Поиск по сайту

Семейное образовательное путешествие «В гости к любимым героям сказок»


Авторcтво: Чараева Лидия Павловна, Егорова Надежда Евгеньевна, Третьякова Елена Михайловна, воспитатели ГБДОУ детский сад №5 Пушкинского района Санкт-Петербурга


        До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

        В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.

        Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.

        В нашем родном городе Пушкине (не просто так ещё одно название города «Детское село») есть место, где ребят ждут множество персонажей из сказок: и богатырь, и лиса, и даже та самая добрая Баба Яга. На Детскосельском бульваре, около дома № 1 детей ожидают сказочные персонажи (фотографии персонажей, размещенных на прогулочной площадке, см. в Приложении № 1).

       Эти «сказочные» объекты городской среды можно и нужно использовать в образовательном процессе. В нашем детском саду было решено разработать семейную образовательную прогулку на данную игровую площадку и реализовать ее в рамках целостной культурно-образовательной практики.

Адресная группа: 4-5 лет (средняя группа).

Цель: формирование у детей представления о человеческих ценностях (добродетелях) через знакомство с персонажами сказок, представленных в городской среде.

Необходимое оборудование: маршрутный лист, который выдавался родителям и детям накануне путешествия.

Содержание задания маршрутного листа:

Уважаемые дети и взрослые. Приглашаем вас отправиться в небольшое путешествие на одну из игровых детских площадок г. Пушкина, расположенную по адресу Детскосельский бульвар, д. 1.

·    Оказавшись на площадке, рассмотрите ее. Какие детские развлечения на ней находятся? Что здесь можно делать? Во что играть? Используйте площадку по прямому назначению – поиграйте здесь.

·    Обратите внимание на оформление площадки. Что необычного в убранстве площадки можно найти?

·    Рассмотрите находящуюся здесь скульптуру. Что связывает всех персонажей? Определите, герои каких сказок здесь собрались?

·    Познакомьтесь со сказочными героями отдельно. Как вам кажется, какими чертами характера наделили скульптур каждого из представленных персонажей? Обоснуйте свои выводы.

·    Сделайте фото на память с ….. самым добрым героем; с … самым смелым героем; …. с самым сильным героем; а также с тем, кто вам больше всего понравился.

Ход апробации:

Предварительная работа. Проводится в группе ДОУ.

Обращаясь к опыту детей, напомним им о семейных прогулках по городу, которые они совершают с родителями. Предлагается посмотреть презентацию (рассмотреть иллюстрации из книг), на которой изображены герои знаменитых сказок, и узнать их. Поразмышлять, где ещё дети могли видеть персонажей в нашем городе.

Затем можно организовать творческий процесс – предложить детям нарисовать или разукрасить готовые заготовки любимых героев сказок. Поразмышлять об их характере. При необходимости помогать решать возникшие трудности.

Основная работа. Семейное путешествие.

Подведение итогов семейного путешествия. Проводится в группе ДОУ.

Подводим итог городской семейной прогулки, попросив детей поделиться новыми знаниями и фотографиями.

        Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Литература

1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. – М., 1988.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988.

3. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Психология дошкольника. – М., 2002.

4. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Литература в школе. – 1992. – № 1.

Приложения

 

Приложение № 1. Фотографии объектов детского исследования (часть скульптур)

    


Поделиться: