Поиск по сайту

Культурно-образовательный Центр на основе социального партнерства как условие повышения качества образования


Авторcтво: Флоренкова Л.А.


Деятельность школы в рамках районной экспериментальной площадки осуществлялась с 2003-2006 гг. Целью эксперимента являлось создание Культурно-образовательного Центра в муниципальном округе  Санкт-Петербурга.
Для успешной реализации  поставленных  задач необходимо было выполнение ряда условий: материальных, организационных и содержательных. Материальные прежде всего предполагают дополнительное финансирование, в особенности для создания материальной базы эксперимента.
Под организационными условиями мы понимаем создание климата наибольшего благоприятствования эксперименту в учительском коллективе, среди родителей и учеников; организация новой системы контроля за ходом эксперимента, оптимальное включение экспериментальной работы в общее течение учебно-воспитательного процесса.
К содержательным условиям относятся организация всевозможных обсуждений эксперимента: на семинарах и конференциях внутри школы, района, города,  на родительских собраниях, на административных совещаниях.
Все три условия были с успехом реализованы.
Основными критериями оценки результативности реализации проводимого эксперимента являлись:
критерий педагогической эффективности – определение уровня образовательных и развивающих программ, степень соответствия содержания работы Культурно-образовательного Центра потребностям и запросам, общественным требованиям.
критерий оптимальности – возможности соотнести совокупные затраты времени, сил, ресурсов и полученные результаты
критерий управленческой эффективности – определение уровня управления и организации по проведению опытно-экспериментальной работы и  деятельности Центра в целом.

В ходе работы были разработаны показатели оценки результативности эксперимента:
наличие комфортной образовательной среды для учащихся и учителей
рост статуса школы в микрорайоне, районе и городе
степень вовлечения родителей учащихся и населения муниципального округа в деятельность Центра
степень объединения ресурсов школы, общественных организаций и сообщества для развития эффективного решения социальных и образовательных проблем
показатели влияния Культурно-образовательного Центра на повышение качества образования учащихся на (основе мониторинга)

Все указанные выше показатели нашли свое отражение в основных результатах экспериментальной работы таких как:
Создание системы социального партнерства на различных уровнях взаимодействия – муниципальном, районном, городском, всероссийском, международном. Особо необходимо отметить информационное партнерство целью, которого является освещение деятельности Культурно-образовательного Центра.
Создание структуры Культурно-Образовательного Центра, включающего в себя общеобразовательную школу, центр дополнительного образования, центр содействия развитию ребенку.  Разработка  и утверждение нормативных документов.
Присвоение школе статуса городской экспериментальной площадки – школы-лаборатории по распоряжению КО № 456-р от 20.06.05 и  решению Координационного совета по модернизации образования при Комитете по образованию  
Разработка и реализация программ  по таким направлениям деятельности как «Здоровье» для учеников, родителей учителей и жителей муниципального округа; профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи
Разработка и реализация клубной деятельности «Патриот», «Эколог», «КВН», «Семья».

В условиях обновления российского общества социальное партнерство становится действенным механизмом решения проблем в социуме и в частности - в сфере образования. На наш взгляд, социальное партнерство помогает направить ресурсы школы на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления, привлечь ресурсы общества для развития образовательной сферы.
Все вышесказанное нашло свое отражение в результатах экспериментальной работы школы. Поэтому более подробно остановимся на достижениях Центра в области социального партнерства. Все показатели оценки результативности эксперимента нашли свое отражение в представленных материалах.
Муниципальное партнерство

В период реализации опытно-экспериментальной работы были разработаны механизмы и направления сотрудничества с различными организациями муниципального округа.  В настоящее время Культурно-образовательный Центр «Оккервиль» поддерживает дружеские  и деловые отношения по вопросам воспитания и организации досуга молодежи с подростковыми клубами МО № 57 «Атлант» и «Лидер». Уже в течение трех лет школа заключает договор о сотрудничестве с детскими образовательными учреждениями (№№15,37,45,124), целью которого является обеспечение преемственности  между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов школы и детских садов по подготовке детей к обучению в 1 классе. Согласно условиям договора был составлен и утвержден руководителями учреждений совместный план работы, который предусматривал деятельность по трем направлениям: методическая работа (семинары, конференции); работа с детьми дошкольного возраста; работа с родителями. Проведение совместных программ и  конкурсов  Муниципального Совета, Совета ветеранов, Совета общественности  и Культурно-образовательного Центра «Оккервиль» в течение периода экспериментальной работы стали традиционными и являются составляющими в культурно-воспитательной деятельности Центра:  
·        Фестиваль «Звезды Оккервиля»
·        День рождения клуба «Патриот»                                                                    
·        Фестиваль «Невские вундеркинды»
·        Конкурс «Невская жемчужина»
·        Конкурс «Мужской профиль»
·        Рекрутские сборы на турбазе «Лена» в поселке Лосево
·        Экологический муниципальный конкурс «Здоровый город – здоровый человек»
·        Работа экологического лагеря
·        Спортивно-оздоровительная работа муниципального округа
·        Программа по благоустройству территории
·        Организация летних трудовых бригад учащихся
·        Программа социального центра «Дети + мы»
·        Программы по работе с ветеранами
·        Неделя памяти блокадного Ленинграда
·        День Победы
·        Вахты Памяти
·        День пожилого человека.
II. Районное партнерство
Для успешной реализации экспериментальной работы необходима была поддержка со стороны руководства района. Результатом районного партнерства явилось осуществление  правовой, финансовой и информационной поддержки Администрации Невского района деятельности Центра.
В настоящее время Отдел культуры района осуществляет поддержку многих программ Культурно-образовательного Центра, принимает активное участие в культурно-просветительских мероприятиях, проводимых школой.
 Служба социального сопровождения школы взаимодействует с Отделом социальной защиты населения Администрации Невского района и с 23 отделением милиции Невского района, которые оказывают помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (проведение профилактических бесед, рейдов по микрорайону, выявление безнадзорных детей). Доброй традицией стали выступления учащихся школы с праздничными концертами в 23 отделении милиции.
Научно-методический Центр Невского района осуществляет научно-методическое сопровождение, помогает в организации и проведении конкурсов педагогических достижений.
Школа активно сотрудничает с районными и городскими учреждениями дополнительного образования детей: Левобережным и Правобережным Домами творчества юных. Основными направлениями сотрудничества являются:
?  повышение квалификации педагогов, руководителей отделов центра дополнительного образования: консультации методистов, разработка и согласование образовательных программ;
?  участие педагогов и творческих коллективов в выставках, конкурсах и  фестивалях на базе ЛДТЮ, ПДТЮ;
?  методическое обеспечение  образовательного процесса.
В рамках социального партнерства школа сотрудничает с Психолого-педагогическим медико-социальным центром сопровождения развития ребенка, который осуществляет психодиагностику учащихся начальной школы. Особо нужно отметить совместную деятельность по осуществлению логопедической помощи детям, имеющим различные нарушения речи.
В рамках программы «Основы безопасности жизнедеятельности» нашими социальными партнерами является  Районный Методический Центр ОБЖ (проведение соревнования «Безопасное колесо», обеспечение наглядными пособиями, помощь в изучении правил дорожного движения).

III. Городское партнерство
Культурно-образовательный Центр «Оккервиль» участвует в целевой программе  Городского Комитета по образованию «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи».
В рамках города социальными партнерами школы является ряд ВУЗов.
В рамках программы клуба «Патриот» уже много лет школа поддерживает дружеские отношения с такими организациями  ветеранов, как «Юнги Балтики», Общество жителей блокадного Ленинграда. Разнообразные экскурсии, встречи с ветеранами, уроки Мужества стали складываться в традицию, которую поддержали дети, родители, Муниципальный Совет, Отдел Образования администрации Невского района.
Партнерами школы также является ряд молодежных общественных организаций Санкт-Петербурга: «Правый берег», «Молодежь третьего тысячелетия», «Звенящие кадры России».
IV. Всероссийское партнерство
С 2003 года Культурно-образовательный Центр «Оккервиль»  сотрудничает с некоммерческой организацией, утвержденной Министерством образования Российской Федерации «Фонд поддержки российского учительства». Началом данного сотрудничества послужили участие и победа во Всероссийском конкурсе «Лидер в образовании – 2003».
В рамках всероссийского партнерства на межрегиональном уровне в 2003 году театрально-игровой коллектив студии «Гран При» при поддержке клуба «Патриот» установил творческие и деловые отношения с Детским Домом Культуры  города Глазова Удмуртской Республики. В рамках общеобразовательной программы «Игра – дело серьезное» ребята из Глазова и Санкт-Петербурга побывали друг у друга в гостях.
Школа является членом Межрегиональной Лиги «Юниор-КВН». Ежегодно команда КВН принимает участие в турнирах Лиги. С 2005 года педагоги  школы входят в состав жюри Национальной Премии Всероссийского фестиваля в области театрального искусства для детей «Арлекин».
V. Международное партнерство
Культурно-образовательный Центр «Оккервиль» активно развивает международные связи. Школа является коллективным членом Международной Академии Наук Экологии, Безопасности человека и природы. Входит в состав Межрегионального экологического клуба аспирантов, студентов и школьников Балтийско-Ладожского региона, куда также входят страны Скандинавии и Балтии.
С 2004 года при сотрудничестве с Детским Музыкальным Театром «Зазеркалье» школа  приступила к реализации  российско-шведского проекта «Музыка спасёт мир» с участием известного музыканта  и педагога Михаила Казиника.  
В 2006 году школа стала участником российско-шведского проекта «Подросток – наше будущее». Комитет по образованию Санкт-Петербурга, стокгольмский центр общественного здоровья и школы Санкт-Петербурга осуществляют совместный проект по здоровьесберегающим технологиям, профилактике ВИЧ-инфекций среди детей и подростков, половому воспитанию и межличностным отношениям среди молодежи.
С 2004 года школа является участником российско-канадской программы «Лидерство в образовании». В рамках программы был прослушан курс лекций, проведенный  Trinity Western University (Канада). На базе нашей школы профессорами университета был проведен обучающий семинар.
VI. Информационное партнерство
Освещать мероприятия, проводимые в школе, помогает информационный партнер –  муниципальная газета «Оккервиль». Информационным спонсором является канал «Звезда» кабельного ТВ Невского района.
Каждая школа, если она работает над качеством, должна иметь свой профиль, свое лицо. Она должна ясно и отчетливо сформулировать свое «кредо», или, как еще говорят, «миссию». Здесь могут быть самые заманчивые цели, в том числе и популярные ключевые компетенции, и здоровье, и личностный подход, и индивидуальная траектория. Это - стратегический уровень. Однако его недостаточно. Нужно четко показать, как поставленные образовательным учреждением цели конкретно реализуются и как отслеживается результат образования. То есть школа должна не просто декларировать те или иные принципы, а отслеживать их реализацию. На наш взгляд, представленные результаты по созданию системы социального партнерства наглядно убеждают нас в проделанной работе и показывают дальнейшие перспективы развития Культурно-образовательного Центра.

Поделиться: