительных образов той среды, в которой человек находится. Предметно-пространственная среда создаёт условие эстетического комфорта, облагораживает мир ребёнка, формирует у него отношение к школе «как к своей», способствует более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям.

lov3.gif2-й компонент - физическое воспитание. Формы физического воспитания в лицее традиционны и разнообразны.

Уроки физкультуры проводятся в двух спортивных залах лицея. После уроков учащиеся занимаются в секциях: шейпинга, спортивных бальных танцев, ритмопластики, хореографии, дзюдо, волейбола и других.

Сборные команды лицея принимают участие в 13 видах спорта, стали чемпионами Выборгского района по волейболу и настольному теннису. По итогам районной Спартакиады лицей вошёл в десятку лучших школ района.

Учащиеся лицея активно участвуют в массовых стартах: «Российский азимут», «Парголовская лыжня» и в других. В массовом легкоатлетическом пробеге «Испытай себя» вместе с учащимися принимают участие и учителя.

В средних, старших и особенно в младших классах регулярно практикуются «Дни здоровья». Ежедневной формой активного отдыха для групп продлённого дня являются игры на свежем воздухе.

II. Второе направление - разработка педагогических технологий и методик, обеспечивающих согласование здоровьесберегающей образовательной среды с результатами обучения, качеством образования и воспитания.

1-й компонент - организация оздоровительной работы во время урока включает: содержание урока, технологию его проведения, включение оздоровительных пауз.

Один из самых травмирующих факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. В этом одна из главных причин стремительно ухудшающееся показатели психологического и физического здоровья учащихся. Какие же условия будут способствовать здоровью ребёнка? К главным следует отнести:

- создание атмосферы наибольшей эмоциональной благоприятности и комфорта на уроке;

- формирование у учащихся умение мыслить, работать творчески, что повышает мотивацию;

- поощрение успехов ребёнка;

- любовь к ребёнку, уважение его мнения.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающей положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, меняется микроклимат на уроке.

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения.

Важным аспектом оздоровительного подхода к уроку является строгое следование природосообразности (возрастным особенностям) ребенка: в зависимости от возраста учеников меняются педагогические технологии.

С учетом возрастных особенностей учащихся и методических наработок преподавателей лицея в 1-ых - 5-ых классах наиболее многообещающими представляются разнообразные игровые технологии: игры - сказки, игры с раздаточным материалом, игры - путешествия, игры - соревнования и так далее.

В основной школе чаще используются интегрированные уроки, уроки – погружения, учащиеся составляют собственные кроссворды и ребусы.

В средней и старшей школе педагогические технологии приближаются к вузовским (лекции, семинары), особое место занимает работа в Ученическом научно-исследовательском обществе лицея, подготовка докладов и выступлений.

Всего за время учебы в лицее 20 членов УНИО опубликовали свою первую научную работу.

Тема «Здоровья» может быть затронута на многих предметах. Тематика многих уроков естествознания в начальной школе, затрагивает вопросы здоровья. Поэтому учителю не составляет труда обсудить с ребятами значение для их здоровья витаминов, прогулок и игр на воздухе, личной гигиены.

Сведений, полученных на уроках естествознания, могут быть использованы детьми на других предметах. Так, на уроках русского языка учителя используют словари медицинских терминов, слова и предложения валеологического содержания - для грамматических разборов, на уроках математики - задачи на темы сохранения и укрепления здоровья.

Некоторые уроки проводятся в форме экскурсий «в природу».

Благотворное влияние на психоэмоциональное состояние человека оказывают уроки музыки.

Следующим аспектом оздоровительного подхода к уроку является смена деятельности в ходе урока, включение в него оздоровительной паузы. Особенно активно и регулярно она проводится на уроках в начальной школе.

Для усиления оздоровительного эффекта:

- содержание упражнений меняется (физические упражнения, гимнастика для глаз) и зависит от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и так далее). Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Во время оздоровительных пауз применяются различные виды релаксации, в том числе с использованием аудио-видеотехники;

- в классных комнатах начальной школы установлены аэрофитоионизаторы, с помощью которых воздух в классе очищается от пыли, увлажняется и насыщается лечебными ароматами;

- учителями начальных классов и медицинскими работниками проводятся лекции, консультации для родителей на темы, посвящённые формированию здорового образа жизни.

lov4.gif2-й компонент – в лицее разработана системная диагностика обученности учащихся в лицее с помощью ДКР (диагностических контрольных работ) основана на методике профессора В.Н.Максимовой.

Анализ результатов контрольно-диагностических работ помогает:

- проконтролировать и установить уровень обученности учащихся по данному предмету или по данной теме;

- определить характер усвоения учащимися изученного материала:

· репродуктивный, алгоритмический (частично - поисковый) или эвристический (творческий);

· дать сравнительную характеристику усвоения материала по классам, обучающимся по различным учебникам и программам.

Таким образом, получена возможность оценить эффективность педагогических технологий и методик как со стороны эффективности усвоения материала, так и какою ценой, в смысле утомления учащихся, эти знания получены.

3-й компонент - ранняя медицинская профилизация. Учащиеся знакомятся со специальностями медицинского профиля на уроках Здоровья. Им прививаются необходимые профессионально значимые личностные качества: дисциплинированность, интерес к профессии, вежливость, чуткость, отзывчивость, милосердие, аккуратность и многие другие. Этому способствуют занятия в музее лицея "Подвиг Милосердия", а также внеклассные мероприятия по медицинской профориентации.

В младших классах ведёт занятия кружок «Человек и его здоровье».

Специально оборудованный кабинет «Сестринского дела» даёт возможность получить допрофессиональную медицинскую подготовку. В учебный план введены предметы: «Основы сестринского дела» и «Неотложная помощь». В основу положена программа Канадского общества Красного Креста.

Расширяются договорные отношения с Клинической больницей №122 имени Л.Г.Соколова, возглавляемой доктором медицинских наук, профессором Я.А. Накатисом, где лицеисты проходят производственную практику. Выпускники лицея, впервые в России, получают сертификаты младших медицинских сестёр государственного образца.

Медицинская подготовка даёт основу социальной защиты, определенную уверенности в будущем. Задача диктуется современными условиями жизнедеятельности общества. Отсутствие такой уверенности зачастую приводит к неврозу и психическим заболеваниям.

За 13 лет работы в статусе школы-лаборатории учителя лицея приняли участие в 14 конференциях (в том числе 7 международных), опыт получил отражение в 42 публикациях

Инновационная деятельность коллектива лицея отмечена многими дипломами:

2006 год – лицей стал победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

2008 год - лауреат регионального конкурса «Школа – территория здоровья»

2008 год – лауреат конкурса Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации РФ – «Школа России – 2008»

2008 год – лауреат конкурса Российской академии образования - «Академическая школа»

2009 год – за участие в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы объявлена благодарность Администрации Выборгского района СПб

2009 год – по итогам проекта Программы поддержки педагогических инициатив «Школа – завтра», проводимой общественной организацией «ОСЭКО» и «Информационно-образовательным центром» ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» лицею присвоено звание - «Общественное признание»

2010 год – лауреат районного фестиваля инновационных продуктов.

Инновационная работа, направленная на здоровьесбережение учащихся продолжается. Лицеем в статусе районной экспериментальной площадки начата работа по проекту «Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников».

В основе Проекта лежит комплексная оценка функционального состояния основных здоровьесберегающих систем организма школьника с помощью специально разработанных приборов. При выявлении функциональных отклонений предоставляются индивидуальные адресные рекомендаций с целью коррекции этих нарушений.


Поделиться: