Поиск по сайту

Образовательное путешествие как форма семейного досуга (на примере темы «Может ли крыша быть украшением?»)


Авторcтво: Стукаленко Екатерина Валерьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №10 Пушкинского района Санкт-Петербурга


      Путешествие – это один из древнейших видов деятельности. С самых древних времен основной функцией путешествия было получение новых знаний о мире и саморазвитие. Великий французский философ эпохи Просвещения Ж. Ж. Руссо считал путешествие неотъемлемой частью образования. Один из создателей российской теории образовательных путешествий, историк и педагог И. М. Гревс на рубеже XIX-XX вв. писал: «Кому удалось в юношеские годы хорошо путешествовать, тот вступает в жизнь с незаменимым запасом таких знаний, умственных навыков и душевных сил, каких он не мог бы почерпнуть ни у какого иного источника».

      Образовательное путешествие как педагогический метод уже в наши дни обосновала и описала в своей кандидатской диссертации (2004 г.) сотрудник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Елена Николаевна Коробкова. Под «образовательным путешествием» понимается особая форма образовательной деятельности, разворачивающаяся непосредственно в городском пространстве и нацеленная на личностное развитие участников посредством «распредмечивания» смыслов и значений, сокрытых в объектах культурного наследия.

      Семейное образовательное путешествие – это исследование, которое дети и их родители проводят сами. В ходе путешествия участники рассматривают, спрашивают, активно взаимодействуют с объектом изучения, в результате «добывают» необходимую информацию и осваивают социальный опыт человечества. Исследование, которое ребёнок проводит сам, гораздо интереснее любой экскурсии. То, что он увидел и освоил сам эффективнее – это его опыт. Поиск информации, без которого невозможно путешествие – это стимул для дальнейшего самостоятельного изучения города. Родители же в этом случае является помощником, равнозначным участником процесса.

      Одной из социальных миссий семейного образовательного путешествия является сближение детей и родителей, организация совместного досуга и приобщения к культурным ценностям. В ходе семейного путешествия воспитывающие взрослые сами могут поставить или уточнить развивающие задачи. Например, в рамках одного и того же маршрута родители могут в качестве приоритетной задачи:

•        побуждать детей к изучению родного города, воспитывать любовь к своей малой родине;

•        развивать геометрические и пространственные представления;

•        развить наблюдательность, умение видеть необычное в обычном;

•        расширить словарный запас;

•        совершенствовать процесс внимания, памяти, мышления;

•        расширить и закрепить знания о родном городе, его достопримечательностях и истории.

       Совершить образовательное путешествие можно даже по одной улице с тем, чтобы найти ответ на вопрос «Может ли быть крыша украшением?». Рассматривая дома, отмечая различные формы крыш, в конце путешествия ребята сами могут нарисовать крышу для домика любимого героя.

        Чтобы путешествие состоялось, важно правильно отобрать объекты культурного наследия, которые будут исследовать дети и их родители. В случае с путешествием «Может ли быть крыша украшением?» отбирались такие жилые и общественные здания г. Пушкина, которые имели ярко выраженные крыши.

В маршрут вошли следующие объекты:

Дом Китаева.


Дом был построен в 1827 году архитектором В. М. Горностаевым для придворного лакея Якова Китаева, камердинера Николая I. Китаев умер в 1831 году, и дом перешёл его вдове Анне Китаевой. В том же году в доме провёл лето и осень А. С. Пушкин с женой. (Пушкинская ул., дом 2).

Дом Олениных.


Был построен в 1828 году предположительно архитектором В. М. Горностаевым. С 1831 года дом принадлежит семье Олениных. В их доме в Царском Селе бывал А. С. Пушкин. В 1907 году в доме разместили санаторий Свято-Троицкой общины сестёр милосердия. С началом Первой мировой войны община оборудовала там же небольшой лазарет, на 15 воинов. После Октябрьской революции в доме также размещался санаторий. В 1921 году в нём проживала Анна Ахматова. (Пушкинская ул., дом 1)

Дом Н.Г. Полякова.


Был построен в 1874 году по проекту архитектора Н. С. Никитина. Интересно то, что возведенный из дерева дом был дополнен каменной лестничной башней. В настоящее время это двухэтажное здание находится практически в идеальном состоянии. Благодаря отличному уходу фасад здания сохранил свой первозданный вид. (Пушкинская ул., дом 14)

Дом Юзихина


Одним из достаточно интересных памятников архитектуры XIX века является дом, принадлежавший крестьянину И. А. Юзихину. Он был построен в 1869 году по проекту архитектора А. Ф. Видова. Это здание, выполненное в строгих формах классицизма, с полуциркульными окнами, первый этаж которого отделан рустом. (Пушкинская ул., дом 19)

Современный жилой дом.


       На перекрестке Пушкинской и Конюшенной улице своими массивными фасадами и плоскими крышами выделяются так называемые «дома-близнецы». Время их постройки 1972 год. (Пушкинская ул., дом 42 и 44).

       Проблемный вопрос путешествия был обозначен в его заголовке. Участники путешествия должны были рассмотреть крыши предложенных для осмотра домов и сравнить их, выделив отличительные особенности.

       Работа по образовательному маршруту дает ребятам и их родителям уникальную возможность почувствовать себя первооткрывателем, путешественником, художником и ученым одновременно. Этот метод развивает эстетическое видение городского пространства, познавательную потребность, воспитывает чувство целостного художественного и исторического образа города. Развивается умение наблюдать и понимать красоту архитектурных памятников, городского пейзажа. У ребят закрепляются умения работать с картой города, учатся ориентироваться в городском пространстве.

Образовательное путешествие, как и любое путешествие, требует подготовки.

       Работа с детьми по формированию исследовательской деятельности начинается еще в группе. Данной теме была посвящена серия занятий, в ходе которых дети развивали умения смотреть и видеть, использовать исследовательские каналы восприятия для самостоятельного исследования городских объектов. Был организован просмотр мультика о Смешариках «Умный дом» и рассматривание иллюстраций с изображением домиков героев мультика. Дети отвечали на вопросы:

•        Где живут Смешарики?

•        Чем похожи их дома? Чем они отличаются?

•        Из чего состоят домики?

•        Какие у них крыши?

Принимает все ответы детей, педагог обобщает ответы детей: что домики разные, у каждого домика есть украшения.

      Организовывался сюрпризный момент: в гости приходит один их героев смешариков – Пандачка. Она просит детей украсить ее домик. Ребята замечают, что у домика нет крыши. Педагог задает вопрос, а может ли быть крыша украшением для домика?

      Чтобы выяснить это ребятам предлагается отправиться в путешествие с родителями по одной из улиц города (ул. Пушкинская, г. Пушкин). Каждому ребенку выдается карта-маршрут, которую они рассматривают.

Дети отвечают на вопросы:

•        Откуда можно начать маршрут?

•        Можно ли пойти рассматривать объекты одному?

•        Кого из взрослых можно попросить помощь вам в этом путешествие?

Для родителей подготавливается памятка с краткой информацией об объектах изучения.

       Совместно с родителями дети исследовали объекты, проходя по маршруту. Делают фото понравившихся крыш, исследуют городское пространство, зарисовывают, какими бывают крыши, получают новую информацию. Родители отправляют фотоотчет после путешествия, делятся своими впечатлениями от нескучных выходных.

       В ходе совместного обсуждения все участники путешествия пришли к выводу, что крыши бывают разные (плоские, куполообразные, с надстройками). Организуя уже в группе детского сада подведение итогов путешествия, дети показывали свои рисунки, отвечали на вопросы: что они увидели? Что больше всего запомнилось и понравилось в путешествии? После дети совместно придумывали крышу для домика Пандочки. Педагог обещал отправить рисунок Пандочке.

       Данное образовательное путешествие способствовало расширению опыта исследовательской деятельности детей. Дошкольники совершенствовали свои коммуникативные умения (презентация работ), приобретали опыт ценного отношения к объектам культурного и природного наследия города. Узнали, что в городе много домов с разнообразными крышами, и они могут быть украшением. 

Литература: 

1.   Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб., 2004.

2.   Коробкова Е. Н. Путешествие как образовательный метод // Народное образование. 2015. № 3 (1446). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puteshestvie-kak-obrazovatelnyy-metod (дата обращения: 20.06.2022).


Поделиться: