Поиск по сайту

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОГО УСПЕХА – КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.


Авторcтво: МИЛЛЕР Антон Львович, учитель географии ГОУ гимназии № 107 Выборгского района Санкт-Петербурга


Проработав учителем географии уже 18 лет, я каждый день убеждаюсь, что не зря выбрал этот путь. Считаю, что каждый человек должен заниматься тем, что ему по душе. Получать удовлетворение от своей работы имеют право все, в том числе и учителя. Я знаю, что без меня в гимназии не высвечивались бы фолии через оверхед-проектор, не показывались бы на экранах компьютеров мультимедиа учебники, пылились бы на полках приборы, коллекции, гербарии. Именно такая работа, возможность раскрыть свой творческий потенциал доставляет радость, позволяет не уставать, сколь большой не была бы нагрузка. Получая удовольствие от работы, зачастую забываешь о низкой заработной плате и о других проблемах, сокращении, уменьшении финансирования и о других проблемах, с которыми столкнулась российская школа сегодня.

Каковы же те составляющие творческого поиска, которые рано или поздно приводят к результату?

ü Первое, что следует отметить, это то, учитель должен идти в ногу со временем, быстро откликаться на запросы времени. Стремиться на уроке преподнести детям не только необходимое и нужное для жизни в сегодняшних реалиях, но и научить их самостоятельно добывать знания.

ü Второе – это не «вариться в собственном соку», распространять свой опыт, пропагандировать его, будь то это выступления на совещаниях, конференциях, семинарах любого уровня от школьного до всероссийского (а может быть и международного). Это также публикации в предметных журналах, газете «Первое сентября», сборниках конференций, Интернете…

ü Третье, без чего сегодня невозможно развивать творческий потенциал, это постоянное повышение квалификации. Жизнь не стоит на месте, а прогресс, как всем нам известно, бесконечен. О периодичности говорить здесь неуместно – в творческом поиске каждый должен сам определиться с тем, что ему нужно и в каком объеме.

ü Четвертое – это заимствование опыта, систематическое присутствие на конференциях, семинарах, мастер-классах и других мероприятиях. Также это чтение публикаций в выше упомянутых изданиях. Крупицы передового опыта есть у каждого учителя, и творчески работающий учитель что-то из этого опыта найдет для себя ценное. При этом всегда необходимо продумать, как то, что вы нашли полезным, использовать в преломлении к своим ученикам – в готовом ли виде (скажу по своему опыту: у творчески работающих учителей наблюдается довольно редко), что-то изменить, а может использовать только как идею, наполнить другим содержанием.

ü Пятое – поддерживать связь с людьми, которые заведомо больше Вас осведомлены в том или ином вопросе, в частности с методистами и учеными, которые занимаются аналогичной проблемой, прислушиваться к их мнениям и советам. Поддерживать связь пусть даже в рамках того, что принято называть речевым штампом «работа над методической темой». При этом нельзя ограничиваться только чтением статей одного или двух ученых. На мой взгляд недостаточно даже переписки – ничто не заменит общение с живым человеком.

ü И последнее – нельзя останавливаться на достигнутом.

Поэтому не может считаться творческим учителем тот учитель, которого больше волнует соответствие параграфов пунктам программы, планирование и формы отчетности. Для творчески работающего учителя это второстепенно. Нельзя считать также творчески работающим учителем того, кто только накануне аттестации задумывается о том, какие бы курсы и где пройти или долго ищет куда-то много лет назад заброшенное удостоверение об окончании курсов. Учителей, решивших развивать свой творческий потенциал, не сломают никакие стандарты, ЕГЭ, программы. Творчески работающий учитель сможет с пользой для детей работать и по неумным программам, по старым учебникам, если в школе нет средств на покупку новых, доносить нужное даже используя учебники, имеющие гриф «допущено»[1]. И слова, которые сейчас слышны постоянно – информатизация, профильное обучение, элективные курсы, Интернет-технологии, электронный дневник, предметные компетенции и т. п. не должны обходить учителя стороной. Все они должны быть подкреплены реальными делами. Конечно же, учителя, находящегося в творческом поиске, не может не волновать то, что волнует всех учителей – вопросы о часах, выделяемых на изучение предмета, оснащении кабинета, компьютерах в классах. Однако учитель, находящийся в творческом поиске, хорошо понимает, что это лишь формы и средства подачи содержания. Меняется носитель информации с бумажного на магнитный – ну и что? Если не будет продумано, как его использовать с пользой для детей, ни одно средство обучения, будь то самый красочный мультимедиа учебник, не будет интересным, а, следовательно, эффективным в работе.

Вернемся к списку из шести составляющих – если учитель сможет их объединить, все у него будет – и часы, и современное оборудование. Рано или поздно успех придет.

А теперь приведу пример непосредственно собственного творческого поиска. Для большей наглядности в скобках указаны составляющие творческого успеха.

gegr.jpg

От поиска: методическая тема – развитие пространственного мышления на уроках географии (1996).

К результату: выход в свет книги «География производства в условиях рыночной экономики» в издательстве «Дрофа» (2008).

Путь был, конечно, не без проблем, но, повторюсь, рано или поздно успех придет.

Работал над выше названной методической темой в 1996 – 2003 гг. В то время в практику преподавания активно внедрялся курс «экономика». Реализация его во многом легла на плечи учителей географии. Усиливалась географическая составляющая в экономике и экономическая составляющая в географии. Я разработал программу «География производства в условиях рыночной экономики», а затем написал учебное пособие в соответствии с этой программой (1-е). Программа была направлена на апробацию[2] в СПБУПМ, а затем в министерство образования РФ. Главный специалист Министерства образования В.И. Сиротин попросил прислать и учебное пособие. Программа и учебное пособие были направлены на экспертизу В.Н. Холиной. Программа была впервые представлена на Конференции по проблемам географического образования, проводившейся РАУГ (1999 – 2-е, 4-е). Актуальность разработанного курса диктовалась переходом в те годы экономики страны к рыночной экономике. Действующие в то время учебники географии освещали преимущественно принципы размещения, характерные для планово-распределительной экономики (1-е). А предложил мне выступить на конференции д.г.н. Э.Л. Файбусович, написавший рецензию (5-е). Поскольку выступление было актуальным и вызвало большой интерес у аудитории, некоторые ученые (А.Н. Любарский, А.А. Лобжанидзе) сказали, что готовы написать свои отзывы. И эти отзывы появились (5-е). Были даны советы взять рецензии у методистов кабинета географии СПБУПМ, на кафедре методики преподавания географии в РГПУ им. А.И. Герцена. И эти рецензии появились (2-е, 5-е). Учебное пособие было направлено на городской конкурс «Школа Петербурга накануне нового тысячелетия» и получила диплом (2001 – 2-е)[3]. Поступило также предложение от зав. кабинетом географии АППО выступить на конференции «Современный урок географии», и такое выступление состоялось (2002 – 2-е, 4-е). В этом же году программа впервые публикуется в сборнике программ в издательстве «Дрофа», через два года вышло стереотипное издание этого же сборника.[4] Как и следовало ожидать, рецензенты указали не только достоинства, но и недостатки учебного пособия. Вот некоторые из них. Необходима глава о размещении непроизводственной сферы. Такая глава появилась. Необходимо привести статистические данные, отражающие современный характер размещения. Такие примеры вначале я по крохам собирал в течение года по различным отраслевым журналам, но этого оказалось недостаточно. Подобную информацию тогда (да и сейчас) почти невозможно было найти в отечественных печатных изданиях. Появилась необходимость научиться в совершенстве пользоваться компьютером, в частности Интернетом, поднять уровень владения английским языком. Подсчитал, что всего с того момента на компьютерных курсах отзанимался 552 часа, на кусах английского языка 737 (3-е). Теперь могу быстро найти любую информацию и иллюстрацию к любому уроку на англоязычных сайтах.

С изданием книги было очень много проблем, даже после устранения всех недочетов рецензентов. Приносил ее не в одно издательство Санкт-Петербурга, и везде был один и тот же ответ: «Да, это очень интересно, но мы не возьмем, маленький тираж делать невыгодно». После того, как стало ясно, что во втором по значению городе России свое «детище» не издать, путь только один – в первый по значению город. В.И. Сиротин посоветовал обратиться в издательство «Дрофа», что и было сделано (5-е). Подспорьем для издания были публикации двух фрагментов учебного пособия,[5] а также публикация программы. Было отправлено учебное пособие, но потерялось, а редактор сменился. Было отправлено повторно, но принято к изданию не было: выяснилось, что программа, выдержавшая два издания, без расчасовки по темам морально устарела. Но если человек поставил перед собой цель значит он ее добьется. Расчасовка появилась (1-е), и в 2005 г (стереотипные издания в 2006 и 2007 годах)[6] выходит исправленная программа в другом сборнике. В 2006 г заключается договор на издание книги. Здесь тоже пришлось потрудиться – многое приходилось дорабатывать при РИП книги (в частности писать аннотации к каждой главе, составлять словарь терминов (1-е)). И вот, наконец, результат – в 2008 г она вышла в свет тиражом 5000 экземпляров. Но творческая мысль пошла дальше. Уже написана рабочая тетрадь к этому учебному пособию, с издательством «Дрофа» заключен договор не ее издание (2009 – 6-е). Мною в рамках работы методистом в НМЦ разработан также курс повышения квалификации для учителей «Элективные курсы по географии» (2009 – 6-е), включающий три модуля, один из которых «Преподавание элективного курса «География производства в условиях рыночной экономики» (24 ч).

Пояснения.

СПГУПМ – ныне АППО.

Кабинет географии в АППО ныне не существует, работа географов осуществляется в рамках кафедры естественнонаучного и математического образования, методистов по географии сейчас нет.

Министерство образования – ныне Министерство образования и науки.

Сиротин В.И. – тогда главный специалист Министерства образования по вопросам географического образования, ныне главный редактор ИД «Дрофа».

Файбусович Э.Л. – д.г.н. (кафедра территориальной организации производительных сил и социальной экологии Санкт-Петербургского университета экономики и финансов (СПбУЭиФ).

Любарский А.Н. – к.г.н. (Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО))

Лобжанидзе А.А. – к.г.н. (географический факультет Московского государственного педагогического университета (МГПУ), президент Российской ассоциации учителей географии (РАУГ) г. Москва.

Холина В.Н. – к.г.н. (кафедра экономической и политической географии Российского университета дружбы народов (РУДН) г. Москва.



[1] Что означает этот гриф – см. мою статью «Современному учителю на заметку» -- выпуск № 6.

[2] Значение этого слова – см. мою статью «Современному учителю на заметку» -- выпуск № 6.

[3] Подробнее – см. «Родительское собрание» 2001, № 9.

[4] Сиротин В.И. (сост.) Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. М., Дрофа. 2002, 2004.

[5] Это статья «Воронка транспортных издержек». География. Первое сентября. 1999, № 2 и статья «Урок по теме «Рыночные зоны». География в школе. 2000, № 7.

[6] Дронов В.П. (сост.) Программы элективных курсов. География. М., Дрофа. 2005, 2006, 2007.


Поделиться: