Поиск по сайту

Возможности городской среды в развитии творческих способностей дошкольников (на примере семейного досуга «Этюды на снегу»)


Авторcтво: Белова Елена Владимировна, Ханко Александра Ивановна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 123 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга


        Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда стремление проявить фантазию и воображение во многом произвольно и жизненно необходимо.

        Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей, как правило, в традиционные формы детского творчества: рисование, изготовление поделок, конструирование, театрализацию. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способности к созиданию чего-то нового и необычного. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к творческой деятельности и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст – это лучший возраст для развития нестандартного мышления.

       Сегодня ни у кого уже не возникает сомнения, что импульс к самоопределению, саморазвитию и самореализации человек получает не только в образовательном учреждении (детском саду, школе, учреждении дополнительного образования), но и за его пределами. Городская среда является логическим продолжением образовательного пространства детского сада, его важной и неотъемлемой частью. В городском пространстве также можно развивать и творческие способности детей. Культурно-образовательная практика «Этюды на снегу» - пример реализации такого подхода.

       Профессионалы различных творческих специальностей – художники, скульпторы, музыканты, кинорежиссеры, фотографы – употребляют термин «этюд». Разумеется, в каждом виде искусства это слово имеет свой смысл. Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение», «изучение». Этюд – это маленькая история, упражнение, в котором есть содержание.

       Этюды – один из важнейших моментов и в образовании, ведь дети могут опробовать свои силы в искусстве в доступной для них форме. При помощи этюдов дошкольники учатся доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

        У детей 5 лет развивается фантазия, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Дети этого возраста способны дать объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Во время прогулки ребёнок может реализовать свой внутренний потенциал – двигательный, творческий, интеллектуальный, взаимодействие со своими сверстниками и взрослыми. Зимняя прогулка для детей – это праздник, с интересными играми, забавами, эстафетами; это миг, в котором фантазия встречается с реальностью; это дар природы, значение которого не переоценить. Все родители задумываются над тем, в какие игры можно поиграть с ребенком на свежем воздухе. Обычная зимняя прогулка с ребенком может превратиться, как по волшебству в увлекательный досуг, ведь снег дарит родителям и детям уникальную возможность насладиться всеми прелестями и радостями зимних забав. 

      Помимо традиционных зимних развлечений существует масса увлекательных и интересных игр для детей различной возрастной группы, которые позволят ребенку творчески развиваться и активно двигаться. Игры для детей зимой направлены в первую очередь на общее творческое развитие ребенка и воспитание характера. Снег можно использовать и для смелых творческих замыслов, благо зима предлагает нам его в щедрых количествах. Например, предложить ребёнку ненадолго стать скульптором или художником. Даже самые маленькие дети будут не прочь порисовать на снегу на заданную тему. Если снег испещрён птичьими следами, придумать игру на воображение: «на что это похоже», «дорисуй сюжет», «в какой цепочке больше следов»… Не менее увлекательным может оказаться создание снежных «тортов» и «пирожных», которые легко украсить рябиной, жёлудями и еловыми шишками, лепка длинной снежной гусеницы, стрекозы или черепахи. Если захватить на прогулку краски, дети с удовольствием раскрасят полученные скульптуры.                   Семьи наших воспитанников с интересом относятся к участию в деятельности группы, родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, вовлечены в жизнь детского сада. Сделать прогулку удивительной и неповторимой – остается сложной задача для многих родителей. Для ее решения были разработаны дидактические материалы семейного досуга «Этюды на снегу».

        Цель семейного досуга – создание условий, которые позволят детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, развивать творческое воображение дошкольников.

Задачи семейного досуга:

- развивать детско-родительские-педагогические взаимоотношения опытом совместной творческой деятельности;

- повышение педагогической культуры родителей;

- воспитывать чувство взаимопонимания между семьёй и детским садом.

        В рамках семейного досуга семьям воспитанников была предложена идея прогулки в зимний парк. Для этого разместили в социальной сети «VK» в электронном виде, в раздевалке на стойке информации – в распечатанном виде дидактические материалы. Они представлены в 2- х видах: маршрутные листы с творческими заданиями – в синей рамке, полезная информация – в зеленой. Полезная информация – это рекомендации по организации прогулки, справочный материал о парках города, о зимних явлениях природы, о птицах – то, что поможет родителям сделать прогулку интересной и незабываемой.

       В традиционную прогулку в зимний парк предложили внести зерно креативности. Начали с советов родителям, отправляющимся с детьми на прогулку в парк.

1.         До начала путешествия выберете парк, в который вы хотите отправиться, познакомьтесь с маршрутом следования до него (полезная информация QR- ссылка на сайт со списком).

2.         Воспользуйтесь полезной информацией.

3.         Возьмите с собой телефон, материалы для творчества (полезная информация), крупы, сушеные ягоды рябины и боярышника, сушеные орехи (кроме миндаля), желуди, несоленые семечки, шишки, подсушенные крошки белого хлеба.

4.         Во время прогулки в парке помогайте ребенку выполнять задания.

5.         Играйте и творите вместе с ребенком, ваш интерес сделает прогулку более привлекательной для него, а вы узнаете много удивительного о своем малыше.

        Зимой парк может показаться безжизненным. Но парк живет особой, зимней жизнью. Чтобы узнать о ней, мы предлагаем отправиться на экскурсию. Зимний парк очарователен по-своему. Он как будто спит, но если присмотреться повнимательнее, то можно уловить его глубокое спокойное дыхание. Есть определенная культура общения с зимним лесом. Главное правило не навреди красоте.

1.         Подойдя к парку, остановите ребенка, расскажите немного о парке.

2.         Рассмотрите деревья в парке. Побеседуйте с детьми по вопросам: Какими стали деревья? Какими они были раньше? Что же изменилось? Предложите ребенку поиграть в игру «Назови одним словом»: падают листья –… (листопад), падает снег – … (снегопад), падают ветки – … (ветвепад). Зимой мы можем наблюдать такое явление, как ветвепад. Как осенью деревья сбрасывают листья, так зимой он освобождаются от устаревших, высохших, надломленных веток, много их опадает от ветра. Нужно помнить, что на морозе, ветки хрупкие, легкие, обламываются, поэтому обращаться с деревьями надо аккуратно. Соберите веточки в пакетик.

3. Следы на снегу.

Прогуливаясь по парку, обратите внимание на следы, оставленные на снегу. Предложите ребенку стать настоящим следопытом. Нарисуйте такой же след и того, кто его оставил, кому он принадлежит по вашему мнению. Сфотографируйте. Придумайте этюд – историю появления следов на снегу: кто с кем встретился, сколько их было, чем закончилась встреча. Запишите вашу историю на аудио-видео.

4. Этюд на снегу.

         А почему бы теперь не превратиться в … Добрых повелителей птиц? Заманчиво звучит, правда? Интересно, кто такой «добрый повелитель птиц»? Пусть Ваш малыш попробует пофантазировать и догадаться, кто же это может быть. Чем занимается Добрый Повелитель Птиц, и почему его так все называют? На снежном холсте создайте любое изображение с помощью собранных веточек, шишек и корма, который вы принесли в парк с собой. Сфотографируйте, что у вас получилось. А теперь отойдите в сторонку и наблюдайте. Рекомендации к наблюдению в разделе «Полезная информация».

5. Подойдите ближе к этюду на снегу, сфотографируйте или снимите на видео гостей, которых привлекла ваша картина. Спросите у ребенка, кто из гостей ему знаком, а кого видит впервые. Продолжите наслаждаться зимней прогулкой, приглядывайтесь и прислушивайтесь к чудесам зимнего парка.

6. Поделитесь впечатлениями от прогулки и творческими этюдами с другими семьями нашей группы на странице соц.сетей «Vk»: можно сделать фотоколлаж, рисунки, видео/аудиозарисовки.

Семьи нашего детского сада в рамках практики «Этюды на снегу» посетили разные парки города – Елагин остров, Екатерингоф, Юсуповский сад, Орловский парк в Стрельне.

         Играя в «следы», ребята познакомились с пластичностью снега, поупражнялись в чтении следов на снегу, пытались различать и сравнивать следы взрослого и свои, а также птиц, кошки, собаки. Такие наблюдения дали возможность детям проявить свой творческий потенциал.

         Вместе с детьми небывалое удовольствие и огромный позитивный заряд от создания красочных и экологичных рисунков на необычном полотне – на снежном покрове – получили и взрослые. Ребята вместе с родителями выкладывали для птиц и зверей целые картины из еды. Созданные арт-кафе привлекли внимание пернатых и не только: где-то на снежные полотна прилетела стая синиц, где-то на съедобных картинах пировали лазоревки и воробьи, где-то на снежных панно замечены следы белок и различных птиц.

       Впечатлениями от творческой прогулки «Этюды на снегу» семьи делились в социальной сети «Vk». Дети рассказывали в группе о своем необычном выходном дне, вместе в группе детского сада мы просматривали фото и видео, снятое на прогулке, слушали истории, придуманные во время прогулки, создали фотоистории из снимков, сделанных во время прогулки в парк (Приложение).

       Задания, которые были предложены нашим семьям – это возможность интересно провести время на свежем воздухе и продемонстрировать фантазию.

       Многие родители отметили, что в парк они ходят часто, наблюдают за птицами, за оставленными следами, кормят пернатых, но не догадывались, что к этим же занятиям можно подойти креативно, по-другому. Парк для прогулок обычно семьи выбирали ближайший к дому, а в рамках досуга «Этюды на снегу» познакомились и побывали и в других парках нашего города. Родители выделили, что справочная информация, предложенная в дидактических материалах, была действительно полезной для них, и в чем-то даже новой. Для детей обычная зимняя прогулка превратилась в целое семейное путешествие, в увлекательный досуг.

       Если дома мы боимся за чистоту стен, полов и прочей домашней утвари, то на природе такой проблемы не возникает и очень много возможностей для творчества. Творчество - это то, что привлекает и взрослых, и детей. Давайте не будем забывать, что творчество – это не только изобразительное искусство (краски, карандаши, мелки). Творчество – это и сочинение стихов, придумывание мелодий, проецирование каких-то интересных образов. И когда мы говорим о творчестве с детьми, то давайте помнить и о таком творчестве.


Приложение: Маршрутные листы


Список литературы:

1.                  Азаров Ю. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве.- СПб., Эксмо, 2015.

2.                  Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект: Культура, 2015.

3.                  Беляева Е. А. Развитие творческих способностей дошкольников // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. – 2016. – № 3. – С. 20-23.

4.                  Никонова Е .А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. – СПб., Паритет. 2021.

 



Поделиться: