Поиск по сайту

Развитие исследовательских умений дошкольников в процессе городских семейных досуговых практик


Авторcтво: Раннинен Татьяна Александровна, воспитатель, педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №25 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга «Умка»


      Потребность в ярких впечатлениях, новых открытиях – одна из основных потребностей познавательного развития дошкольников и одна из черт детского поведения. Именно любознательность становится началом исследовательского поведения, а в дальнейшем и познавательно-исследовательской деятельности. Чем ярче эта исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. А прогулки по родному городу в кругу близких способствуют исследованию, потому что все объекты культурного наследия находится в открытом доступе, и с ними можно взаимодействовать без ограничений.

      В ГБДОУ № 25 Курортного района Санкт-Петербурга «Умка» несколько лет педагогами ведется активная разработка методических материалов по теме «Поддержка исследовательского поведения дошкольников». В том числе особое внимание уделяется формам работы, основанным на взаимодействии с социальными партнерами и, конечно, родителями как основными социальными партнерами.

     Представленное в данном опыте работы содержание разработано для обогащения семейного досуга старших дошкольников и реализуется как в образовательном процессе детского сада, так и в условиях семьи (при педагогической поддержке родителей). Адресная группа: дети 5+ и их семьи, проживающие в Санкт-Петербурге.

Цель культурно-образовательной практики: создание условий для содержательного семейного досуга и погружения в традиции и обычаи Китая – страны, принимающей Олимпийские игры 2022, восточным соседом России.

Задачи:

·                   Способствовать развитию любознательности и познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников при изучении объектов материального культурного наследия, стимулировать исследовательское поведение дошкольников

·                   Воспитывать уважительное отношение к культуре другой страны, используя с этой целью ресурс культурной среды г. Санкт-Петербурга

·                   Расширять кругозор старших дошкольников в процессе ознакомления с традициями страны, принимающей Олимпиаду 2022

·                   Способствовать приобщению детей к мировой культуре и формирование у них целостной картины мира

·                   Способствовать обогащению семейного досуга и созданию условий для содержательного и эмоционально позитивного взаимодействия детей и родителей

Тема культурно-образовательной практики была определена еще в прошлом учебном году, но в 2022 году она заиграла новыми красками, потому что Олимпийские игры привлекают интерес как взрослых, так и детей не только к спортивным достижениям, но и к стране, принимающей игры. А Китайский Новый год, который в этом году практически совпал с открытием Игр, как нельзя лучше подходит для ознакомления дошкольников с культурой и традициями народов Китая.

В основе культурно-образовательной практики поиск ответа на проблемный вопрос: возможно ли познакомиться с Китаем, не выезжая из Санкт-Петербурга?

Культурно-образовательная практика рассчитана на 2 недели, ровно столько отмечают Китайский Новый год.

Реализация цели велась поэтапно.

Подготовительный этап

·                   Изготовление и украшение групп китайскими атрибутами праздника (фонарики).

·                   Рисование панды в группе и дома с родителями.

·                   Рисование символа 2022 года – Водного Тигра. В социальных сетях было предложено семьям записать мастер-классы по рисованию символа года.

·                   Каждый день в течение двух недель размещались посты, истории с хэштегом #умкаикитай, в которых раскрывались традиции и обычаи Китая

Основной этап: выход в город

·                   Прогулка в «Сад Дружбы» на Литейном проспекте, своеобразное мини-путешествие в китайский уголок города для всей семьи. В этом месте можно по-настоящему узнать культуру Китая, «прикоснуться» к камням, деревьям, статуям, привезенным из Поднебесной. Лучше познакомиться с эти местом, обратить внимание на детали помогает маршрутный лист, разработанный специально для такой прогулки (Приложение № 1). Львы-лягушки Ши-Цза у входа встречают и привлекают внимание, стоит заглянуть к ним в пасть, чтобы найти там каменный шар, а еще рассмотреть детали и заметить отличия этих двух стражей. Зайти в чайный домик и порассуждать о форме его крыши, проиграть чайную церемонию, а потом обратить внимание на украшение в виде стеблей бамбука. Бамбук – еда для символа Китая – панды, а панда – символ дружбы. Стена девяти драконов – мощная охрана от зла, а дракон похож на героя наших сказок. Дружба и семья, традиции и сказки, вот о чем стоит говорить на этой прогулке, просто гладя по сторонам и рисуя в маршрутном листе (Приложение №1).

·     В группе детского сада детьми разыгран спектакль про дракона Няня (в его основе китайская легенда).

·     В социальные сети выложен мастер-класс по созданию дракона из бумаги с элементами оригами, чтобы брать его с собой на прогулки по городу.

·     На протяжении двух недель поддерживался интерес с помощью постов, опросов, репостов фото и видео участников в социальных сетях.

·     В качестве еще одного семейного досуга был предложен просмотр фильма «Рожденные в Китае». По моему мнению, это могло бы стать хорошим завершением дня, прогулки по Саду Дружбы и поводом узнать еще больше об этой прекрасной стране.

Итоговый этап:

·   Проведение в студии Петербурговедения (ГБДОУ № 25 «Умка») итоговых занятий для старших дошкольников по теме «Китай в Санкт-Петербурге» и «Китайский Новый год»

·   Рисование большого китайского дракона

·   Награждены дипломами и подарками активные участники этого проекта, всем детям подарили раскраски по теме (Приложение № 2).

       Мы вместе с воспитанниками и родителями нашли ответ на вопрос, возможно ли познакомиться с Китаем, не побывав в нем! Как же узнать о стране, которая очень далеко? В наш цифровой век это становится возможным благодаря сети Интернет, в котором можно найти не только сухие сведения, но и посмотреть видео или фильмы о любой стране. А если вы живёте в Санкт-Петербурге, культурной столице России, вы можете просто поехать в центр и прикоснуться к чему-то по-настоящему китайскому.

       Сад Дружбы – это действительно замечательное место для прогулок с детьми! Прогулка по Саду не займет много времени, а значит, ребёнок не устанет. Здорово, что можно потрогать дракона или льва-лягушку Ши-Цза, посидеть в перголе и порассуждать о странной форме этой беседки. Но чтобы прогулка стала увлекательной и развивающей, к ней родитель должен быть готов! Поэтому кроме маршрутного листа необходимо дать родителю дополнительную информацию (Приложение№3) о постройках и легендах, о мифических животных и животных Китая, о том, как панда связана с дружбой и о том, почему крыша перголы и пагод в Китае загнута. И тогда начнется наполненный позитивными эмоциями увлекательный совместный поиск-познание детей и родителей в культурном пространстве города.

Результаты апробации

·                   В ходе культурно-образовательной практики семьи заинтересовались другой культурой, обычаями и традициями Китая. Вот что написала одна семья: «Какая же интересная страна, этот Китай! Мы не могли и предположить, что после прогулки будем еще целый вечер смотреть ролики про Китай!...».

В маршрутном листе было несколько вопросов для обсуждения, после прогулок у детей появились вопросы, на которые мы вместе искали ответы и даже дискутировали. Например, не все дети поняли, почему Китай называют «Поднебесной». Но главное, для меня, как для педагога, что этот вопрос был задан, а, значит, появился интерес к познанию и исследованию.

·                   Итоговый этап предлагается провести в виде семейной встречи: устроить разные мастер-классы для детей и родителей (написание иероглифов, конструирование китайских фонариков, дракона с движущимся телом), провести чайную церемонию, послушать китайскую музыку и даже попробовать станцевать танец дракона (аренда костюма возможна на сутки).

        Культурно-образовательная практика «Китай в Петербурге» может быть включена в календарь событий детского сада или группы и может быть проведена с использованием ресурсов всего детского сада, тогда это будет настоящий праздник для всех ребят всех групп, их педагогов и родителей.

 

Список литературы:

 

1. Бабаева Т.И., Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей –актуальная проблема дошкольного образования./В кн. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. СПб. –ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2013.

2. Савенков А.И., Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. 2-издание.–М. Национальный книжный центр,2017 г.

3. Русаков А.С. (сост.) Прогулки с детьми и изучение всего на свете. Советы воспитателям и родителям дошкольников. СПб.-Речь; Образовательные проекты; М. –Сфера. 2011

 

Приложения:

 

Приложение № 1: Маршрутный лист

Приложение № 2: Раскраска «Китайский сад дружбы»

Приложение № 3: Памятка для родителей


Поделиться: