Поиск по сайту

Осуществление наставнической деятельности по модели «ПЕДАГОГ – СТУДЕНТ» на базе детского хорового коллектива учреждения дополнительного образования


Авторcтво: Вера Александровна Солоницына, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга


     Разрабатывая и внедряя систему наставничества, прежде всего мы понимаем наставничество как уникальный инструмент управления траекторией личностного развития учащихся, как систематическую и целенаправленную деятельность по передаче опыта, знаний, ценностей и традиций от старших к младшим членам общества.

     Не менее важным результатом наставничества становится профориентационная деятельность. Мы наблюдаем у старших учащихся преобразования сформировавшихся качеств личности в профессиональные в определенных педагогических условиях. И некоторые выпускники после такого опыта наставничества выбирают профессию более осознанно и уверенно.

     В данной статье описывается опыт реализации программы наставничества по модели «Учитель – Студент» на базе хорового коллектива «Вдохновение» ДДТ Юность Выборгского района Санкт-Петербурга. К реализации программы была привлечена выпускница коллектива, которая поступила в профильное учреждение среднего образования и на момент осуществления программы обучалась профессии дирижера хора. Не смотря на серьезные нагрузки в учебном заведении, желание посещать занятия коллектива осталось. И с внедрением программы наставничества появилась возможность продолжить посещение занятий, но уже не в статусе учащейся коллектива, а в статусе наставляемого.

     В качестве перенимаемого опыта было решено провести работу над разучиванием вокального произведения с младшим составом нашего коллектива. Вид данного взаимодействия может быть расценен и как передача профессионального опыта будущему специалисту, а также демонстрация учащимся коллектива, каких успехов может достичь каждый хорист, посещая наши занятия. Мы же остановимся на первом виде взаимодействия.

     Время реализации программы прежде всего зависит от поставленных задач и уровня подготовки наставляемого. На реализацию данных задач было отведено девять занятий, из них два ознакомительные, шесть практических занятий - работа с хором (на работу с хором в среднем отводилось по 15 минут от основного времени занятия), и фиксация результата. Если говорить о этапах реализации программы, то формально ее можно поделить на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

     На подготовительном этапе наставляемый посещал занятия с целью изучения алгоритмов и способов разучивания вокальных произведений с детским хором. Так же на первом этапе была поставлена задача выбора программы для разучивания и составление подробного плана работы с детьми над вокальным произведением.

     Выбор музыкального произведения является фундаментом для успешной реализации программы, важно чтобы произведение учитывало возрастные особенности и исполнительские возможности коллектива, а также профессиональные навыки и вкусы наставляемого. Поскольку учесть все эти условия бедующему специалисту не просто, основное решение в выборе программы стояло прежде всего за руководителем.

     После выбора и ознакомления с произведением следует разработка точного плана разучивания музыкального материала, с учетом вероятных трудностей и методами их решения. Помимо разучивания музыкального материала: знакомства с текстом, освоения ритма и работы с интонацией, разучивание произведения включает в себя такие аспекты как работа над артикуляцией, фразировкой, динамикой и художественным образом. Все это было включено в план работы над произведением с коллективом.

    Основной этап, и, пожалуй, самый сложный, это непосредственно работа с детским хором. Трудности прежде всего связаны с отсутствием какого-либо опыта взаимодействия с хоровым коллективом у наставляемого. Эти вероятные трудности решались путем четкого и продуманного плана работы с детьми, а также взаимодействием с педагогом в репетиционном процессе.

    В ходе репетиционного процесса особую роль играет взаимодействие хормейстера и хора. Это один из навыков, который приобретается только путем практики. Сложность заключается в умении концентрировать внимание хористов на поставленных задачах. И здесь, конечно же, важен момент взаимодействия и наставления именно в ходе репетиционного процесса. Наглядный показ – что нужно сделать, чтобы хор откликнулся на требования дирижера от наставника и немедленное повторение и достижение результата наставляемым.

    Так же не маловажную роль играет рефлексия наставляемого после каждого проведённого занятия, анализ успехов и не удач, что нужно сделать чтобы в следующий раз избежать подобных ошибок, а что нужно запомнить и закрепить как удачный опыт.

    К заключительном этапу можно отнести фиксацию и демонстрацию результата, исполнение коллективом, под руководством наставляемого, выученного произведения в концертной обстановке.

    Считаю, что данной опыт весьма полезен как для руководителя – наставника, так и наставляемого. Будучи студентом очень важно получать не только теоретические знания, но и уметь применить их на практике, что в условиях образовательных программ учреждений среднего образования не всегда достаточно, и в данном случае программа наставничества является хорошим способом получить дополнительные профессиональные навыки, а руководителю коллектива мотивировать своих учащихся на продолжение профессиональной деятельности.

                                                                                  Литература

1.      Рачина, Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Б. С. Рачина. — СПб : Композитор, 2007. — 544 c. — Текст : непосредственный.

2.      Роганова, И. В. Работа с младшим хором / И. В. Роганова. — СПб : Композитор, 2018. — 100 c. — Текст : непосредственный.

3.      Стулова, Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором / Г. П. Стулова. — 2014. — СПб : Лань, Планета музыки, 2014. — 176 c. — Текст : непосредственный.

 


Поделиться: