Поиск по сайту

Экологические проекты в начальной школе


Авторcтво: Михайлова Ольга Всеволодовна, учитель начальной школы ГОУ гимназии № 622 Выборгского района Санкт-Петербурга


Вселенная так огромна, что я просто хочу познать

ее принципы и применять их, а не использовать их вслепую и бояться за жизнь.

Фуллер

Антропогенное вмешательство настолько стало велико, что невозможно избежать последствий экологической деградации. Продолжающиеся деструк- тивные процессы могут привести к гибели всех экосистем, обеспечивающих

Жизнь на Земле.

На сегодняшний день необходима срочно переориентация системы ценностей всех живущих на планете людей. Поэтому особенно остро в сложившейся ситуации стала задача экологического образования. «Нам понадобится существенно новое мышление, если людям надо выжить» А. Эйнштейн.

Экологическое образование должно стать приоритетным. Задача школы – заключается не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний, но и помочь в определении системы ценностей, а также в способности принимать участие в регулировании и решении экологической проблемы.

Формирование таких качеств у детей особенно эффективно происходят в процессе проектной деятельности. Проектная деятельность-форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Экологическая проектная деятельность сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента. Требует умения строить план исследования, осуществлять эксперимент, моделировать. Если работа является коллективной, то важно, чтоб каждый учащийся чувствовал себя членом коллектива, имел определенные обязанности перед ним и осознавал ответственность за результат своей работы.

Формирование ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, как отметил М.Кинг « Нужное дело надо делать вовремя». Для организации работы с младшими школьниками, когда их интерес к окружающему миру велик, можно опираться на следующие проекты:

1.Городские проекты

«Подружись с Каплей» Проект разработан для учащихся 2-4 классов. Капля воды приглашает детей отправиться в путешествие, создав команды.

Задачи проекта:

-знакомство с историческим прошлым и современной деятельностью Водоканала

- исследование потребления воды в семьях и экономии воды

- формирование представлений об использовании воды жителями города

« Балтийская регата»

Проект разработан для учащихся 3-4 классов. Дети становятся экипажем корабля и отправляются в путешествие по Балтийскому морю. Каждый этап путешествия заполняется в штурманском дневнике и отмечается на карте.

Задачи проекта:

- формирование представлений об использовании воды большими городами

- знакомство со странами Балтийского региона

- знакомство с балтийским морем и его обитателями

- знакомство с воздействием деятельности человека на малые реки, озера и Балтийское море

2. Международные проекты

«Семена Дружбы»

Проект разработан для воспитанников детских садов и учащихся начальной школы. Он дает возможность самостоятельно выращивать растения, наблюдать за их ростом, оценивать характеристику района, почв.

Учащиеся ведут дневник, в который записывают результаты своих наблюдений. Семинар-отчет проходит в форме презентаций.

«Инвайроментальный проект»

Проект разработан для разных возрастных групп. Дети учатся отдавать отчет о своей собственной роли, либо направленной на увеличение экологических проблем, либо на их уменьшение.

С самого начала необходимо заинтересовать учащихся предметом исследования, вместе сформулировать вопросы, ответы на которые ребята получат в ходе исследования, наметить логику совместных действий. Так, в ходе обсуждения, планируется совместная работа, а любознательность, стремление к открытиям стимулирует ребят к активным действиям.

Например, раздел: морские путешествия, может включать следующие темы:


KOR1.jpg



«Мулле»

Девиз этой программы - «На природу в любую погоду».

Цель: пробовать, постигать, действовать, применять.

Ребенок проходит три стадии: во-первых, открытие многообразия природы, во-вторых, период исследования, в-третьих, пора раздумий и размышлений, действий.

Таким образом, метод проектов позволяет создавать условия для полноцен- ного развития личностно значимых качеств учащихся.

Мы должны понимать, что наше будущее в руках сегодняшних детей, кото- рые завтра возьмут на себя ведущую роль в использовании природных богатств. И сегодня мы их должны готовить к этой важной миссии.


Поделиться: