Поиск по сайту

«Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя». Взгляд наставника


Авторcтво: Перминова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Главные элементы, составляющие личность педагога, это - профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество. Социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь.

Наставничество – это обоюдный творческий процесс, скорее даже живая система, входя в которую, каждый ее участник развивается, совершенствуется и обогащается, получая ответы на интересующие его вопросы. В эколого-биологическом отделе ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга широко и успешно используется модель наставничества «Педагог-педагог». В 2021-2022 учебном году, я принимала участие как «Педагог-наставник».

Для меня наставничество — это субъект-субъектное взаимодействие на основе равноправных партнерских отношений, поэтому, на мой взгляд, оно опирается на следующие принципы (рис. 1):

Рисунок 1. Принципы наставничества

1.JPG

Мое взаимодействие с наставляемым выстраивалось постепенно и состояло из следующих этапов (рис.2):

Рисунок 2. Этапы наставничества

2.JPG

Мной была составлена карта наставничества, в которую входили следующие составляющие (рис. 3):

Рисунок 3. Карта наставничества

3.JPG

Для себя, как наставника, я определила следующие задачи:

1.      Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию наставляемого в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру в себя как в специалисте.

2.      Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей наставляемого.

3.      Повышать профессиональный уровень тандема в целом, с учетом потребностей, затруднений, достижений.

4.      Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности наставника и наставляемого.

5.      Повышать продуктивность работы участников тандема и результативность образовательной деятельности.

7.      Способствовать планированию карьеры наставляемого, мотивации к повышению квалификационного уровня.

Мной прогнозировались следующие ожидаемые результаты

для наставляемого:

·         активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

·         повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;

·         появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов, выступлений);

·         участие в профессиональных конкурсах;

·         успешное прохождение аттестации на первую квалификационную категорию.

для наставника:

·         эффективный способ самореализации;

·         повышение квалификации;

·         достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

За время работы в тандеме нами были достигнуты следующие результаты (рис. 4):

Рисунок 4. Результаты работы тандема

4.JPG

Спланированная работа тандема помогает молодому специалисту преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, проявить себя в профессии как квалифицированного специалиста, а также помогает наставнику пересмотреть свою педагогическую деятельность, структурировать и систематизировать полученный опыт.

Работа в качестве наставника привела меня к профессиональному росту, отсутствию стагнации. Выход из зоны комфорта ведет к безусловному росту - ведь мы хотим быть завтра улучшенной версией сегодня.

На мой взгляд наставника, модель наставничества «Педагог-педагог» является действенной, имеет широкие возможности и удачно вписывается в систему дополнительного образования.


Поделиться: