Поиск по сайту

Информатизация – за и против


Авторcтво: Лисицына Лариса Рэмовна, методист НМЦ, учитель информатики ГОУ СОШ № 90 Выборгского района Санкт-Петербурга


Сегодня много говорится об информатизации школ. Любое образовательное учреждение считает это направление в развитии одним из важнейших. Активная политика государства в этом направлении известна. Предмет «Информатика» преподается в школах с 8, а то и со 2 класса, компьютерами оснащены школьные кабинеты, у многих ребят есть домашние компьютеры. Все это – приметы времени, без новых технологий нельзя, но если взглянуть на другую сторону медали. Неукоснительное соблюдение санитарных норм – принцип работы любого образовательного учреждения.

1. Большинство школ в спальных районах было построено в 60 – 70 -ых годах. Классы по 53 – 55 кв. метров. Стандартный учебный компьютерный класс (12 мест учеников + компьютер учителя) при самых благоприятный условиях (ЖК мониторы и чуть-чуть больше кв. сантиметров) с натяжкой вписывается в САН ПИН. Может и не вписаться, тогда 1 – 2 ПК необходимо убрать из кабинета. По тем же нормам за ПК может сидеть только один человек, вдвоем работать запрещено. Но по другим нормам деление класса на группы осуществляется только если классе 25 человек. Вопрос: как можно рассадить, допустим, 20 учеников за 12 компьютеров так, чтобы выполнить условия САН ПАНа? Предлагается вариант проводить работу по группам внутри класса. Значит в тот же кабинет, кроме компьютерных столов надо добавить парты, а учитель должен одновременно вести два урока – один с работающими за ПК, а это практически постоянные индивидуальные консультации, и работа со второй половиной класса. Можно конечно, но о качестве обучения, индивидуальном подходе к ученику говорить не приходится. К примеру, изучаем тему «Текстовые редакторы»: одна группа печатает, форматирует текст, учитель должен при этом активно работать с учащимися – инструктировать, корректировать работу КАЖДОГО, а другая половина класса в этот период времени что делает? Рисуем клавиатуру и учимся по ней набирать текст? Да и все равно делим класс на группы, только учитель работает в одной группе бесплатно.

2. Всем известно, что для учащихся X – XI классов по основам информатики и вычислительной техни­ки должно быть не более 2 уроков в неделю, а для остальных классов – 1 урока в неделю с использованием ВДТ и ПЭВМ.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ВДТ и ПЭВМ не должна превышать:

  • для учащихся 1 класса (6 лет) – 10 минут;
  • для учащихся II – V классов – 15 минут;
  • для учащихся VI – VII классов – 20 минут;
  • для учащихся VIII – IX классов – 25 минут;
  • для учащихся X – XI на первом часу учебных занятий – 30 минут, на втором – 20 минут.

На уроках информатики учителя придерживаются этих норм. О том, что происходит дома, мы представляем себе по репликам учеников. Там время общения с компьютером ничем не ограничено. Можно услышать, что ученик 5 – 6 класса просидел за ПК почти всю ночь и далеко не в поисках полезной информации. Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому, что там их ждет заветная игра. И, заметьте, взрослые нередко восхищаются этим, вот, мол, какой продвинутый ребенок! Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Ребенок, который всему предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую в его возрасте двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми, музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде в обществе своих сверстников. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают определенную эмоциональную нагрузку, которая и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. Они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т.д. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели неролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье и/или со сверстниками, потребность избежать физического и/или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

Признаки компьютерной зависимости:

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
  • ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
  • ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
  • ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
  • ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
  • у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
  • прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
  • ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
  • ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
  • нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Несколько рекомендаций родителям.

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.

7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Это нужно обязательно обсуждать на родительских собраниях с родителями. Но хочется обратить внимание на предлагаемые в большом количестве тесты для подготовки к ЕГЭ за компьютером, где время переваливает за 1,5 часа.

Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, работая за компьютером, мы должны понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт компьютер детям.


Поделиться: