Поиск по сайту

«Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет». Взгляд наставляемого


Авторcтво: Жарова Дарья Алексеевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Мне очень повезло, поскольку в 2021-2022 учебном году я стала непосредственным участником программы наставничества в роли наставляемого тандема «Педагог-педагог». Реализация данной программы шла через взаимодействие с наставником – опытным педагогом дополнительного образования Мироновой Татьяной Евгеньевной, с кем в детстве я выезжала в туристические походы от Дворца. Мой наставник всячески помогал и поддерживал меня в решении не только профессиональных задач, но и жизненных, личных ситуациях. Благодаря Татьяне Евгеньевне, за этот год я приобрела новый опыт и развила новые навыки и компетенции. Работа нашего тандема «Педагог-педагог» по программе наставничества была направлена на совершенствование форм взаимодействия опытного педагога и молодого специалиста, предусматривающая мероприятия по обмену опытом и продвижению эффективных педагогических практик.

Реализация маршрута наставничества проходило через решение следующих задач:

·         создание экологичной адаптированной среды для развития и повышения педагогического мастерства молодого специалиста;

·         увеличение числа закрепившихся знаний и навыков в профессиональной деятельности;

·         формирование открытого эффективного пространства сотрудничества в тандеме «Педагог-педагог»;

·         создание специальных условий для творческой и продуктивной работы молодого педагога, способствующих комплексной поддержке его деятельности.

Причиной и мотивом участия в программе наставничества явилось желание перенять богатый педагогический и методический опыт наставника, стремление создать творческий тандем для дальнейшего сотрудничества. Для достижения успешного результата наставник и наставляемый следовали алгоритму действий (Рис. 1).

Рисунок 1. Алгоритм действий при прохождении программы наставничества

4.jpg

По анализу портфолио наставника в первом шаге алгоритма были реализованы две сферы опыта: взаимодействие работы с родителями и организация экологической экспедиции учащихся.

На втором шаге алгоритма были выявлены мои запросы, а именно:

·         научиться организовывать выездные мероприятия;

·         накопить практический опыт использования различных форм организации исследовательской деятельности учащихся и различных приемов рефлексии;

·         научиться выстраивать работы с родителями и работать с картой эффективности.

На третьем шаге алгоритма, в работу тандема были включены тематические встречи (которые проходили очно и в онлайн-формате) в соответствии с моими запросами и выбранными направлениями работы.

Остановлюсь на основных значимых совместных мероприятиях по прохождению программы наставничества во ДДЮТ Выборгского района.

Организация выездных мероприятий с учащимися в различные районы Ленинградской области. Во время выездов были использованы различные формы и методы: экскурсии, экологические игры, поиск информации в сети Интернет, написание и защиту рефератов, проблемное обучение, дискуссии и многое другое. В совместной работе тандема я получила практический опыт по выездным мероприятиям, итогом которого стала организация совместной летней экологической экспедиции для учащихся. Помимо этого, нам удалось организовать выходы с учащимися в различные музеи Санкт-Петербурга.

Исследовательская деятельность – это целенаправленный процесс, связанный с творчеством и направленный на получение личностью нового знания посредством решения исследовательской задачи [1]. Данная деятельность является неотъемлемой частью моей образовательной программы, поэтому акцент в маршруте по наставничеству был сделан именно на этот вид деятельности. После передачи наставником своего практического опыта использования различных форм организации исследовательской деятельности учащихся, я добилась значимых результатов и повысила свои профессиональные знания. В тандеме мы организовывали совместные семинарские занятия и консультации для учащихся, что позволило мне грамотнее выстраивать и оценивать свою работу. В результате этого свой практический опыт я продемонстрировала на районном конкурсе «Сердце отдаю детям», став победителем номинации «Дебют». Кроме этого, работая в тандеме, нам удалось организовать подготовку учащегося к открытому региональному конкурсу «Олимпиада исследователей и знатоков биологии» и научно-практической конференции старшеклассников по биологии «Ученые будущего». Такая подготовка позволила ему достичь высокого результата, став лауреатом олимпиады.

Я считаю, что результатом работы наставника и наставляемого можно считать создание устойчивого рабочего тандема (Рис. 2), когда оба педагога работают слаженно. Наставник делится опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого, а он в свою очередь дает положительную или отрицательную обратную связь для корректировки условий работы.

Рисунок 2. Рабочий тандем «Наставник-Наставляемый»

5.jpg

Анализируя выше сказанное, можно говорить об эффективности программы наставничества как для педагога-наставляемого, так и педагога-наставника. Опыт прохождения программы показывает, что проведенная работа в тандеме позволила мне развить предметные навыки молодого педагога и раскрыть свой потенциал, необходимый для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях образовательного процесса.

Библиография:

1. Миронов А.В. Исследовательская деятельность основа развития творческой личности / А.В. Миронов // Вестник Костромского государственного университета. – 2009.


Поделиться: