Поиск по сайту

Формирование представлений у воспитанников детского сада и их родителей о культурных возможностях Санкт-Петербурга на примере досуга «В поисках хрустальной туфельки»


Авторcтво: Буракова Анастасия Павловна, старший воспитатель, Лукашевская Юлия Валерьевна, воспитатель, ГБОУ детский сад № 48 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга


       Сегодня в мегаполисах живет очень много людей, которые приехали из других мест. Чтобы приехавшие люди могли адаптироваться к новой социокультурной среде, необходимо расширять их представления о городе и показывать возможности по изучению города. Санкт-Петербург обладает уникальным культурным потенциалом [3]. В городе на Неве имеется свыше 200 музеев и их филиалов.[4]. И далеко не обо всех музеях известно жителям Санкт-Петербурга. И, конечно, хотелось бы, чтобы эти пространства стали местами не только для отдыха, но и развития детей и взрослых.

       Зачастую родители не всегда информированы, где можно с пользой провести выходной день. И в этой связи перед педагогами ДОУ стоит задача сориентировать семью в культурном пространстве Санкт-Петербурга.

       В ДОУ № 48 Невского района были разработаны семейные городские досуги, целью которых было культурное просвещение родителей и детей и которые носили цикловой характер.

       Остановимся наиболее подробно на одном досуге «В поисках хрустальной туфельки».

В рамках указанного выше досуга детям и родителям предлагалось выполнить ряд исследований и творческих заданий после посещения таких музеев как:

·  Музей художественного стекла (Елагин остров 4Б), расположенный в ЦПКиО им. Кирова;

·  Выставка «Осколки стеклянного городка» расположенный в музее Невская застава (Ново-Александровская ул.д.23)[1];

·  Музей фарфора, расположенный при императорском Фарфоровском заводе (пр. Обуховской обороны, д.151)[2].

Целевой аудиторией стали родители и воспитанники подготовительной к школе группы.

      Создавая досуг, мы поставили перед собой цель объединить всех участников образовательного процесса в поисковой деятельности и организовать интересную продуктивную деятельность для семьи. Так же одной из наших целей стало обогащение и обобщение знаний детей о производстве и разнообразии изделий из стекла, хрусталя и фарфора.

       При выборе объектов для изучения мы руководствовались следующими идеями.

       Во-первых, нас привлекло то, что данные объекты культуры малоизвестны и имеют небольшую популярность.

       Во-вторых, мало кто из взрослых людей знает, что данные объекты могут быть интересны и для детей тоже.

       В-третьих, посещение всех трех объектов достаточно бюджетно по стоимости, а это значит, что любая семья сможет их посетить.

       Также у каждого из культурных объектов присутствует два варианта посещения. Первый вариант — это сам музей, второй вариант — это экскурсия на производство. Все три культурных объекта расположены не далеко от парков, которые также являются интересным местом для посещения. Еще один значительный аргумент для нас — это то, что два из трех объектов находятся в Невском районе. Это позволяет семье лучше узнать район, в которой она проживает и раскрыть для себя привлекательные его стороны. Музей императорского фарфорового завода и выставка «Осколки стеклянного городка» несут в себе достаточно объемный пласт информации о Невском районе и об исторической важности района для города Санкт-Петербурга. Это позволяет нашим участником стать частью истории родного города и района. Объекты, выбранные нами загадочны, просты и в тоже время многогранны.

        Далее, мы подробно расскажем, как была организована наша работа.

        В работе присутствовал предварительный этап, во время которого был организован опрос среди родителей. Нам важно было выявить есть ли у родителей потенциальный интерес к проведению досуга разработанного ОУ. Многие из родителей откликнулись и изъявили свое желание принять участие в нашем досуге.

        Следующим этапом стало создание тематического клуба выходного дня – группа ВКонтакте. Клуб выходного дня, стал местом, с помощью которого мы смогли осуществить обратную связь с родителями и их общение между собой.

        Для того, чтобы замотивировать участников досуга, мы придумали красивую легенду о потерянной хрустальной туфельке для детей и родителей. Легенда связывает все культурные объекты одной темой, а также связывает всех участников одной целью.

Легенда была записана на видео. Также на видео были записаны авторские трейлеры о каждом из объектов. Приложение № 1, таблица №1.

А теперь мы опишем непосредственно реализацию нашего досуга с его участниками.

      После того как мы выявили потенциальных участников разработанного досуга мы провели мотивационную беседу с детьми, в которой познакомили ребят с легендой о потерянной хрустальной туфельке и предложили помочь Золушке найти место, где можно изготовить новую пару хрустальных туфелек. Для этого предлагается исследовать три культурных объекта в городе Санкт-Петербурге.

       Все дидактические материалы для изучения объекта расположены в конвертах. У каждого культурного объекта свой конверт. У каждого участника свой конверт.

       Следующим этапом в нашей работе стала организация «жеребьевки». Детям было предложено выбрать случайным образом свой объект для посещения, вытянув один из трех объектов.

       Дидактические материалы, расположенные в конвертах, выглядят следующим образом.

В каждом конверте находится:

·   Информационное письмо для родителей «Приглашение к путешествию». Приложение № 2.

·   Информационная карточка с кратким описанием объекта. В карточке занесена актуальная информация о режиме работы объекта, о стоимости посещения и т.д. Приложение № 3, таблица № 2.

·   Маршрутная карта-подсказка для детей и родителей. С описанием последовательности выполнения шагов досуга. Приложение № 4, таблица № 3.

·                    Рабочие листы с заданиями. Приложение № 5, таблицы № 4,5,6.

       Все материалы, которые находятся в конвертах, были заламинированы для удобства и многократного использования. Задания в рабочих листах можно было выполнять, используя фломастер, который потом легко стирался. Всего было изготовлено 2 набора комплектов по три конверта (размер конверта А4), которыми смогли воспользоваться 13 семей. После посещения объектов культуры дети приносили содержимое конвертов в детский сад. В среднем у одной семьи конверт находился две недели.

        После того как все участники посетили свои объекты мы провели для детей обобщающую беседу. В ходе беседы ребята смогли поделится своими впечатлениями с другими детьми-участниками. Показать свои выполненные задание и творческие работы. Благодаря заключительной беседы у ребят сформировалось преставление об изделиях и процессах производства стекла хрусталя и фарфора. Многие из детей сообщили, что даже и не догадывались, о том, что изделия из данных материалов могут быть такими необычными и иметь много вариаций для исполнения. Вследствие посещения данных музеев у детей расширился кругозор. Ребята получили новый эмоциональный опыт, наполненный позитивом. Вместе с воспитателем дети пришли к выводу почему же туфельки для Золушки изготавливались именно из хрусталя. И, как сюрпризный момент ребята увидели настоящие туфельки для Золушки.

        Туфельки, которые мы показали детям являются точной копией настоящих туфелек. Изготовлены на гусевско-хрустальном заводе в г. Гусь-Хрустальный, Владимирской области. Данный сувенир мы смогли приобрести через торговую площадку Авито.

Подводя итоги, мы можем сказать, что в семейном досуге приняло участие 13 семей. Все семьи остались довольны и оставили положительные отзывы с помощью созданной группы ВКонтакте. Отзывы, которые оставили родители оказались очень подробными и вдохновляющими. Приложение № 6. У других участников проекта появилось желание изучить остальные культурные объекты. Три семьи смогли посетить производство при музеях, остальные побывали только в музеях. Одна из 13 семей не стала посещать свой объект по причине продолжительной, тяжелой болезни ребенка, этой семье было предложено исследовать свой объект из дома с помощью интернет-ресурсов. Большинство семей изъявили свое желание участвовать в других досугах, организованных подобным образом.

В заключении мы можем сказать, что данная организация досуга оказалась очень востребованной среди семей, сегодня мы продолжаем работать над разработкой новых досугов. Мы надеемся, что данная модель организации досугов поможет сформировать у семей новую культуру посещения музеев, поддержит их желание регулярно посещать новые объекты для исследования и станет хорошей опорой для вдохновения и духовного роста.


Список используемой литературы 

1. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. «Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда». 3-е изд., испр. и доп.-Л.: Лениздат, 1985.-с.362-511с.

2. Кудрявцева Т. В. «Русский императорский фарфор», изд. «Славия», Санкт-Петербург, 2003.

3. Шляхтина Л. М. Музейная педагогика: учебно-методическое / Л. М. Шляхтина; М-во культуры РФ, С.-Петербург гос. ин-т культуры, фак. мировой культуры, каф. музеологии и культурного наследия. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021. – 60 с.

4. Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Музеи_Санкт-Петербурга

 

Приложения

Приложение №1. Ссылки на видео.

Таблица №1.

Легенда о хрустальной туфельке

Ссылка: https://youtu.be/W7xwgx0QWTw

      

 

Выставка «Стеклянный городок

https://youtu.be/21R2HatQOHY


Музей императорского фарфорового завода

  https://youtu.be/EE0QCuRYhGc

 

Музей художественного стекла

https://youtu.be/FQFHVdaTbSA




Приложение №2. Информационное письмо для родителей «Приглашение к путешествию».


Приложение №3. Информационная карточка с кратким описанием объекта.

Таблица№2


Приложение№ 4. Маршрутная карта-подсказка для детей и родителей.

Таблица №3


Приложение №5. Рабочие листы с заданиями.

Рабочий лист №1. Кроссворды «Виды изделий».

Таблица №4.


Рабочий лист №2. Процесс изготовления стекла, фарфора. Собери вазу из осколков.

Таблица №5.


Рабочий лист №3. Творческое задание.

Таблица №6.


Приложение №6. Отзывы участников и фотографии.

Отзывы участников оказались настолько содержательными, что мы решили опубликовать несколько из них. Именно отзывы родителей вдохновили участников на посещение других объектов досуга «В поисках хрустальной туфельки»

Отзыв от семьи Обозовой Сони (6лет) после посещения императорского фарфорового музея.

Вчера посетили Императорский фарфоровый музей. Соне очень понравился именно императорский зал. Столько впечатлений, просила сфотографировать ее почти с каждым экспонатом. Очень впечатлили разные народы мира, пасхальные яйца, невероятный красоты вазы, 2 попугая и безумно красивый ворон.
Большое спасибо за такую чудесную идею, проведения выходного. Теперь мы очень хотим посетить производство, 11 числа будем звонить записываться на экскурсию и мастер класс для детей.

Фото№1


Отзыв семьи Димы Метленок (6 лет) после посещения выставки «Осколки стеклянного городка» и музей Невская застава.

На прошлой неделе мы побывали с детьми в музее 'Невская застава', который находится в старинном деревянном здании XIX века, окружённый бетонными домами советской застройки. В музее представлены интересные экспонаты, рассказывающие об истории нашего Невского района, о людях, которые проживали в этом доме, фотографии тех лет. Выставка интерактивная, можно все потрогать, понажимать кнопочки, послушать истории в старинный телефон. Детей сразу заинтересовал пазл деревянный на магнитах в виде карты нашего города. Но наша цель была посетить выставку 'Осколки стеклянного города', которая сейчас находится в здании музея. Экскурсовод рассказала детям из чего делают стекло, рассмотрели различные изделия из стекла. Оказывается, в районе метро Елизаровская раньше находился большой стеклянный завод, где трудилось много горожан, там же стали строить жилые дома для работников завода. Так образовался 'стекляный городок'. На территории городка находилась большой красивый храм, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. Посмотрели находки осколков посуды, израсцов, черепицы, парфюмерных флаконов, которые находят на берегу Невы после прилива. Выставка, как и сам музей, очень понравились! Спасибо большое вам за идею, за подготовку материалов!

Фото№2


Отзыв семьи Мировнова Матвея (6 лет) после посещения музея Художественного стекла.

Посетили " Музей художественного стекла." Расположен музей- в ЦПКиО погуляли по парку, покормили белок. И отправились в музей, всё очень красиво интересно. Изделия завораживают своей красотой. Спасибо.

Фото№3.






Поделиться: