Поиск по сайту

Урок русского языка в 8 классе. Тема: Подготовка к сочинению-описанию «Ранняя весна»


Авторcтво: Силина Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы ГОУ гимназии № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга


Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной

Задачи урока.

1. Активизировать знания учащихся о типах речи и их особенностях, языковых средствах языка.

2. Развивать умение учащихся отбирать необходимый для написания сочинения материал в разных источниках (литературные, живописные, музыкальные произведения).

3. Развивать ассоциативное мышление учащихся.

4. Развивать поэтическое восприятие природы.

5. Формировать у учащихся потребность использовать в речи тропы.

6. Формировать у учащихся потребность использовать в своей работе словари (толковый словарь, словарь эпитетов, словарь синонимов и др.)

Тип урока – урок развития речи с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

№ слайда

Этап урока

№ 1

Орг. начало урока

На парте: дневник, цветные карандаши, лист в линейку, распечатанные листы (таблица, тексты), домашнее задание.

№ 2

Вступительная часть. Формулирование темы урока

1. Рассматривание таблицы.

Приметы

ранней весны

Звуки

ранней весны

Краски

ранней весны

Запахи

ранней весны

Ваши чувства, ощущения ранней весной






2. Задание:

В течение 3 мин. под музыку и звучащее стихотворение И. Бунина «Весеннее» заполните таблицу.

№ 3

В течение 3 мин. под музыку и звучащее стихотворение И. Бунина «Весеннее» учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Иван Бунин. Весеннее

Тает снег - и солнце ярко

Блещет в полдень над полями;

В блеске солнца влажный ветер

По лесам-полям гуляет.

Но поля еще пустынны,

Но леса еще безмолвны;

Только сосны, точно арфы,

Напевают монотонно.

И под их напев неясный

В заповедных чащах бора

Сладко спит весна-царевна

В белоснежном саркофаге.

Ветерок ее ласкает,
Пригревает полдень ясный,
Но, бледна и неподвижна,
Спит царевна в сладких грезах.

Спит, - а скоро уж в долинах

Солнце белый снег растопит,

И пойдут бурлить потоки

По долинам и оврагам;

Налетят лесные птицы,

Зашумят грачи, а с ними –

Зацветут, зазеленеют,

Оживут леса и рощи.

И придет апрель-царевич

Из заморских стран далеких

На заре, когда в долинах

Тают синие туманы,

На заре, когда от солнца

Пахнет лес зеленой хвоей,

Пахнет теплою землею

И апрельскими цветами.

И склонится он с улыбкой

Над царевною безмолвной

И прильнет к устам царевны

Крепко жаркими устами,

И она в испуге вздрогнет,

Разомкнет ресницы сразу,

Глянет, вспыхнет - и улыбкой

Озарит весь мир влюбленный!

1893

№ 4

1. Социализация.

2. Сформулируйте тему нашего урока.

Щелчок – «Ранняя весна»

Запись в таблицу.

№ 5

1. Работа с сочинением «Весна»

Весна

Пришла солнечная весна. Сосульки висят на крышах, кричат воробьи. Много детей вышло на улицу, все радуются солнышку. Весеннее солнышко уже пригревает. Скоро прилетят птицы, распустятся деревья и зазеленеет трава. Хорошо весной на улице!

· К какому типу речи принадлежит данный текст?

· 2. Актуализация знаний о типах речи (запись на листе с опорными записями).

· Назовите типы речи.

· Какой тип речи будете использовать в сочинении о весне?

· Могут ли сочетаться в нашем сочинении разные типы речи? (описание с элементами повествования, описание с элементами рассуждения)

· Какой тип речи будет ведущим?

· Назовите особенности текста-описания (основа текста, вопрос, языковые особенности)

· Какие существуют виды описаний? (статическое, динамическое описание)

· Какие части речи преобладают в каждом виде описаний? (сущ., прил., прич. – статическое описание, гл. – динамическое)

· Нравится ли вам текст? Почему?

· Подумайте, в чем недостаток данного сочинения?

(состоит из речевых штампов, начиная с заголовка)

Щелчок- речевые штампы

· Какую работу над своей речью должен вести ученик, чтобы не обеднять свой язык речевыми штампами? (развивать речь)

№ 6

Формулирование цели урока. Выбор вида урока

· Сформулируйте цель урока, тип урока

(урок развития речи – подготовка к сочинению о ранней весне: собрать необходимый для написания сочинения материал)

Щелчок - Запись в таблицу.

Тема урока не равна теме сочинения!

№ 7

· Какую тему, широкую или узкую, должен отражать заголовок вашего сочинения?

· Сформулируйте самостоятельно несколько вариантов тем вашего сочинения (запись на листе с опорными записями).

Без социализации.

№ 8

Весна

· Какие значения имеет слово «весна»? (время года, перен. возраст человека)

· При формулировании темы сочинения можно оставить слово «весна» в названии, подобрав эпитет к данному слову.

· Что такое эпитет?

· Самостоятельный подбор эпитетов к слову «весна».

Щелчок- эпитеты из словаря. (Словари онлайн)

· Какие эпитеты из словаря эпитетов вы могли бы использовать в своем сочинении?

1. Время года. О характере погоды (температуре, влажности и т. п.); о листве, ее окраске, нарядности. Вёдреная, влажная, дождливая, засушливая, зеленая, златая (устар.), златокудрая (устар. поэт.), золотая, кислая (разг.), красная (нар.-поэт.), лучезарная (устар. поэт.), нарядная, ненастная, непостоянная, погожая (разг.), прихотливая, прохладная, пышная, роскошная, румяная, светозарная (устар. поэт.), слякотная (разг.), солнечная, студеная, сухая, теплая, травянистая, туманная, холодная, цветоносная, цветущая, ядреная (простореч.), яркая. О времени, характере наступления, продолжительности весны; о сопровождающих весну звуках, запахах и т.п. Благовонная, буйная, бурная, долгая, дружная, запоздалая, затяжная, звонкая, короткая, мимолетная, младая (устар.), многоголосая, молодая, напористая, поздняя, поющая, ранняя, стремительная, тихая, торопливая, хмельная (хмельная, устар.), юная. О впечатлении, психологическом восприятии. Беспокойная, благодатная, благодетельная (устар.), веселая, волнующая, волшебная, всеобновляющая (устар. поэт.), всеоживляющая (устар. поэт.), живительная, животворная (устар. поэт.), ликующая, праздничная, прекрасная, святая (устар.), тревожная, чарующая, чудесная, чудная. Голубая, жестокая, зеленокрылая, истерическая, крылатая, пугливая, сине-синяя, синяя, соловьиная, чахлая, черная. 2. О молодости, цветущем возрасте человека. Веселая, зеленая, златая (устар.), золотая, невозвратная, неповторимая.

Социализация.

1. В парах: обсудить выполненное задание.

2. Назвать 1 самый яркий, на ваш взгляд, эпитет, который будете использовать в сочинении.

№ 9

Формулирование темы сочинения

· Дополните список ранее придуманных вами тем сочинения (запись на листе с опорными записями).

· Социализация.

№ 10

Мелодия весны

Еще один вариант темы сочинения.

№ 11

Работа с текстом Д. Тихомирова «Мелодия весны»

Д. Тихомиров. Мелодия весны

… Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо передразниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а еще вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

1. Выразительное чтение вслух.

2. Работа в парах: найти яркие художественные средства.

3. Социализация.

· Какая мелодия весны? («тихая»)

· Какая была мелодия зимы? (метафора «скрипки мороза»)

· Из каких звуков складывается мелодия весны? (звуки капели, пение птиц)

· Найдите текстовой синоним слова «капель», «сосульки» .

· Какие сравнения использует автор, когда описывает сосульки? («точно оброненный хрусталь», «словно серебряный колокольчик»). Согласны ли вы с такими сравнениями?

· Какой художественный прием использует автор в словах «передразниваются, вдребезги, разбиваются»? С какой целью? (звукопись: аллитерация)

· Представьте сосульку, точно хрусталь. Только ли звук передает данное сравнение? (цвет весны)

№ 12

Работа с определением понятия «пейзаж», «пейзажная зарисовка»

· Уместно ли использовать слово «пейзаж» на нашем уроке? Почему?

Щелчок

ПЕЙЗАЖ - (от фр. paysage, от pays - страна, местность) - описание природы как части

реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы. П. может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы.

Словарь литературоведческих терминов («Культура письменной речи»)

Щелчок - П. может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей.

· Передает внутреннее состояние автора!

Варианты.

1. Для 1 урока.

  • Какую частичку весны вы сегодня принесли?
  • Социализация.

2. Для 2 уроков.

Щелчок- Работа с картинами

№ 16

Работа с картинами

Рассмотрите картину. Назовите художника и картину.

Какой предстает весна на картине Левитана?

Работа с картиной И. И. Левитана «Весна-большая вода».

1. Что изображено на картине? (голые деревья, оставленная у берега лодка, деревня в отдалении, разлившаяся река)

2. Почему картина называется «Весна – большая вода»?

3. Давайте обратим внимание на цвет и колорит картины.
- Какие тона преобладают? (холодные)

- Колорит пейзажа выдержан в (буровато – свинцовых, голубых, золотистых, светло – голубых, желтых) тонах.

Итак, в картине Левитана преобладают холодные тона, которые сочетаются с теплыми.

4. Какие мысли и чувства передает нам художник? (В природе ощущается тишина, безмолвие. На душе спокойно.)

№ 23, 24

Описание картины И. И. Левитана «Весна-большая вода» искусствоведом В. Прытковым.

· Работа в парах: Расположите части текста в определенной последовательности. (Текст разрезан на части, необходимо восстановить последовательность).

Б. Левитан обращался к любимому времени года не раз («Март», «Первая зелень. Май», «Весна» и др.). В конце 90-х годов была создана одна из самых трогательных картин художника — «Весна. Большая вода». Он пишет весну, уже вступившую в свои права, когда только что стаял снег и разлились реки, однако деревья стоят ещё голые, уже успевшие покрыться пушистой зеленью.

В. Гибкие стволы и ветки молодых деревьев образуют прозрачное кружево, лёгкую пелену, наброшенную на пейзаж, который благодаря этому лишается определённости своих очертаний, кажется почти невесомым. При этом он не становится призрачным, не лишается реальности. Вся картина построена на холодных светло-голубых тонах воды и неба и теплых рыжевато-песочных тонах деревьев и полосы. Отсюда рождается ощущение распространяющегося в свежем весеннем воздухе тепла.

А.Картина наполнена воздухом, в сущности и сама «большая вода»- выглядит, как опрокинутое небо. Отражение берёзок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение: они растворяются в воде своими корнями, а их розовые ветки сливаются с голубизной неба. Полное безлюдье помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, и погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Г. Но присутствие человека ощущается в картине (оставленная у берега лодка, деревня в отдалении) и делает её ещё более задушевной. Жизнь возрождается, и жить хорошо, как бы говорит художник.

· Сверяем с оригиналом.

· Какую весну изображает Левитан? («весну, уже вступившую в свои права»)

· В каком предложении содержится основная мысль текста?

· Почему ранней весной «жить хорошо»? (Полное безлюдье помогает … погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.)

· Словарная работа со словом «созерцание».

СОЗЕРЦА'НИЕ, я, мн. нет, ср.

1. Действие по глаг. Созерцать (книжн.). С. природы. Погрузиться в с. чего-н. 2. Мечтательное, самоуглубленное настроение (книжн.). Человек, склонный к созерцанию. 3. То же, что интуиция в 1 знач. (филос.).

(Толковый словарь русского языка Ушакова )

· В чем мастерство Левитана-художника? (Левитан сумел предать через картину, используя богатую цветовую гамму, личное переживание природы.)

· На какие художественные приемы обратили внимание в тексте?

Щелчок - Работа с картинами

№ 16-22

Работа с картинами

· Рассмотрите полотна художников. Какие картины вам знакомы? Назовите художника и картину.

· Какой предстает весна на полотнах этих художников?

ü Константин Юон «Мартовское солнце»

ü Игорь Грабарь «Мартовский снег»

ü Федор Васильев Оттепель»

ü Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

ü Алексей Саврасов «Весенний день»

ü Исаак Левитан «Март»

Щелчок- возврат к слайду № 12 (пейзаж)

№ 12

· Какую частичку весны вы сегодня принесли?

· Социализация.

№ 13

Создание текста

· Что будет отражать тему или идею вашего сочинения? (заголовок, эпиграф)

Заголовок и эпиграф вы подберете самостоятельно дома.

· Слушая музыку, напишите этюд из 5 – 7 предложений о пробуждающейся весной природе.

· Используйте материалы, собранные на уроке.

1. Создание этюда.

2. Социализаця

А ) в парах: прочитайте этюды друг друга, отметьте цветом (цветами), какое настроение у вас вызвали прочитанные этюды.

Б) фронтально: прочитать самые «цветные» этюды.

№ 14

Домашнее задание

Используя материалы, собранные на уроке, напишите сочинение о пробуждающейся весной природе.

Не забудьте озаглавить свое сочинение и подобрать эпиграф к сочинению.

Дополнительные варианты домашнего задания.

1. Опишите самостоятельно подобранную фотографию с изображением ранней весны.

2. Нарисуйте картину, изображающую раннюю весну. Опишите вашу картину.

3. Самостоятельно подберите музыку, которая, на ваш взгляд, передает состояние природы ранней весной. Опишите свои музыкальные впечатления.

Форма сочинения: прозаическая, стихотворная (на выбор).

Ваши помощники словари (толковый словарь, словарь эпитетов, словарь синонимов и др.)!

Помните! Вы творите!


Рефлексия.

· К каким выводам вы пришли в ходе урока?

· Ваши ощущения от сегодняшнего урока?

№ 15

Спасибо за урок!

Слайд с фотографией и с музыкой (уход детей).


Подготовка к сочинению_____________________________________________________________________________________________

Тема урока__________________________________________________________________________________________________________

Тема сочинения______________________________________________________________________________________________________

Приметы ранней весны

Звуки ранней весны

Краски ранней весны

Запахи ранней весны

Ваши чувства, ощущения ранней весной






Тип речи- __________________________ В основе -____________________________________ Отвечает на вопрос____________________

Существует 2 вида данного типа речи: 1. динамическое 2. статическое

В 1 виде преобладают следующие части речи:_________________________________________________________________________________

Во 2 виде преобладают следующие части речи:________________________________________________________________________________

Языковые особенности:____________________________________________________________________________________________________


Поделиться: