Поиск по сайту

Педагогический тандем: «От сотрудничества к наставничеству» (из опыта наставничества в формате «педагог-педагог»


Авторcтво: Венгурцева Марина Викторовна, педагог-организатор, Соколова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования


    Профессионализм педагога напрямую зависит от самообразования и беспрерывного личностного самосовершенствования. Именно поэтому «неуспокоенный» педагог ищет новые возможности для профессионального роста, и одной из таких форм познания является наставничество, когда знания передаются из рук в руки. «Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники», - говорил Томас Фуллер.

    В данной статье мы предлагаем познакомиться с практикой наставничества по форме «педагог-педагог» в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Дом детского творчество «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга. Отличительной особенностью этого дуэта является сотрудничество педагогов, имеющих опыт работы более 20 лет, каждый из которых является специалистом в своей области. Наш творческий тандем – это соединение двух профессиональных интересов – педагога дополнительного образования коллектива «Мастерская моды», который стремится усовершенствовать свои занятия с использованием компьютерных технологий и современных игровых методик, найти новые актуальные формы проведения занятий, средства общения и обратной связи с учащимися, и педагога-организатора с опытом использования таких технологий, форм в проведении познавательно-игровых, длительных досуговых программ, проведения мастер-классов и обучающих семинаров для педагогического сообщества.

    Сотрудничество педагогов началось почти 15 лет назад с организации и проведения Городского конкурса объединений дизайна и моделирования одежды «Розовая булавка». Содержание конкурса предполагает соревнование юных модельеров в практическом применении навыков, приобретенных на занятиях по моделированию одежды, создание на ходу «здесь и сейчас» костюмов на заданную тему и аксессуаров к ним, а также обеспечивает предпрофессиональные ориентиры для обучающихся. 

    Чтобы разнообразить действо с точки зрения развития драматургии мероприятия и сделать его интересным, динамичным было решено добавить игровых моментов и элементы театрализации. Получилось соединить практически профессиональные этапы конкурса с игровыми. Были разработаны с помощью компьютерных технологий «игровые поля», тематика которых менялась ежегодно на каждом конкурсе: «Своя игра», «Шестеро на одного», «Пазлы» и т.д. Содержание вопросов, темы игр и теоретические задания подготавливала  Елена Юрьевна Соколова, а разработкой «игровых полей» занималась педагог-организатор Марина Викторовна Венгурцева, которая специализировалась на игровых технологиях с применением ИКТ. Именно «Розовая булавка» стала фактически первым этапом совместной работы в тандеме.

       В последние годы в связи с переходом на дистанционный формат обучения все большую значимость приобретает использование компьютерных технологий, цифровых сервисов. Интерес к занятиям по прикладным видам творчества у обучающихся сложно поддерживать удаленно, именно поэтому и появилась потребность искать новые форматы дистанционных занятий с использованием ИКТ. А для этого необходимо наличие новых профессиональных компетенций у педагогов. Сейчас появилось огромное многообразие интернет платформ, которые можно с успехом использовать на занятиях, но они требуют определенных навыков. Педагогу, ведущему занятия с детьми самому трудно разобраться в этом информационном потоке, выбрать и освоить наиболее удобную для решения своих педагогических задач платформу. И так важно, для педагога дополнительного образования, когда находится единомышленник, педагог-организатор, который тоже ищет решения подобных задач, и идет на шаг впереди, и может поделиться своим опытом, своими находками. При этом понимая, что новые инструменты, которые подарила цифровизация, мотивируют и вовлекают учеников, позволяют оставаться на одной волне с нашими воспитанниками.

    В последние годы на федеральном и на региональном уровнях активно поддерживается тренд на наставничество. Какие бы ни были технологии, как бы далеко не проникла в жизнь виртуальная реальность, реальные знания и мастерство передаются от человека к человеку. Так и родился наш тандем. В тандеме выстроена партнерская модель наставничества «равный – равному». Наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает. Так область компетенций в ИКТ Венгурцевой М.В. позволила ей стать наставником Соколовой Е.Ю.

    Была определена основная цель - взаимное повышение профессиональных компетенций в области ИКТ и цифровизации образования, через создание цифровых продуктов, используемых в образовательной и воспитательной деятельности.

    Для достижения цели были определены следующие задачи:

Задачи Наставника:

- анализ современных интернет-платформ для удобного использования в своей работе и при изучении с Наставляемым;

- помощь в создании игровых программ для разнообразия образовательного процесса с учетом имеющихся знаний и компетенций Наставляемого;

- предоставление инструментов для современной подачи образовательного контента и освоения новых ИКТ компетенций.

Задачи Наставляемого:

- приобретение новых знаний, умений и навыков при работе с цифровыми сервисами;

- поиск новых и актуальных средств и форм проведения занятий с использованием цифровых сервисов;

- изучение сетевых средств ИКТ для проведения виртуальных учебных занятий в режиме реального времени.

Уникальность данного педагогического взаимодействия в практике наставничества в том, что здесь взаимоотношения выстраиваются не с точки зрения  «молодого специалиста» и более опытного педагога, а осуществляется тесный рабочий процесс двух опытных коллег, с большим стажем работы, с колоссальным опытом и знаниями, но с разными видами деятельности: педагог-организатор с упором на воспитательный компонент и педагог дополнительного образования с педагогическими технологиями в образовательной деятельности. 


Основными формами взаимодействия педагогов в тандеме можно обозначить следующим образом:

1.      Консультации: применение различных игровых приемов; выбор подходящей интернет-платформы при подготовке к проведению занятий.

2.      Мозговой штурм: разработка мероприятия и наполнение его игровыми моментами с использованием компьютерных технологий; разработка дистанционных занятий, выбор онлайн-программы: Quizziz, Learning Up, Kahoot и т.д.

3.      Мастер-класс: посещение мастер-классов наставника.

4.      Выполнение «домашних» заданий: создание игрового поля в программе MS Power Point.  

5.      Инструктаж: основные правила работы с готовым игровым полем; правила игры в онлайн-режиме; основные моменты и сложности при организации регистрации участников игр.

6.      Объяснение: выявление основных преимуществ той или иной компьютерной программы, или использование игрового приема для выполнения поставленной задачи.

7.      Совместное дело. Теоретические вопросы подбирает педагог, а «игровое поле» разрабатывает педагог-организатор.

8.      Виртуальное наставничество: общение онлайн с помощью социальных сетей, электронной почты, осуществление обратной связи.


        Если проанализировать всю работу нашего педагогического тандема, то можно выделить 3 основных линии деятельности: образовательную, воспитательную, совместную деятельность.


            Воспитательная. Данная линия деятельности прослеживается в работе у Наставника – Марины Викторовны. Выполняя свои основные функции (содействие всестороннему развитию личности обучающегося, организация массовых мероприятий, сотрудничество с общеобразовательными школами района), педагог-организатор постоянно находится в поиске новых форм организации воспитательной работы с обучающимися детских объединений. Использование на практике инновационных технологий педагогом-организатором должно отражаться в его плане воспитательной работы, в частности при постановке целей и выборе форм проведения мероприятий. В программе деятельности Венгурцевой М.В. – проведение семинаров для педагогов, цикл познавательно-игровых программ гражданско-патриотической направленности «Горжусь и помню», цикл интеллектуальных игр для одаренных детей «КЛЕVER» и пр.

            Образовательная. Эту линию можно проследить у Наставляемого – Елены Юрьевны. С освоением новых знаний, приобретением навыков, Елена Юрьевна стала применять на практике новые образовательные технологии. На сегодняшний день, она как педагог становится организатором эффективного использования цифровых технологий в обучении. Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты и наглядные презентации, оперировать облачными хранилищами, умело пользоваться социальными сетями и видеохостингами для съемки собственного контента и публикации на своем канале и т.д. Ведь цель педагога - не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел учиться и развиться.

            Совместная деятельность «Educations-коллаборация». Эта линия деятельности является квинтэссенцией работы в тандеме. Объединяя усилия, Елена Юрьевна и Марина Викторовна смогли воплотить идеи в жизнь и обрести бесценный опыт взаимодействия как с детьми, так и с педагогическим сообществом. Необходимо отметить непрерывность их педагогической работы – совместные мероприятия проводились и в период летней оздоровительной кампании.


ВСЕГО организовано и проведено: 50 мероприятий, 16 учебных занятий, 6 семинаров с охватом более 600 учащихся и 100 педагогов района, города и регионов.

Наш творческий «тандем» продолжает развиваться – идет активный поиск новых форм работы, разрабатываются интересные идеи с учетом постоянно меняющихся и возрастающих требований к компетенциям педагогов. Мы считаем, что такой вариант взаимоподдержки как наставничество, является очень перспективным для профессионального становления.

Обмен знаниями между педагогами разной направленности повышает эффективность каждого из них. Становится более продуктивной и организация образовательного процесса, и проведение воспитательных мероприятий, и организация конструктивного досуга. «Коллективный разум» помогает. Экономится время на поиск информации, быстрее находятся новые подходы к передаче знаний, что приводит к рождению оригинальных идей. В конечном счете качество образования выигрывает.

Но главным, с нашей точки зрения, стало то, что, получив дополнительные знания, мы с удовольствием продолжаем совместную деятельность.  

Поделиться: