Поиск по сайту

"Если мы вместе, то всё получится"


Авторcтво: Кривенко Инесса Николаевна, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 468, методист ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Учитель – свеча, которая светит

другим, сгорая сама.

Джованни Руффини

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Стать Учителем я мечтала с детства. Сегодня я – не просто учительница, я первая учительница. И каждый день, видя устремленные на тебя детские глаза, понимаешь, что учитель – это не профессия, это образ жизни. Это колоссальная ответственность перед государством, перед теми, кто доверил тебе самое дорогое в своей жизни – своих детей.

Первый учитель! Как это звучит гордо и ласково! Нередко первого учителя называют второй мамой. Именно от меня, от первого учителя часто зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, отношение ребенка и родителей к школе. Я несколько лет незримо буду присутствовать в семьях своих учеников. От меня зависит, станем ли мы друзьями, единомышленниками. Как приятно, когда дети доверяют тебе свои души, чистые, непосредственные. Они пытливо вглядываются в твои глаза, пытаясь прочесть в них больше, чем ты произнесёшь вслух, они ищут любви, понимания.

Как сохранить тот пытливый взгляд, с которым ребенок первый раз переступает порог школы, то любопытство, ту жажду знаний?

Почему часто случается так, что желание учиться пропадает? А ведь всего месяц или два-три года назад ребёнок вприпрыжку бежал в школу, огорчался наступлению каникул. Конечно, просто сказать, что ребёнок отбился от рук, и списать все на издержки родительского воспитания. А, может быть, нам, учителям, не мешало бы проанализировать своё собственное поведение по отношению к тому или иному ученику? Возможно, разгадка кроется в нас? Каким же всё-таки должен быть современный учитель?

Думаю, что Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика.

Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Труд учителя сродни труду хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг.

Учитель должен уметь удивляться — звёздному небу, интересной мысли, талантливой работе своего ученика, — всему, что входит в понятие «прекрасное». Ребенок приходит в первый класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет все! И учитель должен не только не загасить этот огонек, а постараться разжечь его как можно ярче. У такого педагога и воспитанники вырастут увлекающимися, интересными людьми, которым можно будет доверить будущее страны.

У писателя Ю. Азарова есть замечательные слова: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Так что Учитель, по моему мнению, должен прежде всего зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей. Но чтобы «зажечь» — нужно «гореть» самому, «увлекаясь, увлекать, зажигать и в то же время самому светло сверкать...». Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь. И я люблю моих учеников, моих третьеклашек. Так сложилось, что я у них не первая учительница, и даже не вторая. Класс достался достаточно сложный, «ершистый». Каждый знал только свое «Я». Начинать было тяжело: учителю дети не верили, я для них была «очередная». Как заработать их расположение, доверие, пробудить веру в себя, интерес к знаниям? Но в процессе работы я видела – что-то начинает получаться. Постепенно стал проявляться живой интерес ребят к предмету разговора на том или ином уроке, появился трепетный огонек в их глазах, первые радости своим и чужим успехам, робкие предложения: «А давайте…!?».

Главное – зажечь в них интерес к процессу познания. Этого я добивалась каждым уроком. Читая и обсуждая прочитанное, учила ребят размышлять, высказывать свою точку зрения, спорить, аргументированно отстаивать свою позицию, не обижая собеседника, находить в малом ценное и значимое и порой ребята на уроках делали действительно поразительные открытия. Именно такой подход, на мой взгляд, способствует становлению творческой личности, стремящейся к знаниям.

За последние годы школа отходит от авторитарной педагогики. Я шла на урок не контролировать, опрашивать, оценивать, значительно интереснее и эффективнее позиция собеседника, со-участника образовательного процесса. Постепенно мы пришли к учебной работе ребят в малых группах и группах сменного состава, используя технологии развивающего обучения, методы и приёмы, которые позволяют постоянно удерживать внимание учащихся на рассматриваемой проблеме, повышать мотивацию к учению у каждого учащегося.

Весь год мы учились работать в группах. Это были и малые группы, и группы постоянного и сменного состава. Я видела, как постепенно, медленно, но верно мы двигались вперед, как взрослели и мудрели мои ученики. В начале года даже работа в парах вызывала затруднение. Ребята не могли договориться, что, например, они будут совместно рисовать, какой рассказ они вместе придумают, как вместе оформят работу, кто будет представлять работу всей группы. Каждый слышал только себя и мнение товарища его совершенно не интересовало. Он его попросту не слышал. Постепенно работа в парах перестала вызывать затруднение, затем в тройках, группах постоянного состава. К концу года мы приступили к работе в группах сменного состава. Конечно, еще не все получается, возникает много проблем, но я верю, что вместе мы сможем их преодолеть. Ведь теперь мы команда, теперь ребята переживают за НАШ КЛАСС, теперь есть МЫ.

В конце апреля, когда вся страна  готовилась к празднованию 65-летия Великой Победы, ребята нашей школы готовились принять участие в конкурсе «Песни военных лет». Все классы выбирали песню, репетировали, а я неожиданно заболела. Мои ученики остались без классного руководителя, без подготовленного выступления. Что делать? Организаторы конкурса решили, что наш класс просто не будет принимать в нем участие, но ребят такое положение дел не устроило. Выбрать песню им помог учитель музыки. А дальше?!... Дальше они все сделали сами. Сами распечатали слова, выучили их и сами, без напоминаний после уроков все вместе приходили на репетиции в кабинет музыки. Сами придумали и сделали костюмы. Сами пришли на концерт и ЗАМЕЧАТЕЛЬНО выступили. Их никто не заставлял, они переживали за СВОЙ КЛАСС. Это было просто здорово! И пусть ребята не заняли призового места, но они одержали первую и очень важную победу в их жизни. Сколько гордости было в их глазах, когда завуч объявляла им благодарность за совместную и слаженную работу! И как приятно и радостно было мне, ведь это была наша совместная победа!

Процесс сотворчества учителя и учащихся так необходим на сегодняшних уроках, и он становится одним из основополагающих в профессиональной деятельности. Теперь каждый урок – это урок совместного поиска, труда во имя достижения конкретной цели, урок общения ребят, в котором они открывают себя. Заканчивая такой урок, получаешь огромное удовольствие от своей работы.

Только творческий подход к организации учебно–воспитательного процесса способен сегодня изменить ситуацию, сложившуюся в образовании: резкое снижение мотивации к учению, формальное отношение многих учителей к своей работе. Мы говорим о миссии учителя, ведь что греха таить, порой ее сводят к выполнению «функциональных обязанностей». Школа давно уже больна нежеланием молодых специалистов как по объективным, так и субъективным причинам, идти в неё работать, постоянным оттоком опытных педагогов из школы. Но для ищущего учителя творческий подход дает все больше и больше возможностей как для самореализации, так и для повышения своей педагогической компетентности.

Современный педагог, как утверждает В. Лизинский, это не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится. Не тот, кто учит ребенка жить, транслируя нравственные нормы, а тот, кто чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему духовному росту; кто растет сам, развивая окружающих детей, способствуя укреплению сообщества детей и взрослых. Не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому содружеству, сотрудничеству с детьми и взрослыми.

Учитель начальных классов ГОУ№ 468, методист

по начальной школе Кривенко Инесса Николаевна


Поделиться: