Поиск по сайту

Организация семейного досуга «Маршруты выходного дня к памятникам визуальной культуры».


Авторcтво: Францевич Ольга Михайловна, старший воспитатель, Цейтлина Елена Георгиевна, педагог-психолог, Кукушкина Инна Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №49 Приморского района Санкт-Петербурга


       Восточная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Дошкольное детство – наиболее благоприятный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному» миру, к себе и к окружающим людям. Полноценное развитие личности дошкольников наиболее эффективно происходит при включении его в социокультурную среду. И тут не обойтись без тесного взаимодействия с родителями детей. Для этого требуется разработка системы сотрудничества ДОУ с семьей.

       Выходные дни – время, когда родители могут уделить больше времени своим детям. Без участия семьи детям невозможно накопить достаточного личного опыта и чувственных впечатлений от соприкосновения с подлинными объектами искусства, накопить опыт «насмотренности», развить визуальную культуру.

       Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров. Такие походы способствуют эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дают возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а взрослому - лучше понять мир ребенка.

       Сотрудничество с семьей предполагает повышение педагогической компетенции родителей по вопросам приобщения детей к визуальной культуре, к изобразительному искусству во всем многообразии его содержательных и формальных характеристик.

С этой целью педагогический коллектив ГБДОУ детского сада № 49 Приморского района Санкт-Петербурга разработал серию Маршрутов выходного дня с единым алгоритмом наполнения структуры. В зависимости от задач, актуальных для освоения основной образовательной программы учреждения в конкретный момент, педагог задает тему, и наполняет Маршрут выходного дня необходимыми материалами.

Алгоритм использования маршрутов

1.         Творческая встреча, круглый стол, беседа с родителями.

Результат: мотивация родителей на предстоящую деятельность.

2.         Разработка маршрута по разделам:

-Название

- Как добраться

- Возраст ребенка, на который он ориентирован

- Цель (обогатить эстетический опыт восприятия памятников культуры и искусства)

- Полезная информация об объекте, с рубрикой «Информация для родителей» (что интересно будет и взрослому, а так же «Что можно посмотреть на объекте?», краткая «Историческая справка»). В рубрике «Расскажите детям» - на чем стоит акцентировать взрослому внимание ребенка, что родитель может рассказать ребенку, не прибегая к дополнительным информационным и временным ресурсам, а также какие вопросы задать ребенку, для организации диалога с ним.

- Правила поведения на объекте

- Подборка литературного материала (малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, приметы, загадки, стихи)

- Подборка игрового материала, включающего в себя опыты, подвижные, дидактические и релаксационные игры, в которые родители могут поиграть с ребенком

- Рефлексия (варианты совместной продуктивной деятельности (на объекте или дома), с указанием материал, который может понабиться и описанием хода деятельности)

Результат: Составлены Маршруты выходного дня.

3.         Семейная прогулка по маршруту.

Результат: утренний ритуал после прохождения маршрута - в понедельник (обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов, рассказ детей о месте посещения), оформление итогов прохождения маршрута выходного дня (фотоотчеты, выставки рисунков, поделок, стенгазеты, альбомы).

        Воспитатели рекомендуют родителям в выходной день посетить вместе с детьми определенные городские объекты, используя буклет (Рис. 1) - сложенный пополам лист формата А 4. Специальной подготовки родителям, кроме как прочитать текст маршрута и определить удобный путь следования – не требуется. Все путешествия построены по структуре, удобной в использовании родителями, вся информация в них безопасна и доступна для детей дошкольного возраста. Их можно посещать семьями. Каждый маршрут предполагает набор подобранного педагогического материала, поэтому целесообразно давать рекомендации уточняющие возраст посещения: для детей младшего или старшего дошкольного возраста они будут наиболее интересны, и обеспечивать компетентность родителей во время прогулки.


       Маршруты выходного дня разработаны для родителей детей Приморского района   Санкт-Петербурга, но будут интересны и жителям других районов и регионов. На основании разработанной структуры педагоги могут сами составлять прогулки, по актуальным для их воспитанников социокультурным объектам.

        Наша задача дать взрослым почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что мы видим в них партнеров, единомышленников.

        Положительный эмоциональный фон во время таких специально организованных совместных прогулок создает благоприятные условия для беседы с ребенком, обогащения его словарного запаса. Нужно учить ребенка вести диалог, развивать умение видеть, слушать, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами.

        Поэтому хорошо если родитель использует литературный материал: стихи, загадки, пословицы, выказывания писателей.

        Умение общаться, излагать свои суждения, давать развернутые ответы на вопросы, обеспечивают успешную социализацию ребенка в окружающем мире.

        Для этого ребенку необходимо реализовываться в жизни, раскрывать свои возможности, чувствовать себя полноправным участником событий, т.е. становиться субъектом своей деятельности. Речь – является не только способом общения с внешним миром, но и инструментом мышления, показателем комфорта, гармонии внутреннего мира.

        Бесценным материалом для общения, богатейшим содержательным компонентом выступает изобразительное искусство. Подлинники, шедевры изобразительного искусства формируют визуальную культуру молодого поколения, передают ему широкую панораму знаний о мире, где язык, коды и ценности повседневного бытия, приобщают к нормам социального поведения, развивают и накапливают не только художественно-эстетический опыт, но и естественным образом стимулируют речевую активность, накапливая и обогащая речевой опыт детей, помогая адаптироваться к окружающей среде.

        Соприкосновение с произведениями искусства формируют значимость переживания увиденного, так же органично учит пониманию друг друга, способствуют гармонизации личности и формированию эмоционального равновесия.

        Семейные творческие прогулки расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогают выстраивать взаимодействие с нашим дошкольным учреждением.

        Предлагаем Вашему вниманию дидактический материал для организации семейного досуга с детьми 5-6 лет при посещении Русского музея, с целью визуального восприятия скульптурной композиции: «Маршрут выходного дня: В гости к скульптуре Ф. Каменского “Первый шаг”» (текст для ознакомления – Приложение 1; текст для распечатывания – Приложение 3). И дидактический материал для организации семейного досуга с детьми 5-6 лет с целью визуального восприятия памятника И.А.Крылову: «Маршрут выходного дня “Одним прекрасным днем, вместе с мамой мы пойдем…в гости к дедушке Ивану Андреевичу Крылову”» (текст для ознакомления – Приложение 2; текст для распечатывания – Приложение 4).

       После рекомендованных совместных прогулок, мы получаем положительные семейные отзывы. Детей очень радуют прогулки с родителями в выходные дни, особенно прогулки-путешествия – маршруты, во время которых они находят интересные и плодотворные темы для общения с родными. У детей пропадает агрессия, стихают капризы, улучшается настроение и мир становится прекрасным и необычным. Дети становятся добрее, отзывчивее.

       Родители отмечают, что буклет с маршрутом удобно брать с собой. По их отзывам предложенные темы, вопросы улучшают качество общения с детьми и повышают веру в себя как «грамотного» родителя. Благодаря таким путешествиям в выходные дни, несколько семей сдружились, что положительно влияет на благоприятный микроклимат в группе. В ходе организованных прогулок обогащается эстетический опыт восприятия памятников культуры и искусства.

       Опираясь на полученный визуальный и эмоциональный опыт детей, воспитатели проводят подгрупповые и индивидуальные беседы, занятия по развитию речи и восприятия художественной литературы, что способствует решению образовательных задач, выдвигаемых Образовательной программой ГБДОУ.

       Таким образом, активное эстетическое общение с искусством, освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях, обследование свойств и качеств предметов и явлений в процессе художественно-творческой деятельности, усвоение при этом нравственных норм и правил позволяют решать не только задачи эстетического, социально-личностного развития, но и способствуют решению коррекционных задач, а также и познавательно, и речевому развитию детей.

Приложения:

  1. Текст для ознакомления Первый шаг. Ф. Каменский
  2. Маршрут для распечатывания. Первый шаг. Ф. Каменский.
  3. Текст для ознакомления Памятник И.А.Крылову
  4. Маршрут для распечатывапния. Памятник И.А. Крылову.

Источники.

1.                  Бурменская Г.В. , Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков – М.: «Академия», 2002.

2.                  Бучилова,И.А. Проблема диагностики и коррекции детско-родительских отношений в семьях // Современные научные исследования. Концепт, 2013 г.

3.                  Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. - М., 1986.

4.                  Мир животных. Экологические маршруты выходного дня. Выпуск 1: Сборник для родителей и воспитателей детей дошкольного возраста/ Ермолова Л.В., Францевич О.М, Цейтлина Е.Г., Кукушкина И.В., Аксентий О.В. – СПб.2019.».

5.                  Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов / Авт. кол. А. М. Вербенец, А. В. Зуева; Мин-во образования и науки РФ, РГПУ им. А. И. Герцена, Институт детства, Мин-во культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. - СБ-КОМ. 2012

6.                  https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/18_20/kamenskiy_f._f._perviy_shag._sk-433_sk-434/index.php

7.                  https://xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai/communication/forums/art/sut-materinstva-ili-skulptura-f-kamenskogo-pervye-shagi/

8.                  https://histrf.ru/read/articles/russkii-muziei

9.                  https://peterburg.guide/pamjatniki/krylovu-v-letnem-sadu/

10.              https://peterburg.center/maps/pamyatnik-krylovu-v-letnem-sadu.html

11.              https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/pam/krylov

 


Поделиться: