Поиск по сайту

ХХI век. Учитель и воспитание детей в современном мире.


Авторcтво: Багрий Олег Григорьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114 Санкт-Петербурга, Заслуженный учитель РФ


ХХ век оставил тяжёлое наследство в сфере отношения власти к человеку во многих государствах мира. Почему так произошло?

       Две мировые и гражданские войны ХХ в. во многих странах, противостояние непримиримых систем более 70 лет, многолетнее взращивание вооружённых до зубов террористических организаций для долголетней борьбы, холодная война – всё это обесценило жизнь человека на всех континентах, затруднило и, как показало время, затормозило социальное развитие во многих государствах, углубило неравное экономическое состояние стран.

      Бедные страны всегда были плацдармом для возникновения зависти к богатым. Региональные войны, трудные условия жизни – это в поиске лучшего. Эмигранты как-то пытаются приблизить другую, им непонятную жизнь к своим национальным традициям, правилам быта, сложившегося веками.

      Богатые страны, особенно   сильно разбогатевшая в мировых войнах США, - это плацдарм для силового давления на тех, кто не очень выполняет требования их диктата.

      Человечество переживает очень сложный период. Сегодня мир пытается уничтожить ворвавшуюся в нашу жизнь с помощью разных мер некоторых стран Запада жестокую систему, которая старается уничтожить сформировавшуюся веками цивилизацию. Паутина терроризма опоясала весь мир

      В прошлом веке сформировалось жёсткое отношение к тем, кто думает и говорит не как большинство. А стремление достичь цели любой ценой и даже ценой чужой жизни, хотя это противоречит норме любой религии, создаёт ненормальную и нервозную обстановку среди людей в мире. Искусственные перевороты в странах под лозунгом внедрения более демократического управления вызывает негодование граждан и страх за свою жизнь и за жизнь и судьбу родных и близких им людей, за будущее их страны.

      В ХХI веке детям трудно разобраться в этой непростой для них ситуации. Некоторым из них могут показаться необходимыми жестокие действия, которые демонстрируют террористы. А кое-кто так и считает достойными подражания совершённые этими террористами страшные   преступления против человека.

     Дети – зеркало взрослого мира. Своим мышлением и отношением к жизни они отражают мысли и чувства тех старших, кого принимают в свои маленькие, чистые и открытые сердца. Души их без пятен, они не видят их в других, а потому воспринимают действия взрослых верными и достойными повторения.

     Для взрослого в жизни не так много тайн, а для ребёнка всё тайна, он по-своему раскрывает, по-своему понимает и повторяет или изобретает. Как научить детей оставаться чистыми?

      Как научиться любить их не потому, что они получили пятёрку или помыли посуду, а потому, что они наше продолжение, они будут выполнять то, что мы не успели или сделали некачественно?

      Как научить их правильно отбирать мягкие действия?

      Как направлять выбранные действия на пользу людям?

      Как быть учителю виртуозом в такой ситуации?

      Какие выбирать инструменты для воздействия на детей?

      Человечество, накопив огромный опыт в воспитании детей, не набрало до сих пор достаточно знаний, чтобы стремительно противостоять идее терроризма, ведь сами призывы уничтожить жестокость, формируют жёсткость и подозрительность ко всем, кто выглядит и мыслит иначе, не так, как другие.

      Ребёнок всегда хочет оправдать свои поступки. Научился он этому у авторитетного для него взрослого, ему ещё трудно отличать добро от зла, не предположить, что плохое или хорошее произойдёт позже от его поступка. Надо ли говорить ему, как он ведёт себя? Конечно. Душевная искренность, любовь наставника помогут детям верно оценить свой поступок, так как он воспринимает только истину, исходящую из уст уважаемого им взрослого. Только ему он доверяет. Надо стараться ему каждый день советовать способы, которые противодействуют злу. Так просвещая его, формировать в нём чистые помыслы и ими очищать своё сердце, чтобы он мог противостоять злу. Учить простоте, надежде, отваге духа, упорству, потребности постоянно развивать себя и учить совершать добро по - доброму. Совестливая личность так служит людям, приносит всем радость, всегда учится защищать не только себя, а всех нуждающихся в защите, ибо добрый человек радует душу, он надёжен, прост, понятен, доступен. Очень важно ребёнку слышать добрые слова как можно чаще, несколько раз в день, ибо доброты много не бывает. Любимые дети постепенно становятся любящими, помнящими семью, родных и близких, добрых людей.

      Профессионал действует в соответствии с возможностями его ученика, его наследственностью, в соответствии с тем, насколько тот успешно выполняет наказы в том психическом состоянии, в котором он находится, учитывая его реальные действия и множество обстоятельств, заставивших проявить себя так, а не иначе. Учитель не должен делать выводы на основе того, что он видит внешне, не должен много верить тому, что слышит, помогает воспитаннику обрести уверенность, чтобы охотно взяться за желание совершить духовный подвиг, сделать себя лучше. Только к тем придет успех, кто правдиво наставляет с любовью и с нежностью и умеет ставить себя на место ученика, переживать его боль, как свою собственную, кто ругает ребёнка с болью и с любовью. Такое действие помогает ученику скорее осознать свои ошибки, он раскается и приступит к исправлению их. Снисходительность и терпение, решимость и любовь помогут достичь цели. Дети отказываются от дурных привычек и впредь продумывают свои поступки и слова. Действовать необходимо осторожно, не давить и не спешить.

     Важно пробудить душу. Она начнёт трудиться, и личность очистится от шлаков, будет прислушиваться к своей совести, станет очищать её от накипи и добрые помыслы возделывать. Будет жить честно. Будет иметь здоровый душевный взгляд, будет видеть ясно, чисто и жить для людей. Будет определять слабые места своего характера, недостатки и начнёт думать, как избавляться от них.

      Люди развиваются как индивидуумы со своими физическими и психологическими особенностями, некоторые из которых   являются результатом наследственности, многие отличия формируются в семье и в одной семье растут и развиваются непохожие друг на друга дети. Прошли годы, и это огромное разнообразие приходит в учебный класс

      Дети зеркально и по-своему отражают мышление взрослых, их чувства, отношение к жизни, а также их поведение, поступки, дела, мысли. Первые уроки развития каждый получает в семье, которая отражает устои нравственности и духовные традиции общества и времени, причём не со слов, а через действия родителей, близких и окружения. Дружба, добрые отношения в семье, уважение друг к другу – всё это создаёт необходимую обстановку для формирования и вежливости, и тактичности, и выдержки, переносить невзгоды. Счастье в доме и частый личный успех ребёнка – это важный и огромный, сложный и взаимный, ежедневный труд, дело любви, ума, доброты и человечности. Вырастая, люди передают этот опыт своим детям. И так во всех временах, у всех народов, на всех материках. Очень важно профессионалу это знать и этим владеть.

     Учитель передаёт всем детям основные инструменты, которые формируют у них уже приобретённый человечеством опыт благородного отношения к окружающим:

- дружба и совестливость;

- согласие и единство;

- скромность и отвага;

- душевное расположение;

- любовь и сила воли;

- взаимопомощь и жертвенность;

- радость общения;

- совместный труд;

- чтение и совместное обсуждение трудных жизненных вопросов;

- готовность к подвигу.

     Глубочайший смысл жизни может уяснить каждый. Добрые расположения помогают и способствуют искоренению зла изнутри, когда изредка выпадают испытания в жизни. Внимательность к себе и имеющая ответственность за свои действия не позволяют ни испортить, ни исказить совестливость: нет ничего важнее спокойной совести, ибо попирающий её начинает черстветь, а его сердце начинает засаливаться.

     Когда человек осознаёт добро необходимостью и не ждёт благодарности, он радуется достижениям тех, о ком он заботится.

     Достижение воспитанника – это положительный результат каких-либо его действий, благодаря направленным воздействиям учителя.

     Добрый человек всегда относится к людям с почтением. К старшим – за их годы, к младшим – за их доверие. Внутренняя чистота прекрасной души красит и его внешний вид.

     Дело учителя священно. Он и учит детей, и воспитывает.

     Он как многорукий Будда: и сценарист, и режиссёр, и наставник, и актёр, и художник, и исследователь, и критик. Велика его ответственность за достигнутые результаты. Он всё знает. Он всё умеет. Не имеет границ его любовь к своей профессии. Он скромен и не ждёт благодарности за свой вклад. Его труд нужен стране, в нём нуждаются и взрослые, и дети. Он врачеватель душ. Не терпит лень, так как сам труженик. Внимательный и открытый, строгий и честный, требовательный к себе, знает, что спросить у каждого ученика, чтобы тот имел достижения во всех начинаниях, что ускоряет его развитие. Он всегда ведёт себя с детьми по- доброму, со снисхождением, с любовью. Тогда дети, любя наставника, послушно и со смирением принимают то, что им предлагает учитель, тем более когда говорит какое-то доброе слово, ученик взлетает как на крыльях. Ничто не проходит тогда бесследно: посеянное взойдёт, а дети стремятся к добру. Обучение, воспитание принесут как можно больше пользы, если учитель окультуривает душу. Иначе всё может закончиться катастрофой. Зло и от грамотных людей приходит. Когда личность окультурена, она может совершать добрые деяния и быстрее продвигается вперёд, ещё больше любит людей. Ещё важно сформировать у личности умение исследовать самого себя. Анализируя своё поведение и прожитый день, читая книги и рассуждая над образами, осознавая собственные ошибки, ученик душу собственную начинает улучшать. Это приводит его к радости и к любви.

     Человек исправляет человека и исправляется сам. Что это? Исправиться – этозначит очистить себя от мусора, это значит ощутить внутренний, сердечный покой, так необходимый для активности. Детям нравится советоваться с учителем, которому доверяют. Взрослый не имеет права осуждать, он осторожно доверяет собственному мнению, относится снисходительно к ошибкам детей, имеющим на то право, не спешит делать выводы. В таких условиях ребёнок развивает собственные таланты, умеет сдерживать гнев смирением или молчанием, правильно ориентируется, благодарен окружающим, а гордость и злоба уходят. Непосредственность нужно ограничивать, потому что самопроизвольное движение сердца исполнено многих недостатков, а их необходимо предупреждать.

      Благородная душа требует только с себя, забывает, что даёт, но помнит любую мелочь, которую получает. Такая личность проста, смирна, бескорыстна, честна, рада успехам других, ликует, когда победа приходит к окружающим. Каким достижениям ученика рад учитель?

      В образованности:

- степень овладения знаниями, умениями и навыками;

- степень разносторонних интеллектуальных интересов;

- качество и надёжность личности;

     В воспитанности:

- гуманное отношение к людям и обществу;

- потребность в самосовершенствовании во всех делах;

- самоуважение и культура;

- чувство собственного достоинства;

- единство слова и дела;

- постоянное самовоспитание;

- активная социальная деятельность;

- успешная самореализация;

- культура умственного и физического труда;

- культура общения;

- автоматизация культурных умений и навыков.

      В развитии:

- качество восприятия, внимания, памяти и мышления;

- умение владеть грамотной речью;

- умение управлять своими эмоциями и собственной волей;

- способности и склонности;

- предвидение собственного действия;

- умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

- готовность делиться вещами и идеями с другими;

- умение убеждать и разрешать конфликты;

- умение быть терпимым к особенностям других людей, исключая вредоносных;

- умение быть терпимым к критике;

- умение использовать власть только как средство изменения жизни     людей к лучшему;

- готовность вступиться за слабого и оказать помощь нуждающимся в ней;

- стремиться к высоким достижениям;

- хорошо понимать проблемы;

- умение интегрировать и синтезировать получаемую информацию;

- быть целеустремлённым, самокритичным, ответственным, уверенным в своих силах и решительным.

      Результат возможен только при сотрудничестве обеих сторон. Мир многообразен. Воспитание добром может быть повсеместно. Однако надо учитывать, что понимание добра разное. Оно отличается по национальным традициям, верованиям, от места, от быта.

      Существует множество методик воспитания и обучения. Опыт разных народов и изучение его поможет человечеству растить достойных детей во всех семьях и в школах. Учитель может доводить накопленный веками опыт до родителей на собраниях, до старших учеников через факультативный курс по специальной программе. Такая работа позволит предупредить слепое обожание, слепую любовь, слепое воспитание и   ненависть. Это нужно для всеобщего просвещения, тогда ошибок будет значительно меньше при приёме эмигрантов.

      Для организации обмена опытом необходим международный Центр Детства.

      Культурная столица нашей многонациональной страны, Санкт-Петербург, - самый подходящий город для открытия такого Центра.

      Мы не в силах разом изменить мир, но мы можем и должны менять его к лучшему постоянно и постепенно. Дети – наше настоящее. Нравственные, физические и интеллектуальные способности каждого ребенка, зависят от того, как они будут заложены в людях с детства, в каких условиях дети растут. От того, какими они вырастут, зависит наш взрослый мир, зависит завтрашний день и нашей страны, и всего мира.


Поделиться: