Поиск по сайту

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ в современных условиях


Авторcтво: Дондукова Юлия Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 103 комбинированного вида, Закирова Наталья Геннадьевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 34 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


        На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ». В ст. 44 сказано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» [1]. 

        Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей - одна из самых актуальных проблем. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей и быть направленной на ее повышение. 

       С появлением различных образовательных и развлекательных услуг, все больше родители устраняются от своей воспитательной функции, перекладывая ее на педагогов и аниматоров. Родители предпочитают отвезти ребенка в развлекательный центр, парк аттракционов, центр детского развития и т.д., вместо того, чтобы задаться вопросом: «Как проводить время с ребенком один на один» [2]. На сегодняшний день существует проблема отчуждения родителей и детей. Недавние события, связанные с пандемией, обнажили эту проблему. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий детей с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел взрослых.

       Авторы данной статьи решили показать семьям наших воспитанников пример мероприятия, где можно побудить интерес детей к истории, культуре и природе при помощи родителей. А чтобы прогулка оказалась полезной, интересной, соответствующей образовательной программе ДОУ, разработали маршрутный лист с творческими заданиями.

      «В основании плана построения педагогического процесса в течение учебного года лежит органичная связь тематического плана с временами года и сезонными проявлениями природы» [3]. В начале учебного года – в соответствии с образовательной программой – воспитанники дошкольного образовательного учреждения наблюдают за изменениями в природе, изучают листья и плоды растений, мастерят поделки из природных материалов. Изучение примет осени, как правило, происходит в групповых помещениях с использованием дидактических материалов и на уличной игровой площадке детского сада. Ребёнок может сам наблюдать за приметами осени в естественных условиях, стоит только организовать выход за пределы детского сада. Чтобы это осуществить, педагогам нужна помощь родителей.

      Цель предлагаемого познавательного маршрута: вовлечь родителей в совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. Родители с детьми в реальной среде могут рассмотреть приметы осени, закрепить на практике знания, полученные в детском саду, расширить представления детей о парке, как культурном месте отдыха. И в этом им сможет помочь маршрутный лист. [приложение1]

      Перед совместным путешествием родителей и детей, была проведена предварительная работа. В ДОУ дети изучили осенние явления, изменения в природе, листья, плоды. Вручая родителям в детском саду маршрутный лист, педагоги дали необходимые пояснения. Задания в нем предлагают непосредственно провести наблюдения в природе, заметить интересные моменты, зарисовать, закрепить на практике полученные знания. На лицевой стороне маршрутного листа размещена информация о местонахождении парка и QR-код с зашифрованной информацией об истории парка. Таким образом, предварительно дома рассматривая его, взрослый вместе с ребёнком может познакомиться с краткой историей создания парка, используя современные информационные технологии. При необходимости расширить знания при помощи сети Интернет. Информация на его страницах поможет оценить масштаб прогулки, собрать необходимые вещи (оборудование) для исследований, а также предусмотреть форму одежды, перекус и спланировать время.

       Маршрутный лист «Путешествие в осень» включает в себя четыре обязательных остановки, на которых дети и вместе с родителями выполняют практические задания. Там же есть карта с условными обозначениями, где можно делать отметки о посещении. Станции можно проходить в свободном порядке. Во время прогулки по парку ребёнку предложено сделать отметки о приметах осени, собрать природный материал, выполнить задания, сделать фото.

·                     Остановка - Памятник основателю парка. Предлагается найти памятник по фотографии, рассмотреть его и ответить на вопросы.

·                     Остановка - Мост. Здесь ребенку вместе с родителями предлагается отгадать загадку, дать название мостику и выполнить практические задания.

·                     Остановка - Старый дуб. Здесь предлагается обратить внимание на название парка. Найти такие деревья. Посетить знаменитый старый дуб. Выполнить практические задания.

·                     Остановка - Поляна сказок. Посетить поляну сказок, рассмотреть героев, отгадать загадки, найти героев по фрагментам картинки.

      Совместное выполнение творческих заданий детьми и родителями способствуют формированию доверительных отношений между ними, укрепляют авторитет родителей, положительно влияет на укрепление семьи и ДОУ.

Использование данной формы совместного досуга родителей и детей показало свою эффективность.

      Дети и родители в ходе путешествия получили много положительных эмоций и впечатлений, с которыми поделились с воспитателями и друг с другом. Сделали совместные открытия. Собранный природный материал, зарисовки и фотографии дети принесли в группу. На основании этих материалов были организована выставка поделок, проведена беседа и создан фотоколлаж. Родители изъявили желания и дальше получать такие маршрутные листы, как подсказки для проведения совместного полезного досуга с детьми.

      В ходе работы над этим маршрутом, пришло понимание о необходимости создания серии буклетов по посещению парка в разные сезоны.

1 часть- путешествие в осень

2 часть – путешествие весной (парк памяти)

3 часть – путешествие зимой (место для зимних забав и занятий спортом.

Литература:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Бене Е. Диагностика эмоциональных отношений в семье//Семейная психология и семейная терапия. -1999. - № 2 - С.25

3. Туева Т.Г. Целевые прогулки в природу. Организация экологического воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет) - СПб., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

 

Приложение № 1.



Поделиться: