Поиск по сайту

Мастер – класс «Детский народный календарь»


Авторcтво: Пальцева Екатерина Александровна, учитель ИЗО, ОДНКНР ГБОУ средняя школа №76 Выборгского района Санкт - Петербурга


     Годовой круг детского народного календаря – удивительный и яркий пример народной культуры.

     Участие детей в православных праздниках и календарных обрядах, сезонные игры, забавы, изготовление различных игрушек – самоделок, игровой и обрядовый фольклор – все это открывает удивительный мир крестьянского ребёнка.

   Приобщение к народной культуре даёт возможность сохранять традиции национальной духовности. В народной культуре существовал природный календарь земледельца, который вырабатывался веками и передавался из поколения в поколение. С принятием христианства вошёл в употребление церковный месяцеслов.

    В XIX веке, когда учёные начали изучать русский земледельческий календарь, он представлял собой органичный сплав народных и православных традиций. Деревенские ребята участвовали почти во всех календарных праздниках и обрядах, где им отводилась особая роль. Чаще всего дети были предвестниками важных событий в жизни сельской общины.[1] Также у детей был свой собственный календарь, и его традиции переходили из поколения в поколение.

   С целью познакомить учащихся с народной культурой нами была разработана идея проекта «Детский народный календарь».

Срок реализации проекта – один год, хотя возможно продолжение работы и реализация его во время ежегодных традиционных народных праздников.

Продуктом проекта является создание перекидного календаря на основе альбома для рисования.

Задачи проекта:

·        Познакомить учащихся с русским фольклором, играми и обрядами.

·        Расширить знания учащихся о русской народной культуре.

·        Способствовать развитию творческих способностей.

·        Способствовать формированию уважительного отношения к родной культуре.

·        Формировать чувство идентичности, патриотизма и любви к Родине.

 

    Фундаментом при работе над проектом стала книга Галины Львовны Дайн «Детский народный календарь». В ней достаточно подробно и целостно представлены традиции, связанные с календарными праздниками, раскрывающие своеобразную и яркую жизнь деревенских детей.

   Проект является творческим, поэтому необходимы различные материалы для творчества: альбом для рисования, графические материалы, акварельные краски, цветная бумага и т.п.

Проект выполняется в альбоме для рисования, но могут использоваться и отдельные листы.

Этапы работы над проектом:

1.     «На златом крыльце сидели…»

Выбор персонажа.

Учащиеся выбирают фигурку мальчика или девочки и выполняют рисунок народного костюма. В процессе этой работы они знакомятся с особенностями традиционного русского народного костюма.

 

           

 

Далее они выбирают имя для своего героя из списка распространенных в XIX веке русских имён. Им предоставляется возможность узнать этимологию имени.

 

     Примеры имён:

Мужские имена:

Аввакум                  

Авдей                 

Герасим                     

Агафон                               

Акинфий                           

Аксентий      

Евлампий                

Манойло                             

Анисим         

Емельян       

Елисей                  

Епифан         

Микула     

 Митрофан

 Михайло и др.

      Женские имена:

Авдотья             

Евдокия              

Агафья         

Агрипина               

Акилина          

Аксинья                

Анастасия     

Анисья 

Лукерья       

Устинья

Варвара  

Федора и др.

2.     «Вот моя улица…»

На данном этапе ребята знакомятся с особенностями русского быта. Узнают, как выглядел русский традиционный дом, какой интерьер был внутри.

Выполняют рисунки: «Изба», «Интерьер русской избы».

3.     «Страничка»

Ребятам предлагается оформить страничку альбома, которая соответствует определенному месяцу. Она будет содержать информацию, которую ребята узнают во время работы и оформят ее в свободной форме, например в виде интеллект – карты.

4.     «Дело мастера боится…»

Каждое занятие имеет практическую, творческую составляющую. Ребята изготавливают традиционные поделки, относящиеся к определенному месяцу, который они изучают.

Работа может быть расширена знакомством с традиционными народными играми и проведение народных праздников.

Подготовка занятий по работе над проектом предоставляет большую вариативность. Может быть сделан акцент на народные игры и их описание, а может на изготовление народной игрушки или праздники. Наша идея – дать представление о целостности народной жизни и четкости ее организации.

Пример используемого материала для «Странички».

            Месяц «Апрель»

Название месяца: Снегогон, зажги снега, заиграй овражки.

Первый день – мученицы Дарьи.

Ребята больше времени проводят на улице, строят запруды, пускают шумные ручейки, мастерят кораблики. Пускают их с приговором:

«Легкое судёнышко

Золотое донышко.

Серебряное весельцо,

Мыщатое деревцо.

Зелёные трали,

Плыви, судёнышко, подале!»[2]

Главные праздники месяца:

×          7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы.

Один из 12-ти главных церковных праздников. Символы: Лилия, птица. Обряд «Отпущение птиц на волю».

×          14 апреля – День Марии Египетской.

Марья – зажги снега, заиграй овражки, начинает половодье.

×          18апреля – Федул – ветреник пришёл и «тепляком подул».

×          20 апреля – День Акулины. По поверью в реках просыпаются русалки.

×          21 апреля – День Родиона ледолома. Солнце встречается с месяцем.

×          24 апреля – День Антипа – половода, водопол распускает воды.

 

На апрель чаще всего выпадают последние недели Великого поста:

×          Похвальная (5-я)

×          Вербная (6-я)

×          Страстная (7-я)

Идёт подготовка к Пасхе.

В канун Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, ходили ломать вербу, приговаривая: «Святой Лазарь за вербой лазил».

Украшали вербное дерево, устраивались ярмарки.

Предпасхальная седмица – страстная.

Чистый четверг. В этот день наводили порядок в доме, украшали его, сами мылись и приносили «четверговый огонь» из церкви.

Пасха. Рассказ о традициях проведения праздника.

В процессе знакомства с праздниками учащиеся оформляют страничку альбома, делая зарисовки и надписи.

Далее ребят предлагается выполнить различные поделки: бумажного голубка, бумажную розу, веточку, бумажные подзоры. Все это является элементами украшения пасхального дерева. 

                                                                        

                                                                      Источники:

 

1.     Баранова И. Из чего состоял традиционный русский костюм (ИНФОГРАФИКА) [Интернет ресурс]. Режим доступа: https://ru.rbth.com/watch/1180-traditsiony-russky-kostum   свободный. Дата обращения 14.04 2022.

2.     Дайн Г. Л. Детский народный календарь- Хотьково: Сергиев Посад, 2010.

3.     Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские– СПб.: Ланс, 1994.

4.     Устройство русской избы внутри и снаружи [Интернет ресурс]. Режим доступа: https://arhi1.ru/arh-pamyatniki/rossiya/russkaya-izba свободный. Дата обращения 18.04.2022.


[1] Дайн Г. Л. Детский народный календарь - Хотьково: Сергиев Посад, 2010

[2] Дайн Г. Л. Детский народный календарь - Хотьково: Сергиев Посад, 2010




Поделиться: