Поиск по сайту

«Люди Ленинграда, вы – герои»: история ленинградского фонаря». Культурно-образовательная практика


Авторcтво: Кондрусова Анжела Михайловна, Ожгихина Валентина Игнатьевна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 90 Приморского района Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург хранит богатейшее наследие и культурные ценности далекого героического прошлого родного города. Но порой мы не знаем о тех событиях и подвигах, которые происходили рядом с нашим домом. Для решения этой задачи была разработана культурно-образовательная практика «Люди Ленинграда, вы – герои»: история ленинградского фонаря».

«Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми». В своей работе мы стремимся к созданию для детей условий, позволяющих им открывать новый практический опыт как самостоятельно, так и во взаимодействии со взрослыми (педагогами, семьями воспитанников). Предлагаемая нами культурная практика инициируема, координирована и движима взрослыми. Это связано с тем, что существуют области знаний, которые дети не могут открыть для себя самостоятельно. Одна из них – традиции.

Традиции делятся на общие и специальные. Вторые присущи одной семье или, в предлагаемом нами случае, горожанам, как членам одной большой семьи. Они указывают на уникальность ментальности общества и способствуют укреплению связей между людьми разных поколений. В нашем городе, среди многих традиций, значимых для понимания себя, своей души, культурной идентификации Петербуржца, есть одна очень важная - чтить память жителей блокадного Ленинграда и его защитников.

Данная практика призвана способствовать формированию ребёнком представлений о культурных ценностях Санкт-Петербурга, не потерявшего преемственность с Ленинградом, и задуматься о принадлежности к любимому городу.

Она была спроектирована в соответствии с решаемыми образовательными задачами и связана с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса (тема: «900 дней»), направлена на обогащение культурного опыта детей.

Цель практики: развитие у детей уважительного отношения к памяти о блокаде Ленинграда через организацию семейного досуга по исследованию памятника Дорога Мужества

Задачи:

- Формировать устойчивый интерес к героическому прошлому Санкт-Петербурга: содействовать пониманию истоков и сущности Петербургско-Ленинградской традиции чествовать жителей и защитников блокадного города.

-Познакомить детей и родителей с малоизвестными героическими страницами истории Приморского района и с посвящённому им мемориалом.

-Содействовать становлению желания поддерживать традиции города, чувствовать свое единство с петербуржцами.

-Поддержать преемственность традиций ГБДОУ детский сад № 90 Приморского района.

-Продолжать работу над развитием и обогащением социально-личностного опыта.

Проблемный вопрос: Как простой фонарь помогал ленинградцам бороться и побеждать?

Адресат: дети 6-7 лет детского сада и их родители.

Продолжительность культурно-образовательной практики: 3 недели.

Оборудование и материалы: фонарь (тип «Летучая мышь»), экспонаты для иллюстративной выставки «О чем расскажет Петербургский фонарь», ноутбук, мультимедийный проектор, разрезная картинка-«послание», «капсула»-макет мемориала «Разорванное кольцо»; аудио- и видеоматериалы для «озвучивания» выставки «Дорога Жизни», таблоид «Ленинградский День Победы», маршрутные листы.

Для итоговой беседы: презентация «Родные лица Победы» (с использованием материалов «Книги памяти» ДОУ), видео-презентация «Санкт-Петербург с высоты птичьего полёта».

Особенность организации партнерских отношений с родителями воспитанников:

-Для поддержания родительской компетенции маршрутные листы снабжены QR-кодом с информацией о Малой Дороге Жизни.

-Вся информация размещена на информационном стенде группы, а также продублирована в родительском чате WhatsApp.

- Исходя из темы, не называем мероприятие «прогулкой».

 

Ход культурно-образовательной практики

1.      Предварительный этап

В ходе предварительного этапа мы:

- украсили приёмную множеством алых бумажных гвоздик, изготовленных педагогами группы и детьми в совместной деятельности; там же разместили таблоид «Ленинградский День Победы»;

- предложили родителям и детям маршрут (на бумажном носителе), являющийся традиционным для выпускников подготовительных групп, «Люди Ленинграда, вы – герои»: История ленинградского фонаря»;

- мотивировали участников практики на прохождение маршрута тем, что каждая семья, прошедшая маршрут, «добывает» в общую копилку часть разрезной картинки «Люди, пока сердца стучатся, - ПОМНИТЕ»! («разрезная картинка» содержит «послание» детям от их предков – победителей);

- использовали особый «ритуал» - торжественное помещение частей разрезной картинки в «капсулу».

Культурно–образовательная практика «Я говорю с тобой из Ленинграда» является традиционной для нашего ДОУ в преддверии Дня снятия блокады Ленинграда. Она включает в себя маршрут «Люди Ленинграда, вы – герои»: история ленинградского фонаря». Непростую для детского восприятия тему блокады Ленинграда   мы начинаем раскрывать, в первую очередь, через приобщение к истории о ладожской Дороге Жизни. Для того, чтобы наиболее органично вовлечь ребят   в тему, в ходе предварительного этапа мы организовали иллюстративную выставку «О чём расскажет петербургский фонарь». Дети высказывали фантазийные предположения о том, какой историей из жизни города могли поделиться с нами те или иные фонари. Далее, в соответствии с комплексно - тематическим планированием и основной образовательной программы ДОУ, была организована тематическая выставка (с элементами озвученной) «Дорога Жизни». В продуктивны видах деятельности ребята моделировали, рисовали, выполняли аппликации, создавали панно «Дорога Жизни», дополняя экспозицию выставки. Эта предварительная работа позволила не только актуализировать и закрепить знания ребят по теме «Дорога Жизни», но и сформировать их отношение и интерес к теме маршрута. К предстоящей деятельности мы так же подготовили детей с помощью беседы «Малая Дорога Жизни и памятники ей» и появлением в экспозиции выставки макета фонаря памятника «Дорога Мужества».

Параллельно мы ввели родителей в тему маршрута и поставили перед ними практические задачи:

-рассказать детям о традиции нашего города чтить память защитников блокадников и защитников Ленинграда;

- разъяснить ребятам, что возложение алых гвоздик к мемориалам- это один из способов высказать нашу благодарность героям войны;

-помочь составить и записать творческий рассказ на тему «История ленинградского фонаря».

2.Основной этап

В ходе основного этапа мы рассказали своим воспитанникам о существовании практически идентичной ладожской Дороге Жизни - Малой Дороге Жизни. Малая дорога жизни - сеть дорог, связывавших Кронштадт и Ораниенбаумский пятачок с Большой землей и проходившая по Финскому заливу. Своё начало она брала в посёлках Лисий Нос и Горская. Эти страницы истории Приморского района и нашего города, к сожалению, малоизвестны.

В поселке Лисий Нос установлен мемориал беспримерному героизму и мужеству людей, работавших на Малой Дороге Жизни - «Дорога мужества» (площадь, ограниченная Приморским шоссе, Раздельной ул. и Морским проспектом). Кроме того, там сохранилась та самая, функционировавшая в годы войны железная дорога, ведущая к пирсу Финского залива. Рядом с железнодорожным полотном установлен памятный знак. Вот сюда и держат путь наши ребята с мамами и папами. Их первое задание, согласно, маршрутному листу (приложение №1) - найти оригинал фонаря-макета. Последовательно выполняя все задания и инструкции маршрутного листа, дети играют роли исследователей, журналистов, экскурсоводов. Они изучают памятник «Дорога Мужества», стелы с барельефами, находят проходимую часть железной дороги, по которой подвозили грузы к Финскому заливу, проходят по заснеженным рельсам, рассматривают сохранившийся до сих пор семафор. Всё это позволяет им понять, какую историю хранит именно этот фонарь, свидетелем каких сцен и событий он мог быть. Зафиксировать и, возможно, дополнить творческий рассказ ребятам помогают мамы и папы. Но главная задача родителей на этом маршруте - передать знания о традиции чтить память блокадников и защитников города возложением алых гвоздик к мемориалам и памятникам.

3.Итоговый этап

Творческие рассказы, составленные и записанные вместе с родителями по итогам прохождения маршрута, дети озвучили в ходе итоговой беседы «Мы вдыхаем, как воздух, правдивый рассказ о суровой судьбе Ленинграда». В ходе беседы прозвучали слова детей о том, «фонарь памятника осветил их будущее, судьбу и память» и они «будут помнить тех, кто защищал Ленинград и сохранил для нас наш город», а также обещание «беречь наш город».

С особым трепетом ребята вскрыли «капсулу-макет» и собрали части разрезной картинки с «посланием» от защитников Ленинграда своим потомкам. По традиции нашего детского сада, часть фотоматериалов и тексты с рассказами ребята оформили для передачи следующим поколениям воспитанников.

Для того, чтобы выразить благодарность родителям в деле поддержания традиций нашего города и ДОУ, был создан специальный выпуск стенной газеты группы «Наш портрет». Родители, в свою очередь, поделились с нами своими мыслями о посещении монумента «Дорога Мужества». Они говорили о том, что «на себе ощутили то далёкое, страшное эхо войны», а «уставший, суровый, каменный солдат вызывает трепет и патриотизм, вселяет гордость за свой народ!».

Культурно-образовательная практика «Я говорю с тобой из Ленинграда», помогла нашим детям (младшему поколению) с помощью среднего поколения их семей освоить новый культурный опыт, основанный на традиции нашего города, подчёркивающей его ментальную идентичность. Дети узнали, что традиции бывают разные: скорбные, печальные, невесёлые. Им разъяснили, как вести себя в подобных ситуациях. «Моя дочь возложила живые цветы к мемориалу и попросила чаще возить её к памятным местам. Она как будто повзрослела», - так озвучила результаты прохождения маршрута мама воспитанницы. На наш взгляд, традиция чтить память жителей блокадного Ленинграда и его защитников - гарант преемственности поколений, благодаря ей мы сохраняем своё прошлое и целостность народа.

Мы надеемся, фонарь памятника, несмотря на то, что он не выполняет своё основное функциональное назначение, все же смог осветить нашу память.

 

Источники и литература

1. Аграфенин А. Неизвестная блокада: Малая Дорога Жизни. - СПб: «Созидающий мир»,2018

2. Солнцева О. В. Город-сказка, город-быль: Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие / О. В. Солнцева, Е. В. Коренева-Леонтьева. — СПб.: Речь, 2013)

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. 

4. https://www.kp.ru/best/spb/blokada-malaya-doroga-zhizni/- БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: Малая дорога жизни

 

Приложения

 

 

Приложение №1


 

Один из символов нашего города - уличный фонарь. Санкт-Петербургские фонари- особенные: могут не только украсить собой набережные и аллеи, они также имеют историческую память. Каждый из них может рассказать свою историю, осветить потайные уголки нашей памяти, вернуть из небытия. Потому что фонарь-символ не только безопасности. Внутренний свет фонаря символизирует свет человеческого души.

Задания:

1)Вы на месте и увидели памятник. Дайте возможность ребёнку «найти» фонарь (самостоятельно или с вашей помощью).


2) Обойдите памятник, внимательно рассмотрите его. Спросите кто этот человек? Почему вы так думаете? Обратите внимание ребёнка на то, что за спиной солдата - мешки. Поразмышляйте о том, что в них может находиться. Расскажите детям, что эти мешки с хлебом, спасённые из тонущей баржи.

 

3)Расскажите, что памятник называется «Дорога Мужества» и посвящен Малой Дороге Жизни. Попросите ребенка побыть экскурсоводом и рассказать вам, что он знает об истории Дороги жизни на Ладоге.

 

4)Рассмотрите карту (см. буклет). Разъясните, что п. Лисий Нос играл не меньшую роль во время блокады Ленинграда. Небольшое поселение было очень важной точкой, которая помогала в снабжении прифронтового Кронштадта в период с 1941 по 1944 годы, вплоть до снятия ленинградской блокады.

5) Рассмотрите стелы, их четыре

- О чем рассказывают эти стелы?

- Какие события происходили в поселке Лисий Нос в годы войны?

   

6) Попросите ребёнка проследить за взглядом бойца и направлением «света» фонаря. Вместе предположите, куда смотрит постовой (Солдат смотрит   в сторону Кронштадта и Ораниенбаума). Там же находится, (что символично) часть участка железной дороги, по которой доставляли грузы к пирсу Финского залива. К сожалению, продолжить путь по железной дороге в этом месте вы не сможете.


7) Ваша задача теперь- найти проходимую часть железной дороги.

 

8) Идите по рельсам или (с осторожностью) вдоль дороги (тротуара нет).

Рассмотрите фотографию и сравните её изображение с современным видом и состоянием дороги. Попросите ребёнка передать свои ощущения.

 

9)Дойдите до мемориального щита, прочтите информацию.

    

10)Расскажите ребёнку о традиции нашего города - чтить память блокадников. Спросите, что бы он(а) предложил(а) сделать для того, чтобы память о героях, сохранивших нам свободу и отстоявших любимый город, жила в веках?

По возможности, возложите алые, схожие с каплями крови, пролитой за Отчизну в годы Великой Отечественной войны, гвоздики к мемориалам.

11)Сфотографируйтесь. Не забудьте вместе с ребёнком составить и записать небольшой творческий рассказ /историю этого ленинградского фонаря.

 

Мемориал "Дорога мужества" п. Лисий Нос, п. Лисий Нос, площадь ограниченная Приморским шоссе, Раздельной ул. и Морским проспектом.

От улицы Яхтенная 2 корпус 2 пройти 1,01 км до станции метро Беговая Автобус101, 211, 216

Маршрутки 600, К-305, К-305А, К-400, К-405, К-417

В направлении: «Гражданская улица» проехать 8 остановок до станции Лисий Нос, пройти 390 м Памятник «Дорога мужества»

    

   Ваши совместные изыскания на этом маршруте призваны помочь ребёнку окунуться в атмосферу героического прошлого ленинградцев. Ваша цель - составить творческий рассказ о том, какую историю хранит именно этот фонарь, свидетелем каких сцен и событий он мог быть.

                        

    Приложение №2

 

    

    Приложение № 3

    

                 Презентация: «Родные лица нашей Победы»

            https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2022/02/16/rodnye-litsa-nashey-pobedy

 

Консультация: «Малая Дорога Жизни: Малоизвестные страницы истории Приморского района»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2022/02/16/malaya-doroga-zhiznimaloizvestnye-stranitsy-istorii

 

Итог совместной деятельности детей и родителей

    

 

 

 

 

 

 


Поделиться: