Поиск по сайту

Проблемы использования Интернет ресурсов школьниками


Авторcтво: Волгин Олег Андреевич, учитель истории 239 лицея. Магистрант кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им.А. И. Герцена


Французский философ-марксист XX века Ги-Эрнст Дебор, рассуждая об истории человечества, так говорил о появлении письменности: «Одновременно с письменностью появляется новое сознание, чьим носителем и передатчиком уже не является живой человек; это – безличная память…».

В XXI веке те же слова, мы можем повторить о появлении сети Интернет, как глобального хранилища исторической памяти преобразованной в килобайты информации.

В отличие от письменности, которая долгое время оставалась явлением элитарным, плодами которого могли пользоваться лишь немногие избранные, Интернет сегодня является средством массовой коммуникации, источником знаний о мире, искусстве, политике об историческом прошлом человеческого общества для миллионов жителей нашей планеты. И, конечно же, Интернет как неисчерпаемая сокровищница информации в современном обществе является основным инструментом для удовлетворения познавательной активности подростков.[1]

Согласно результатам социально-психологического исследования, ученики начинают активное взаимодействие с Сетью уже с 10 - 11 лет.[2] А для подростков 14-15 лет Интернет становится одним из основных источников информации, обойдя книги, телевидение, друзей и учителей в рейтинге популярности.[3] При этом поиск информации для учебы, занимает 4-е место по распространенности среди прочих обращений подростка в Интернет. 44 % российских школьников использует Интернет для учебы, при этом 10 % из них делает это регулярно.[4]

В данной ситуации взаимодействие учеников с соответствующими информационными ресурсами глобальной сети в процессе познания должно быть правильно организовано. Учащимся должны быть хорошо известны процедуры поиска, отбора и критической оценки получаемой информации.

В этой связи особая задача возлагается на школу. Однако на сегодняшний день обучение подростков использованию Интернет-ресурсов в школе не осуществляется в достаточной степени. Об этом свидетельствуют данные исследования, проводившегося в школах Москвы и московской области. На вопрос: «Учитесь ли вы пользоваться Интернет на уроках информатики в школе?», утвердительно ответил лишь 31 % опрошенных, 69 % - ответили отрицательно. [5]

Сегодня роль обучения подростков правильному использованию Интернет, берет на себя школьный курс информатики. Согласно «Программе базового курса “Информатика и ИКТ” для основной школы (7-9 кассы)», в числе прочих в задачи курса входит обучение подростков умению пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и «путешествовать по Всемирной паутине».[6] Однако обучение данному умению осуществляется лишь в конце 8 класса, к тому времени, когда у школьников (согласно данным приведенным выше) уже имеется богатый личный опыт взаимодействия с Сетью, к слову сказать, не всегда удачный.

Таким образом, культура использования сети Интернет в качестве основного источника информации, у современных российских подростков формируется стихийно. А познание школьником окружающего мира посредством сети Интернет превращается в бессистемный, неконтролируемый процесс с непредсказуемыми результатами, которые могут носить негативный характер, как для личности школьника и так для всего российского общества.

Другой стороной проблемы является отсутствие грамотно выстроенного образовательного пространства Сети т. е. такой совокупности образовательных Интернет-ресурсов, адресованных школьнику, которая позволила бы удовлетворять познавательным интересам подростка и работать на освоение школьной программы.

К информационным ресурсам, поисковым системам, информационным объектам (статьям, фильмам, картинам, и проч.) являющимся компонентами сетевого образовательного пространства спецификой школьного познания предъявляется ряд требований. Рассмотрим, что это за требования и насколько соответствует им образовательное пространство Рунета сегодня на примере ресурсов исторической направленности.

1. Требования к организации поисковых систем, для удобного нахождения школьниками необходимой информации в сети Интернет. В настоящее время существуют специальные каталоги с указанием образовательных ресурсов Рунета. В 2006 г. такой каталог, претендующий на полноту, был составлен коллективом московских авторов под эгидой МОН РФ[7]. Каталоги существуют и в самой Сети, крупнейшими из них являются: «Федеральный образовательный портал»[8], «Российский общеобразовательный портал»[9], «Союз образовательных сайтов»[10] и др. Однако данная справочная информация, адресована скорее педагогам и родителям, нежели самим ученикам. К примеру, главная страница «Федерального Образовательного портала» (ФОП) содержит 162 гипертекстовых объекта, а «Российского общеобразовательного портала» - 72, в назначении которых легко запутаться даже взрослому, не говоря уж о школьнике. Кроме того, подобные порталы снабжены службой поиска, обладающей сложной системой конкретизации запроса. Так служба поиска ФОП имеет 8 фильтров, общее число разделителей в которых достигает 62 наименований.

Представим, что ученику нужно подготовить сообщение по новой истории о битве при Ватерлоо. После того, как он все же освоится в поисковой системе Единого окна доступа к образовательным ресурсам, и найдет разделы по истории, ему предложат каталог из 956 наименований в таком виде:

ike1.jpg

Школьник либо продолжит разбираться, как пользоваться очередными фильтрами информации, или завершит поиск нужных материалов. Скорее всего, он далее будет искать нужные ему сведения уже не прибегая к услугам специально адресованных ему образовательных порталов.

Но, пожалуй, главной проблемой подобных каталогов является то обстоятельство, что образовательные ресурсы, на которые ссылаются их авторы-составители, не проверяются ими на предмет адаптированности для школьника. К примеру, для целевой аудитории «учащихся» ступени «основного общего образования» ФОП рекомендует следующие исторические сайты: «Соборное уложение 1649 г.»[11] (с его полным текстом в оригинале), портал «Хронос», портал «История, искусство и культура Ближнего и Среднего Востока»[12] с полным текстом законов Хаммурапи и др. Из первых 50 ресурсов предложенных по данному запросу, более менее адаптированными для школьников является только 7, остальные 43 – это, как правило, специализированные исторические сайты.

И наконец, само по себе наличие, каких бы то ни было, каталогов не решает проблему поиска информации школьниками до конца. Пока об их существовании не известно учащимся, которые привыкли искать необходимую информацию через стандартные поисковые системы, такие как «Yandex», «Google», «Rambler» и др. Не стоит и упоминать о том, что поисковые системы предлагаемые школьнику для удобной ориентировки в образовательном пространстве Сети нигде не рекламируются. Зато рекламируются сомнительные вещи прямо на сайте для школьников . Вот, к примеру, как выглядит один их них, когда туда заходит ученик:

ike2.jpg

2. Требования к структурированию информационных объектов для школьников Наличие большого количества информационных объектов, адаптированных к задачам школьного познания, должно быть сопряжено с их грамотным подбором и структурированием, соответствующим наиболее полному раскрытию отдельных вопросов школьных курсов, возможному в рамках ученического познания.

В основе структурирования материалов современных исторических Интернет-ресурсов лежат различные принципы:

ü Тематический – когда информационные объекты сгруппированы по крупным историческим темам (напр., портал «Великая Французская революция»[13]).

ü Проблемный – когда объекты группируются по отдельным историческим проблемам (напр., материалы раздела «Смутное время»[14] на портале «Я иду на урок истории»[15]).

ü Хронологический – когда основанием для их группировки служат определенные исторические периоды (напр. группировка материалов на портале «Хронос»).

ü Типологический – при котором информационные объекты сгруппированы в зависимости от их типа (напр. разделение информационных объектов по категориям «статьи», «исторические источники», «генеалогические таблицы» и пр. на портале «Хронос»)

Как правило, крупные исторические интернет-сайты используют смешанные принципы структурирования информационных объектов, что на наш взгляд, усложняет поиск необходимой информации, и неприемлемо для ресурсов адресованных школьнику. Кроме того, создателями исторических порталов зачастую подразумевается некоторая компетентность посетителя сайта в тех исторических вопросах, дополнительная информация по которым, его интересует, что проявляется в отсутствии пояснительных статей, содержащих общие сведения для ориентации пользователя в проблеме.

Школьникам удобнее искать материалы по курсам истории и темам уроков, что не предусмотрено даже на образовательных сайтах.

2. Требования соответствия информационных объектов, накопленных ресурсом, познавательным возможностям школьников.

Рассмотрим пригодность существующих информационных объектов, к которым отсылают школьников, для восприятия учащимися: соответствие языка, объема и сложности информации возрастным особенностям школьника.

К сожалению, содержание большинства современных исторических ресурсов Рунета, таких как «Хронос»[16], «История. ру»[17], «Всемирная история»[18] и др., не ориентировано на школьников. Так сайт «Хронос», являющийся классическим примером исторического интернет-портала (крупного сайта), содержит множество информационных объектов или ссылок на них, среди которых исторические монографии, статьи, написанные профессиональными историками, оцифрованные письменные источники и фотографии, однако данные информационные объекты не адаптированы для школьного исторического познания.[19] Они велики по объему и написаны сложным научным языком, непонятным для учащегося. То же касается и портала «Всемирная история», где большая часть информационных объектов представлена научными монографиями и солидными энциклопедическими статьями. Обращение к таким ресурсам скорее отталкивает школьников от научных знаний, чем привлекает к ним.

Можно заключить:

1) Для правильной организации ученического познания посредством сети Интернет, школьника необходимо уже в 5-6 классе вооружить особыми приемами поиска информации в Сети. Педагогам, использующим потенциал Интернет в образовательном процессе в 5-8 классе, следует учитывать, что при современной организации школьного образования владение учащимися приемами поиска в этом возрасте - явление достаточно редкое. Оно возможно лишь в том случае, если в школьной программе отведено место для пропедевтического курса информатики. В рамках основного курса «Информатика и ИКТ» оно осуществляется лишь в конце 8 класса (см. выше).

Следовательно, если учитель-предметник отправляет учащихся за поиском информации в Интернет, он должен прежде убедиться в том, что учащиеся уже овладели такими приемами на уроках информатики, либо снабдить их сведениями о тех конкретных ресурсах Сети, которыми они могут воспользоваться для ее приобретения.

2) При разнообразии информационных ресурсов Рунета а также несоответствии большинства из них познавательным возможностям учащихся, школьники должны овладеть также приемами критического анализа и отбора информации. Обучение данным приемам может осуществляться на уроках по предметам естественнонаучного и в особенности обществоведческого цикла, интегрированным с уроками информатики или отдельно учителями-предметниками при использовании ими потенциала сети Интернет в образовательном процессе.

Любой творческий проект учащегося, или любая другая работа, выполненная им в опоре на информационные ресурсы Сети, должна завершаться критическим анализом полученной информации, который на первых порах может, осуществляется им совместно с преподавателем. Педагогам рекомендуется требовать от учащегося при оформлении такой работы обязательного указания использованных источников информации. С указанными источниками может быть проведена дополнительная работа. Например, можно попросить школьника отметить те из них, которые противоречат друг другу, дополняют друг друга; оценить информативность каждого из источников по десятибалльной шкале, пояснив свою оценку; составить краткий библиографический указатель для будущих исследователей, где порекомендовать им какими источниками лучше пользоваться при раскрытии выбранной темы, и т. д.

3) При использовании Интернет как средства обучения, педагог сам должен хорошо уметь ориентироваться в Сети. Владеть информацией о ресурсах Сети пригодных для ученического познания, чтобы вовремя отсылать к ним учащихся. При этом следует понимать, что на сегодняшний день в Рунете отсутствуют адекватные каталоги образовательных ресурсов для школьника, поэтому прежде чем ссылаться на какой-то информационный ресурс, указанный в каталоге, он должен быть тщательно проверен на соответствие познавательным возможностям учеников.

Превращение Интернет в основной источник информации для современных подростков на сегодняшний день является свершившимся фактом. Отсюда следует, что формирование культуры правильного использования Сети, в целях познания окружающего мира школьниками, превращается в одну из задач стоящую перед педагогическим сообществом, решение которой должно произойти на стыке педагогической теории и практики.



[1] http://www.fid.su/projects/research/mysafernet/02/#luboznatelnye - Межрегиональное исследование

"Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и подростков России"

[3] http://www.fid.su/projects/research/megapolis/

[4] http://www.fid.su/projects/school/mysafernet/ - Межрегиональное исследование

"Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и подростков России"

[5] http://www.fid.su/projects/research/school/03/

[6] Программа базового курса “Информатика и ИКТ” для основной школы (7-9 кассы) Зав. лабораторией информатики Московского института открытого образования, к.п.н. Н.Д. Угринович

[7] Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего

образования. под ред. А. Н. Тихонова. Москва. 2006 г.

[8] Российское образование, федеральный портал, http://www.edu.ru

[9] Российский общеобразовательный портал, http://www.school.edu.ru/

[10] Союз образовательных сайтов, http://allbest.ru/union/

[11] Соборное уложение 1649 г., http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm

[12] История, искусство и культура Ближнего и Среднего Востока,

http://www.middleeast.org.ua/history/ancient.htm

[13] Великая французская революция, http://larevolution.ru/

[14] Россия на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время.// Я иду на урок истории

http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=100050

[15] Я иду на урок истории, http://his.1september.ru/

[16] Хронос, www.hrono.ru

[17] История.ру, www.istorya.ru

[18] Всемирная история, www.world-history.ru

[19] Введение// Хронос, http://hrono.ru/vvedenie.php


Поделиться: