Поиск по сайту

Приложение 5. Роль духовных исканий гимназиста в становлении его личности


Авторcтво: Багрий Олег Григорьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114, Заслуженный учитель РФ


Духовные искания каждой личности возникают на определённом этапе её развития. В современном мире возрастает роль влияния семьи и школьной среды в формировании духовных исканий. Безусловно, есть и национальные особенности, влияющие на их формирование. Дети учатся у взрослых. Тогда появляются вопросы:                                                                                                                              

- А кто для него является образцом и каков этот образец для подражания?                                                                                                               

- Можем ли мы, педагоги, помочь гимназисту в его духовном развитии?                                                                                                     

- Какова программа нашего с ним сотрудничества в его духовном восхождении?                                                                                                                                   

- Что нужно постоянно учитывать при формировании его духовной культуры?                                                                                                                                                             

Мы начинаем понимать: нет границ нашей работе. Мы можем и обязаны вместе с его родителями помогать каждому гимназисту с 1 класса в его созидании духовно - нравственных идеалов. Объём этой работы велик:                                   

- воспитание веры в себя и потребности в духовном общении;                                                                                        

- умение дорожить счастьем бытия;                                                                                      

- воспитание воли;                                                                                                                      

 - формирование умением управлять вниманием и памятью;                                                                                                           

- умение выбирать суждения, воспитывающие зрелость мысли;                                    

- формирование ответственности и понимания идеи долга и выбора поступка;                                                                                                                                                       

 - умение постигать мудрость литературы, музыки, искусства и красоты природы и бережного отношения к ней;                                                                                                                                                        

- умение любить своих родителей и уважать дедушку и бабушку, любить людей;                                                                                                                                                    

- воспитание гармонических отношений с окружающими;                                                       

 - формирование радости познания и эмоциональных чувств;                                                                                   - формирование преданности дому, школе, родному краю, Родине, дружбе;                                                         - формирование трудолюбия;                                                                                                           

 - умение прислушиваться к совести, признавать вину и исправлять ошибки;                                                         - формирование стремления к дисциплинированности и образованности;                           

- понимание чувства духовно-нравственной свободы;                                                                  

 - воспитание в себе способности соучастия и сопереживания, щедрости и бескорыстия;                                                                                                                                                                                                                             - умение быть скромным и благородным;                                                                                    

- умение беречь своё достоинство и непримиримость к злу;                                                                                         

 - формирование чувства долга перед ветеранами войны и труда и проявления уважения к традициям;                                                                                                                

- умение претворять мечту;                                                                                                                          - формирование культуры человеческих желаний;                                                           

 - понимание и пользование законами Российской Федерации;                                         

- формирование активной жизненной позиции.                                                                

– умение выбирать ценностные нормы;                                                                                       

       Ещё в древности старшие недоверчиво относились к молодёжи. На гробнице   древнеегипетского фараона, захороненного в тридцать пятом веке до нашей эры, было написано, что « молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим, они несут погибель…». Отношение к молодому поколению во все времена было непростое, возникает непонимание и недоверчивость. Однако жизнь людей в течение многих веков всё развивается. Человека формирует время, общение, познание, терпение и трудолюбие. Каждый субъект, когда оглядывается на прожитую жизнь, хорошо понимает, как он сам развивался. Личность в поиске, а формируют её духовные достижения. Возможны ли ошибки? Да. Возможны ли конфликты? Конечно. Молодое поколение опыт накапливает внутри себя, пробует различные подходы к жизни, используя разные возможности. Ошибки и конфликты и есть механизмы взросления, помогают им взрослеть, превращают ребёнка в зрелого человека. В такие периоды мы, воспитатели, можем помочь ему находить верные решения, привлекая в помощь его родителей и друзей, если это возможно. Общение, доверительное, всегда продуктивнее. Надо учесть: готов ли он и способен ли он при его духовной свободе меняться и как. Основная задача в воспитании приобщить гимназиста ко всем сферам духовного опыта, чтобы духовные искания его были значительными и священными в жизни, чтобы его сердце, нежное и восприимчивое, научилось всегда отзываться на всякое явление божественного в мире и в людях. 

      Не менее важно при таком его духовном здоровье формировать в нём всегда перед лицом трудностей, опасностей и искушений жизни внутреннюю силу и утешения в своей собственной душе, развить в нём уважение самого себя и умение утверждать своё духовное достоинство и свободу. Для этого пробудить в нём нравственный инстинкт: духовную защиту и духовную ответственность.

      Таким образом, мы можем помогать гимназисту постоянно с 1 класса. Для этого сначала нужно выявить состояние настоящего уровня духовного развития. Классному руководителю совместно с психологом гимназии составить индивидуальную программу, постоянно совершенствовать её и учитывать, как идёт развитие гимназиста.

      Эту работу необходимо проделывать. К воспитаннику следует относиться с величайшим уважением и осторожностью, так как его самостоятельность - следующий виток развития после подражания. Она начинается иногда со свободного падения, чтобы перейти в свободный полёт. Это произойдёт тогда, когда придут особенности миропонимания, мышления, говорения и действования. Через наследственность, подражание, воспитание, культуру, уже традиционно освоенную, определённую степень образованности и традиционные формы поведения гимназист становится похож на человека современной эпохи. Необходимо найти оптимальный путь оптимизации в становлении личности, для того чтобы сконструировать его пространство естественнонаучного, социогуманитарного, художественно - эстетического знания по принципам целостности, непротиворечивости, полноты мира на каждом возрастном этапе.

      Процесс становления человека протекает на протяжении всей человеческой жизни. Легко ли это? Разумеется трудно.   Ребёнок всегда хочет оправдать свои поступки. Научился этому у взрослого. Ему ещё трудно отличать добро от зла, не может ещё предположить, что плохое или хорошее произойдёт позже от его поступка. Надо ли говорить ему, как он ведёт себя? Конечно. Душевная искренность, любовь наставника помогут ему верно оценить свои поступки или действия, так как он всегда воспринимает только истину, исходящую из уст уважаемого им взрослого. Только ему доверяет он. Так просвещая его, формировать в нём чистые помыслы и ими самому очищать своё сердце, чтобы он мог противостоять злу. Очень важно ребёнку слышать добрые слова часто, несколько раз в день, ибо доброты много не бывает. Любимые дети становятся любящими, помнящими семью, родных и близких, добрых людей. Важно любить тех, кого учишь, воспитываешь. Мы ответственны за тех, кого растим. Какие подходы к методике индивидуализации личности? Думаю, самые важные:                                                                  

- Выявление внутренних противоречий в развитии гимназиста.                              

- Создание зоны выбора решений.                                                                                           

- Инструктаж   выполнения выбранного задания.                                                                 

- Стимулирование и поддержка.                                                                                             

- Учёт целостной ситуации, а не отдельных поступков.                                                     

- Использование проблемных творческих заданий.                                                           

- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид, форму задания.                                                                                                                              

- Создание положительного эмоционального настроя.                                                          

 - Обсуждение выполненного задания.                                                                                          - Стимулирование к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.                                                                                                         

 - Определение степени аргументированности оценки.                                                                        

- Создание условий для самостоятельного выполнения задания.                                 

     Необходим учёт проделанной работы по возрастному периоду: первый 7-11 лет, второй 12-16 лет у девочек и 13-17 лет у мальчиков, третий 16-18 лет.

     Основная психологическая установка здесь носит созидательно-эстетический характер: человек принимает мир как гармонию его внутреннего и внешнего образов, осознаёт полноту и целостность своего присутствия в нём, способен самостоятельно конструировать непротиворечивый и целостный, открытый      и развивающийся образ мира и своё место в нём.

     Достижение воспитанника – это положительный результат его стараний и, безусловно, заслуга учителя.   От того, какими вырастут наши дети, зависит завтрашний день нашей страны и нравственный, и физический, и интеллектуальный потенциал человечества.

     Учитель с психологом всегда координирует индивидуальную программу с родителями на личных встречах, а со старшими гимназистами на занятиях факультативного курса. Такая работа предупредит слепое обожание, слепую любовь, слепое воспитание и ненависть. Это необходимо для всеобщего и открытого просвещения. Тогда ошибок, а они допустимы, будет значительно меньше. Мы не в силах разом изменить мир, но мы можем и, следовательно, должны менять его к лучшему постоянными усилиями. 

 


Поделиться: