Поиск по сайту

Приложение 3. Роль коллективного чтения при изучении текста


Авторcтво: Багрий Олег Григорьевич, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №114, Заслуженный учитель РФ


     Чтение – важнейшая часть нашего мышления. Им мы занимаемся всю свою жизнь. При его помощи приобретаем жизненный опыт, становимся мудрее, формируем собственную речь, приобретаем определённые знания и навыки, развиваем теоретические понятия.   

     Очень важно приохотить детей к чтению книг. Особенно остро это для нынешнего поколения, избалованного интернетом. Поэтому возрастает роль учителя. Как он будет приобщать ребят к чтению? Как будет учить находить важные для них ответы в тексте? Что и как будет формировать интерес к чтению

      Наша гимназия достигла успехов, особенно за 25 последних лет. Этим успехам она обязана по преимуществу усердной работе по разным предметам многих наших даровитых учителей. Их опыт показал, что чтение развивает навыки устной и письменной речи по всем предметам, углубляет, расширяет словарный запас детей, укрепляет их грамотность, расширяет предметный опыт. Ученики познают явления окружающей их жизни. Разумеется, всё это не рассматривается вне воспитательных вопросов. Актуально всё: формирование мировоззрения и этических навыков, воспитание воли, характера, вкуса к чтению и исследованию. Активное чтение может изменять и совершенствовать жизнь ученика, вдохновлять его на желание изучать предмет, может научить мыслить, владеть словом, убеждать и действовать.

      Мария Осиповна Кнебель, преподаватель ГИТИСа, в книге «Поэзия педагогики» пишет, что «педагогика требует от человека качеств, близких материнским. Так же как мать отдаёт своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в учеников. В этом внутренний смысл профессии.

      Отдавать душу и трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует часто огромной затраты не только его душевных, но и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все твои муки».

      Малыши с удовольствием слушают чтение взрослых – и это превосходно. У них развивается воображение и память. Как же сохранить эту тягу к чтению у повзрослевших детей? Нужно ли? Безусловно. Вспомним замечательную традицию коллективного громкого чтения в семье. В наших генах такая память сохранилась. Почему же не использовать это учителю на уроке? Такое чтение, мне думается, будет весьма спешно развивать умение слушать, коллективно формировать не только умение исследовать, но и стремление к взаимопомощи и взаимопониманию. А участие учителя в коллективном чтении позволит выделять важные детали в тексте, что приведёт к лучшему пониманию основных понятий учебных целей урока.

      Коллективное чтение – это не хоровое чтение, а поочерёдное чтение вслух. Как организовать коллективное чтение при изучении нового материала на уроке любого предмета? Читаем текст вслух по очереди. Самые трудные или важные фрагменты читает учитель. Одновременно с чтением анализируем текст, отвечая на вопросы педагога. Закончив чтение, формулируем тему текста, основные положения изучаемой темы, пересказываем нужные положения, обобщаем изученное. Учитель при подготовке к уроку выбирает направления и проблемы изучаемого текста, обращает внимание, как и где их использовать. А на уроке подводится итог коллективного чтения, выставляются оценки за чтение, за устные ответы по анализируемому тексту.

     Данный подход формирует удовлетворение, которое способствует успешному развитию каждого ученика, учит его работать в классе. Этот метод научит каждого работать над текстом. Через некоторое время уже можно будет проводить такие уроки реже и только при изучении самых сложных тем. Такая работа не может проводиться в ущерб рассказу учителя при изучении новой темы, должна быть дополнительным коллективным поиском нужного ответа вместе с учителем. Приобретённые умения помогут ученикам в дальнейшем самостоятельно работать с учебником.

     Педагог обязан наблюдать за развитием учащихся, так как различные функции и свойства образования проявляются неравномерно, каждая имеет стадии подъёма и спада. Вывод можно делать по уже происходящим достижениям как у каждого ученика, так и в классе. Очень важно обратить внимание и на формирование потребности добиваться успехов, избегать неудач. Роль учителя–оказывать вовремя нужную психолого-педагогическую помощь ученику. Здесь нужно учесть всё: направленность и устойчивость личности, способность и волю, память и темперамент, характер и эмоцию, а также мотивацию. Без помощи педагога ученику очень трудно овладеть умением анализировать текст.


Поделиться: