Поиск по сайту

Реализация наставничества в Доме детского творчества «Союз» как ресурс достижения новых результатов


Авторcтво: Ильина Наталья Николаевна, методист, Лучкина Маргарита Владиславовна, педагог дополнительного образования, Осипова Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования, Петрова Александра Николаевна, педагог дополнительного образования, Грибова Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ДДТ "Союз" Выборгского района Санкт-Петербурга


Наставничество, в котором опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему освоить определённые умения и навыки, уходит корнями в греческую мифологию и происходит от имени Ментор (наставник Телемаха, сына Одиссея). Наставничество находило применение в самых разных сферах и отраслях деятельности, оно ассоциируется с человеком мудрым, обладающим способностью научить, направить, быть образцом для подражания.

В последнее время тема наставничества в дополнительном образовании обрела особое значение, и находит своё отражение в актуальных нормативно-правовых документах, таких как Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», Паспорт национального проекта «Образование», «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», Приказ Минпросвещения России «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» и других. Опираясь на данные документы и имеющийся профессиональный опыт, педагогический коллектив Дома детского творчества «Союз» направил творческие усилия на разработку и реализацию программы наставничества в творческих объединениях в 2021-2022 учебном году.

В начале учебного года тема «Наставничество как ресурс достижения новых результатов» была объявлена на педагогическом совете как основное направление методической работы педагогов. На интерактивных практических семинарах, организованных методической службой учреждения, педагоги получили информацию о том, как формируются базы наставников и наставляемых, как определяется образовательный запрос наставляемых, каким критериям должен соответствовать наставник, в чём заключается сопровождение процесса наставничества, каковы его организационные особенности.

Одним из важнейших направлений деятельности педагогов являлось не только создание условий и организация процесса наставничества, но и методическое описание используемых методов, приёмов, технологий, осмысление результатов. Лучший педагогический опыт был представлен в виде методической продукции, презентаций и докладов в рамках итогового мероприятия в форме круглого стола, на котором коллеги не только обозначили позитивные аспекты наставничества, но и выявили проблемные зоны, определили перспективные методические задачи. В ходе обсуждения итогов педагоги отметили, что в большинстве случаев учащимися были освоены не только предметные умения и навыки, но и достигнуты сквозные метапредметные результаты.

В данной статье представлены примеры наиболее успешной организации наставничества в детских творческих объединениях ДДТ «Союз» в форме «ученик-ученик».

Наставничество в фотостудии «Открытый взгляд», педагогом которой является Лучкина М.В, реализовалось между учащимися старшей и младшей группы.

Целью наставничества стало совершенствование навыков портретной и предметной фотосъемки учащихся первого года обучения.

Встречи наставников и наставляемых организовывались с периодичностью один раз в месяц во время занятий младшей группы. Старшие учащиеся проводили мастер-классы, тренинги по предметной фотографии, портретному фото, рекламной фотографии предмета.

Итогом наставничества стало успешное участие в городском конкурсе.

2.pngДля организации рефлексии наставляемых использовался электронный дневник Daylio. Это приложение на телефоне очень удобно в использовании. После встреч со старшими ребятами, учащиеся заполняли дневник, вносили свои комментарии, описывали эмоции и прикрепляли фото.

Приложение привлекает своим дизайном - можно выбрать вид и цвет «смайлика» для характеристики своего настроения, провести анализ действий, выстроить график настроений, а главное, оно удобно в использовании и универсально. Педагог собирает у учащегося скриншоты заполненного дневника, что дает ему возможность сделать выводы о проведенной наставниками работе.



v0J1LNpG8kI.jpg

P3BImTXhuKM.jpg

          

TPH2UHWjdxI.jpgВ изостудии «Краски творчества», педагог Петрова А.Н., в качестве наставников выступала группа ребят 11-12 лет, и группа наставляемых – учащиеся первого года обучения 7-8 лет.

Взаимодействие педагога и наставников началось с проведения рефлексивной беседы и анкетирования, которое помогло проанализировать творческий опыт наставников, оценить их возможности при проведении занятия для младших ребят. По итогам обсуждения результатов анкетирования наметился план работы наставников и наставляемых и тематика – искусство портрета.

Задачей первой встречи было знакомство наставников и наставляемых, анализ изобразительных навыков. По итогам встречи наставники сделали вывод о том, что первоклассники работают с разной скоростью, степенью внимательности и нуждаются в индивидуальном сопровождении. На основе этого определилась форма занятия мастер-класс, при котором наставники распределяют между собой задачи. Один из наставников фронтально, объяснительно-иллюстративно преподносит материал, двое наставников работают с ребятами в аудитории и помогают справляться с индивидуальными затруднениями.

TpnPfBlk_lQ.jpgНаставляемые уже имели опыт изображения человека. При проведении устного опроса было выявлено, что сложность заключается в изображении, как формы головы, черт лица, так и техники изображения портрета мелками. По мнению наставников, интерес наставляемых к искусству портрета с учётом его сложности, мог быть развит и поддержан разнообразием демонстрационного материала, иллюстрирующего разную форму головы, причёски, черт лица, разный пол изображаемых, разнообразие в одежде и аксессуарах. Наставники в проблемной беседе с куратором определили особенности проведения мастер-классов: серия из 3 занятий по 45 минут, по итогам которых будут изображены мужской портрет в технике «солёной кофеграфии» и женский – в смешанной технике «акварель по-сырому» с доработкой фломастерами. Первое занятие посвящалось линейному построению погрудного портрета и беседе о различиях в изображении мужского и женского образов. Второй и третий мастер-классы проходили в увлекательном техническом исполнении образов.

По итогам взаимодействия была создана выставка творческих работ, наставники и наставляемые собрались на общее обсуждение работы в формате круглого стола, где обменялись впечатлениями, рассмотрели план дальнейшего взаимодействия и решили в новом учебном году провести совместное занятие, где наставники и наставляемые будут соавторами большой коллективной работы.

1atTFTnztwY.jpgВ процессе реализации программы в творческой мастерской «Апельсин», педагог Грибова И.Г. в качестве наставника была пригласила Горынцеву Полину Феликсовну – архитектора, художника, дизайнера, члена Союза Художников, которая с большим интересом согласилась поделиться своими знаниями и опытом с учащимися. Полина Феликсовна совместно с педагогом определила темы и формы проведения занятий, разработала график встреч и время консультаций. Занятия включали практические задания, упражнения, игры, мастер-классы, самостоятельную работу. На протяжении нескольких месяцев ребята старательно изучали архитектуру, как особый вид изобразительного искусства, делали зарисовки архитектурных элементов, придумывали фасады собственных зданий, занимались «строительством» улиц и площадей, овладевали техникой архитектурного рисунка.

Это был огромный положительный опыт. Благодаря наставничеству учащиеся получили не только новые знания в области архитектуры, но и поддержку опытного наставника, профессионально компетентного специалиста, который оказывал как теоретическую, так и практическую помощь на рабочем месте.

riFYT--CHrI.jpgНаиболее эффективным методом применительно к модели наставничества стал «мастер-класс». Ребята рисовали параллельно с наставником, тем не менее, работа каждого получалась абсолютно уникальной. Именно этот метод лучше других раскрепощал, способствовал активному восприятию новой информации и её творческому осмыслению. Активное участие наставника, демонстрация его профессионализма, придали наставляемым уверенности в себе и своих возможностях, а его советы помогли повысить качество графических навыков, добавив работам аккуратность, тонкость и оригинальность в художественных решениях.

Опыт показал, что общение с компетентным и искренне заинтересованным взрослым помогает ребёнку развиваться и получить первое представление о конкретной профессии.

Результатом наставничества стало не только совершенствование предметных навыков, но и укрепление дружественной атмосферы в коллективах, а также эффективная коммуникация учащихся.

   


Поделиться: