Поиск по сайту

Формирование представления об утилитарных и символических смыслах бытовых предметов как основа воспитания у дошкольников ценностного отношения к окружающему миру (на примере темы «Письменные принадлежности»)


Авторcтво: Рожкова Анна Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга


       Каждый предмет окружающего мира, как часть культурного пространства, имеет три уровня значений: утилитарное (практические функции предмета), художественное (предмет как образ, результат творческой деятельности человека) и символическое (предмет как символ, опознавательный знак определенной культуры). Дети дошкольного возраста отлично понимают практические (утилитарные) функции вещей: они знают или могут догадаться – зачем нужна та или иная вещь, в каких случаях и как ею можно пользоваться. А вот другие уровни культурных значений нередко ускользают от внимания воспитанников ДОУ. Но именно художественное и символическое значение, которое придает человек вещи, делают ее значимой с духовной (ценностной) точки зрения. Обращение внимания дошкольников на указанные стороны вещей позволяет формировать у воспитанников ценностное отношение к окружающему миру. Ребенок, понимающий в чем состоит значимость того или иного бытового предмета, не будет его ломать и разбивать.

      Интерес к изучению предметного мира, – естественная потребность ребенка-дошкольника. Чтобы ее поддержать и одновременно формировать бережное отношение к обычным вещам и предметам, педагогу следует выстроить целостную работу. В рамках такой педагогической деятельности важно, чтобы в поле зрения ребенка попадали самые разнообразные бытовые предметы, которыми он пользуется в реальной жизни. Их исследование, сопоставление с аналогами из прошлого и настоящего позволяет не только расширить знания детей о предназначении этих объектов, но и содействует осмыслению детьми художественной и символический значимости обычных бытовых предметов и вещей.

      Семейная прогулка «В поисках коллекции ручек», разработанная и реализованная в ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района Санкт-Петербурга, была направлена на изучение письменных предметов разных времен. Дети в наше время привыкли видеть обычные и одинаковые ручки, которые есть у каждого человека. В ходе образовательного путешествия дети увидели, что раньше все ручки были разными, потому что были сделаны в небольших или единичных экземплярах. Данная прогулка решает задачу развития у детей старшего дошкольного возраста представления о многообразии функций письменных предметов, их различиях, понимания того, как обычная ручка может отображать человека и его профессию (род занятия).

      Цель семейной прогулки: формирование у детей бережного отношения к вещам, представления о различиях письменных предметов.

Проблемный вопрос: что может ручка рассказать о своем владельце?

Адресная группа: воспитанники 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) и их родители.

Оборудования и материалы: маршрутный лист, телефон или фотоаппарат.

Ход семейной прогулки.

Предварительный этап.

        Проводился в группе детского сада в форме бесед, самостоятельной деятельности и был направлен на мотивацию детей к образовательной деятельности (в том числе исследовательской деятельности в музейном пространстве).

        В ходе беседы детям рассказывалось об истории возникновения письменных предметов, повествование сопровождалось наглядным материалом. В ходе беседы дети узнали о том, что в самом начале рисовали рисунки, которые обозначали разные слова. Рисовали пальцами на глине, камнем или обгорелой палочкой (углем) на скале. Потом появились первые глиняные книги и считаются самыми древними. После в Древнем Египте писали кисточками из тростника на папирусе или пергаменте. А в Древней Греции и Риме записи делали на дощечках, покрытых воском. Писали на них стальной или костяной заостренной палочкой. Эти палочки получили названия стилус или стил. В Древней Руси писали на березовой коре – бересте. Знаки на кору наносили костяным стержнем, который назывался писало. Затем появились перья для письма, их делали из перьев гуся. В начале 19 века изобрели стальные перья, потом их делали из серебра и золота. И вот в 1884 году Левис Эдсон Ватерман изобрел ручку, заправляемую чернилами – «вечную» или «самопишущую». В те времена ручки считались предметами искусства. И наконец, в 1938 году в Венгрии братья Биро изобрели шариковую ручку с густой пастой. Такими ручками пользуются и по сей день. Но нет предела совершенству, и со временем придумали ручки роллеры, фломастеры, гелиевые и капиллярные ручки.

        Во время самостоятельной деятельности дети рассматривали экспонаты мини-музея, собранного при участии родителей воспитанников и воспитателей. Также детям дали возможность сравнить, как пишут, или рисуют шариковые, гелиевые и капиллярные ручки. Для этого каждому ребенку были даны три вида ручки, ребенок что-то писал или рисовал каждой из них. Затем ему задавались вопросы: Какой ручкой писать удобнее? Какая ручка пишет лучше? Какую ручку выбрал бы для себя?

        Родителей просили сводить детей в канцелярский магазин, где дети могли увидеть разнообразие видов и форм ручек.

Основной этап - семейная прогулка.

Семьям воспитанников предлагалось исследовать историко-литературный музей города Пушкина, по средствам маршрутного листа:


Уважаемые родители!

Предлагаю Вам совершить путешествие в поисках письменных предметов в историко-литературный музей города Пушкина, что находится по адресу Леонтьевская улица дом 28. Здесь вместе с детьми Вам предстоит собрать коллекцию фотографий ручек, которые вы найдете в ходе путешествия. Для путешествия не забудьте с собой взять телефон или фотоаппарат.

1. Ваш путь следования начнется в холле историко-литературного музея, где нужно приобрести билет для дальнейшего прохода (принимается только наличный расчет, либо электронный билет через сайт музея). После приобретения билета проходим на третий этаж, где вы сразу же войдете в экспозицию «Прогулки по идеальному городу», посвященную уникальной истории Царского Села. Рассмотрите с ребенком экспонаты, пусть ребенок найдет письменные принадлежности. Внимательно рассмотрев их, задайте ребенку вопросы: Что это за письменные принадлежности, для чего они? Человеку, с какой профессией могли бы принадлежать они? Не забудьте сделать фотографию первых найденных письменных принадлежностей.

2. На этаже есть экспозиция «Города Пушкин и Павловск в годы Великой Отечественной войны», куда предлагаем Вам перейти. Предложите ребенку найти ручку-вставочку, которая в годы войны принадлежала некой Любанской. Внимательно рассмотрев ее, сделайте фотографию и продвигайтесь дальше.


3. Выйдя с экспозиции спускаемся на второй этаж, где Вашему взору откроется экспозиция «Юные разведчики (юннаты) в Царском Селе. История организации». Среди многих интересных экспонатов спрятались письменные принадлежности юных разведчиков. Подобно юному скауту предлагаю их найти. Когда ребенок рассмотрит экспонаты, пусть ответит на вопросы: Как хранили письменные принадлежности юные разведчики в те времена? Что могли записывать с их помощью? Не забудьте сделать фотографию.

4. Далее предлагаем посетить экспозиции, которая имеет прямое отношение к письменным приборам, «Образование». Где можно увидеть, чем писали лицеисты и гимназисты 19 века. Пусть ребенок внимательно рассмотрит все ручки и расскажет, чем они отличаются от тех ручек, которые он видел сегодня в музее и тех, какими пишут в наше время. Сделать фотографию движемся дальше.

5. Закончить наше путешествие предлагаю в зале со статуей девочки, пусть ребенок попробует сам найти ее. Найдя ее вы попадаете в экспозицию «И серебряный месяц ярко/ Над серебряным веком стыл… Поэты Серебряного века». Здесь и затерялись наши последние экспонаты для нашей коллекции фотографий. Пройдя по залу, предложите ребенку найти витрины с письменными принадлежностями. Внимательно рассмотрев ручки, и другие предметы спросите ребенка: Как он думает кто владельцы этих ручек? Мужчина это или женщина? Чем они занимались? После того как ребенок ответит на эти вопросы, расскажите ему что владелец ручки с витрины находящейся слева от него был поэтом и звали его Дмитрий Иосифович Кленовский. А на витрине справа находятся вещи преподавателя математики Ивана Матвеевича Травчетову.


 Сделав фотографии ребенка на фоне витрин, предлагаю завершить поиски письменных принадлежностей.



6. Придя домой пусть ребенок пофантазирует и нарисует ту ручку, какой бы он сам хотел с удовольствием писать


Итоговый этап.

Проводится в группе детского сада.

      Семейная музейная прогулка дала возможность познакомиться с различными видами письменных принадлежностей. Дети приобрели опыт в исследовательской деятельности в музее. Для них был интересным поход в музей, где они сами искали предметы для своей коллекции фотографий. Своими впечатлениями дети поделились в беседе с воспитателем и сверстниками, в выставке рисунков своих ручек и коллажей из фотографий найденных письменных предметов в музее.

Список литературы:

1. Интернет ресурс: http://ilmp.ru/?page_id=2819

2. Интернет ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-pismennih-prinadlezhnostey-2787040.html

 


Поделиться: