Поиск по сайту

Семейный досуг «Чемоданчик путешествий»


Авторcтво: Тиверева Ольга Анатольевна - старший воспитатель, Сарман Светлана Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 18 Невского района Санкт-Петербурга


       Анализ теории и практики работы с семьей выявил на современном этапе такую проблему как, организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов — создать условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Одна из них – семейный досуг, реализуемый в пространстве родного города.

      Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Этот удивительный город нередко называют музеем под открытым небом. Достопримечательности такого красивого города никого не оставит равнодушным. Санкт-Петербург прекрасен в любое время года. Им можно любоваться и днем, и ночью. Однако нередко у родителей возникает сложная проблема – что же делать с ребенком в центре города, куда пойти, о чем рассказать. Как же организовать прогулку таким образом, чтобы она не вызвала разочарования, чтобы она была и полезной, и радостной. Поэтому педагогами нашего ДОУ было разработано пособие «Чемоданчик путешествий» в помощь родителям.

       Цель методического пособия - организация совместного отдыха, опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности.

       Задачи:

1.      Заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

2.      Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников

3.      Создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки через подготовку, организацию и проведение интересных выходных для всей семьи.

4.      Объединить усилия для развития и воспитания детей, активизировать воспитательные возможности родителей, повысить педагогическую культуру.

      Как сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей? В решении этой задачи поможет внедрение в образовательный процесс методического пособия «Чемоданчик путешествий», которое является интересной и доступной формой работы с родителями. Оно позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

      Главная идея пособия «Чемоданчик путешествий» в том, что материалы легко заменяются на новые. Один маршрут сменяется другим. Взяв с собой чемоданчик родитель может быть уверен, что найдет в нем все что нужно для продуктивной и интересной работы. Это не только карточки с иллюстрациями, заданиями и информацией, это еще и набор подручных материалов: карандаши, фломастеры, мелки, стирательная резинка, если понадобиться и ножницы с клеем.

      Методическое пособие «Чемоданчик путешествий» поможет родителям весело и с пользой провести время вместе с ребенком, используя для его развития и личностного роста уникальные возможности Санкт-Петербурга.

      Для данного пособия можно использовать различные виды детской деятельности: вопросы, загадки, дидактические игры, сказки. рассказы, лабиринты, ребусы, пазлы, головоломки, мозаики, элементы изобразительной деятельности. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями для родителей в пособии. Оригинальность данной разработки в том, что маршруты добавляются, все материалы яркие, безопасные и многофункциональные, в соответствии с возрастными особенностями детей. Самым значимым является то, что во время этих прогулок дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой, с семьей, ближе знакомиться с родным городом.

       Предлагаем Вам ближе познакомиться с методическим пособием «Чемоданчик путешествий» на примере одного из модулей на тему «Поиск Мозаичного дворика» (см. материалы Приложения). Представленное пособие позволяет в игровой форме расширить, закрепить и уточнить представления детей о городе Санкт-Петербурге. В чемоданчике подготовлены карточки изображением достопримечательностей города и их кратким описанием, разнообразные игры и другие виды детской деятельности. Новый маршрут добавляется в зависимости от запроса родителей.

      В ходе работы с семьями мы убедились, что необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Не надо останавливаться на достигнутом, надо продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать природу и достопримечательности родного города.

      Многие родители стали проявлять искренний интерес к методической разработке «Чемоданчик путешествий», научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

       Внедрение в образовательный процесс методического пособия «Чемоданчик путешествий», как форму работы с семьями воспитанников, позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.




Далее семья двигается по маршруту, предложенному в чемоданчике. Каждая страница посвящена отдельному объекту. На каждой странице можно найти фото, текст с описанием места для чтения родителями детям и задание для ребенка. Выполнив задание ребенку дается фрагмент карты, по которому нужно двигаться к следующему объекту.







 Анализируя проблемы, с которыми руководитель сталкивается в работе с родителями, чаще всего приходишь к выводу, что большая часть затруднений в сфере организации поучительного и интересного досуга, проистекает из-за отсутствия доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и родителями, а также по причине недостаточной педагогической компетентности родителей.

       В большей части случаев выяснялось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не все проявляют интерес к объединению усилий в целях воспитания детей. Но мы не ждали сразу высоких результатов, постепенно вовлекая родителей в интересную работу. Хорошо помогли родителям дети, которые проявили огромный интерес к «Чемоданчику путешествий». Разработанное нами пособие направлено на организацию познавательного выходного дня семьи.

        Апробация представленного дидактического пособия носила долгосрочный характер. Использовалась оно как пособие закрепляющего характера. Дети имеют представления об истории родного города; могут рассказать о достопримечательностях своей малой родины; заботятся о природных и культурных ценностях города; уважают традиции города. Дошкольники продолжают учиться продуктивно взаимодействовать, слышать родителей. Считаем, что поставленные цели - достигнуты, задачи - выполнены.

 


       Содержание дидактических карточек

 

ВСТУПЛЕНИЕ

     В нашем городе Санкт - Петербурге есть уникальное место! В обычном питерском дворе в центре города спряталось от посторонних глаз настоящее искусство: в народе это место коротко называют "Мозаичным двориком".

     Мозаичный дворик – это место, заслуживающее внимания. Это уголок, созданный самобытным талантом и невероятным трудом художника Владимиром Лубенко, который всю свою жизнь мечтал сделать свой город лучше.

     Скамейки, стены и даже поребрики в этом дворе украшены мозаикой. "Мозаичный дворик" - это выставка под открытым небом. Ученики художника не только реставрируют старые объекты, но и создают новые.

     Наведываться сюда можно в любое время года! В холодное время года: когда вокруг все скучное и унылое, "Мозаичный дворик" переливается всеми цветами радуги. А в тёплый день, в лучах нашего светила мозаичные скульптуры и панно переливаются разноцветными искрами.

      А ты хотел бы там побывать? Для этого нам надо постараться выполнить пять заданий и собрать карту, по которой мы найдем этот дворик!

СПАС НА КРОВИ

      На набережной канала Грибоедова можно увидеть очень красивую церковь, словно волшебный теремок из русских сказок.  Название у этой церкви Спас на Крови. (Если ребенок спросит почему на крови? Объясните, что здесь убили царя Александра II)

      Сейчас в храме музей, ты можешь туда зайти и полюбоваться на великолепные мозаики – картины, сложенные из маленьких кусочков цветных камней. Благодаря им храм изнутри такой же яркий и сказочный, как и снаружи. Мозаики создавались по рисункам знаменитых русских художников Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Андрея Рябушкина, Василия Беляева, Николая Харламова.

      Первое задание: посмотри внимательно на картины и назови художника, который их написал. Если назовешь правильно получишь часть карты, по которой мы узнаем куда нам идти дальше.

МАРСОВО ПОЛЕ

     А сейчас мы пересекаем Марсово поле. Когда то здесь находился Зверовой двор – зверинец, где содержались заморские животные, в том числе слон, которого подарили Петру I.

     Тогда поле называли Большим или Потешным лугом. Так его называли из-за «потешных огней» - фейерверков, которые здесь сжигались. А позже называли Царицыным лугом в честь Екатерины, жены Петра. Она велела, чтобы на нем были высажены деревья и устроен сад.

      Позже у реки Мойки был установлен памятник Александру Суворову, он сейчас на другом конце поля – это великий русский человек, о котором я тебе расскажу в следующий раз, и мы обязательно рассмотрим этот памятник. Суворов изображен не в своей обычной одежде, а в облике бога войны Марса. Поэтому это поле стали называть Марсовое поле!

      Второе задание: Я буду задавать тебе вопрос, а ты будешь отвечать, молча, используя знаки. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.

•Рвать цветы на клумбе.

•Любоваться цветущей клумбой.

•Бросать фантики от конфет на дорожки.

•Бросать мусор в урну.

•Гулять по аллеям.

•Бегать по аллеям.

•Кричать, шуметь в общественных местах

Молодец! Ты ответил на все вопросы правильно, поэтому получаешь часть карты.

ЛЕТНИЙ САД

     Нам с тобой очень повезло, после ремонта(реставрации) Летнего сада, мы видим его таким, каким он был при Петре I – очень уютном, укромным и полным загадок и секретов, которых не заметишь с первого взгляда.

     Ты любишь фонтаны? Вот и царь их тоже любил. Это первые фонтаны в Петербурге. Даже речку, которая протекает возле сада назвали Фонтанкой. Когда то, в Летнем саду было более ста фонтанов! А сейчас только восемь.

      В Летнем саду много статуй. Статуя – это объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Сейчас статуи заменили копиями: мраморным оригиналам вредно стоять под дождем и ветром. Теперь настоящие статуи хранятся под крышей в Михайловском замке, где ты можешь побывать и посмотреть на них.

      Но не спеши его покидать! В Летний сад можно и нужно приходить много раз, чтобы как следует узнать и полюбить его, ведь он - история Петербурга!

И тебе предстоит выполнить задание, чтобы мы узнали, как попасть в Михайловский дворец.

Третье задание: нарисуй мелками то, что тебе понравилось в Летнем саду и получи часть карты.

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК

     Посмотри какое красивое оранжевое здание с башенкой. Этот замок построил правнук Петра I Павел. Он очень гордился своим прадедушкой и поставил рядом с Михайловским замком памятник Петру с надписью: «Прадеду – правнук».

      Павел хотел приучить своих поданных к дисциплине, совсем как строгий учитель. Очень строг он был с военными. На Марсовом поле, на котором мы с тобой сегодня побывали, он учил своих офицеров и солдат маршировать. Если они сбивались с шага, то он очень сердился и наказывал их за это.

      В Михайловском замке, как ты уже слышал ранее, хранятся настоящие мраморные скульптуры из Летнего сада. Давай зайдем и посмотрим.

Четвертое задание: отгадай загадку

Птичку котик наш поймал

И крыло ей поломал.

Отобрали птичку мы

И лечили до зимы.

Вот и зажило крыло,

А весной придёт тепло,

– Ты на волю улетишь

С песней звонкой, жёлтый…  (чиж)

Правильно! И ты получаешь часть карты, которая нас приведет к птичке Чижик- пыжик.

ЧИЖИК-ПЫЖИК

      На набережной реки Фонтанки находится памятник Чижику – пыжику. Он у самой воды, его не так - то просто увидеть. А еще можно загадать желание и бросить монетку к Чижику - пыжику.

Сможешь попасть так метко, чтобы монетка не упала и не утонула?

Пятое задание: собери пазл «Чижик- пыжик» и получи часть карты.

Молодец! Ты выполнил все задания и теперь мы знаем, как нам попасть в Мозаичный дворик!

Рекомендации родителям!

     Дорогие родители, мы предлагаем разнообразить ваши прогулки по городу и пройти с ребенком один из квестов нашего «Чемоданчика путешествий»

Совет 1. Каждое путешествие содержит в себе задание, в выполнении которых ребенку потребуется ваша помощь. Старайтесь делать это деликатно, не навязывая своего мнения. Уважайте право ребенка на собственный выбор и свою точку зрения.

Совет 2. Для прогулки потребуется предварительная подготовка по рекомендациям воспитателя, она поможет ребёнку вспомнить и переосмыслить всё то, что он увидел и узнал нового.

Совет 3. Играйте вместе с ребёнком, ваш неподдельный интерес сделает путешествие ещё более привлекательным для него, а вы, в свою очередь, узнаете о своем ребенке много нового и удивительного!

Совет 4. Обязательно в конце путешествия подведите итоги всего путешествия. Похвалите ребёнка и задайте вопросы по каждому заданию.

Вопросы для закрепления

Ты сегодня много узнал о нашем городе.

-           Давай вспомним как назывался храм с которого началась наша прогулка?

-           Почему Марсово поле называли Потешкин луг?

-           Почему речку назвали Фонтанкой?

-           Чей памятник стоит во дворе Михайловского замка?

-           Расскажи, где и что тебе больше понравилось?

 

 


Поделиться: