Поиск по сайту

170 лет в образовании. Учительская династия Ивановых-Ратниковых-Алферовых-Купсик.


Авторcтво: Алферова Евгения Владленовна, учитель географии ГОУ Центр образования № 100 Выборгского района Санкт-Петербурга


Е.В. Алферова

 

 

 Великая Россия всегда славилась династиями рабочих, сталеваров, металлургов, купцов, художников, врачей, актеров. Старшее поколение их передавало из рода в род секреты профессионального мастерства, традиции, а младшее охотно сохраняло тайны этого мастерства и гордилось своим делом и своими прародителями.

В педагогике тоже есть немало прекрасных династий. Об одной из них мой очерк.

Своим рождением династия учителей Ивановы – Ратниковы –Алфёровы -Купсик обязана Ивановой Зинаиде Тимофеевне. Зинаида родилась в 1872 году в семье Личного Почетного Гражданина механика Зауральского завода П. П. Демидова - Иванова Тимофея Ивановича.

В 1895 году Зинаида Тимофеевна поступила в специальный дополнительный класс для изучения педагогики и методики по преподаванию русского языка, состоявший при Женской Гимназии Министерства Народного Просвещения, учрежденной в Санкт – Петербурге Е. Н. Стеблин – Каменскою, и закончила его в 1896 году. Приобрела право преподавания русского языка в женских гимназиях и прогимназия, а так же исполнения обязанностей классной воспитательницы.

ФОТО-1(дин. Алфёрова).jpg

 Её преподавательская деятельность  началась в ноябре 1896 году в Петербурге в гимназии № 8 и продолжалась до момента её замужества. В 1900 году Зинаиды Тимофеевны - перешла на работу в 14е Народное Нарвское училище для детей простых сословий, т.к. работать в гимназии могла только незамужняя женщина, одно из условий работы -полное отсутствие каких либо сторонних от работы обязанностей, а значит -семьи. В 1903 у Зинаиды Тимофеевны родился сын Иванов Сергей Александрович, но работу она не оставила, и в 1907 году, будучи ещё совсем молодой, Зинаида Тимофеевна приняла заведывание 14-м Народным Нарвским училищем, где продолжала вести уроки словесности. Это был хороший организатор, требовательный руководитель и очень скромный человек. В 1919 году приняла заведывание 4ой Советской школой бывшего Московско - Заставского (ныне-Центрального) района Петрограда, где проработала до 15 октября 1922 года, до момента ликвидации школы. Но спустя всего несколько дней того же 1922г уже преподает в 20 ой Советской Единой Трудовой школе. Затем перешла на работу учителем начальных классов 32 средней школы Октябрьской железной дороги и продолжала работать до 24 августа 1941 года, момента эвакуации в г. Барнаул Алтайского края. Иванова Зинаида Тимофеевна отдала своей любимой работе около 53 лет. Это была самоотверженная женщина, любящая детей, свою профессию, за свою работу неоднократно получала благодарности и поощрения. Зинаида Тимофеевна много видела и много пережила. Она была свидетелем двух революций 1905 и 1917 годов, Первой Мировой войны, войны Гражданской и Великой Отечественной. Сравнивая события двух войн, Первой Мировой и Второй, детям и внукам рассказывала о том ужасе, который испытала в Гражданскую войну. Тогда она работала в Нарвском училище, там и жила, сюда же приходили дети учиться, неся с собой то, что могли, дрова, картошку, хлеб для скромного обеда. В то далекое военное время школа оказалась брошенной на произвол судьбы, повсюду царили мрак и безвластие, какой-то период все государственные институты бездействовали, и только в школах присутствовало слабое биение жизни и туда тянулись люди.

Совсем по-другому складывались обстоятельства в Великую Отечественную: учреждения образования были привлечены к работе с населением по эвакуации из блокадного Ленинграда. В городе была четкая организация, отсутствовала паника. Зинаида Тимофеевна рассказывала своей внучке, Любовь Сергеевне о том, что в самые страшные часы и дни военных лет была уверенность в неизбежной Победе Красной Армии.

Осенью 1941 года из блокадного Ленинграда эвакуировалась семья Зинаиды Тимофеевны. Дольше всех оставалась в городе её невестка, Александра, с грудной дочерью, Марией. Старшая внучка, Валентина, покинула Ленинград в составе своего 10 класса. В самом начале блокады хрупкой девушке пришлось проявить волю и мужество, на которые, может быть способен не каждый взрослый человек. От школы, в которой она училась, были организованы комсомольские отряды по 2-3 человека, в обязанности которых входило патрулирование улиц вдоль ближайших домов. Юные жители блокадного города помогали согражданам, не считаясь с собственными силами и здоровьем. Жили ребята прямо в школе на родной Петроградской стороне, они ходили по квартирам оказывали посильную помощь, приносили дрова и воду. Оповещали об умерших, устраивали детей оставшихся без попечения родителей, во время дежурств на крыше тушили зажигалки. Валентина Сергеевна Иванова-Благовидова ( фамилия по бабушке по материнской линии) запомнилась жителям по улице Мира, когда после окончания эвакуации, блокады и войны в1948 г, она умерла от почечной недостаточности, соседи несли гроб от улицы Мира до Серафимовского кладбища на руках.

Возможно, тяжелее всех пришлось маленьким Александре и Любови, они оказались вдвоем в железнодорожном составе полном детей – это убывал детский дом. Александре 3 года, Любови 9 лет; им трудно было осознать причину, по которой родные люди отрывают их от семьи. Александра Ивановна Иванова-Денисова во время Первой Мировой войны была в армейском обозе среди семей комсостава и ей не надо было объяснять что такое война, поэтому в своем решении, отправить детей подальше от войны любой ценой, она не колебалась. Мама рассказывала мне, а тётя Шура может подтвердить и сейчас, как люди отдавали на попеченье молоденьким воспитательницам самое дорогое, не имея возможности ехать со своими детьми, сердца разрывались на части, из ленинградцев на такой отчаянный поступок – отправить маленьких детей одних в неизвестность отважились немногие, только те, кто уходил на фронт полным составом взрослой части семьи и те, кто понимал, сколь велика угроза жизни. Такое решенье было трудным, но эвакуация в Кострому их спасла, девочки остались живы. Тот поезд спас не всех своих маленьких пассажиров, их бомбили по дороге, дети умирали от болезней, путь был трудным, но и жизнь в эвакуации в Костроме оказалась не простой.

Сама Зинаида Тимофеевна и ее невестка Александра с 5 месячной Марией смогли эвакуироваться в декабре в город Барнаул Алтайского края. Сергей Александрович Иванов, сын Зинаиды Тимофеевны, был в Красной Армии со времени начала финской компании.

Как только становится ясно, что можно вернуться в Ленинград, Зинаида Тимофеевна забирает из Костромы внучек, Александру-4х лет и Любовь-10 лет и возвращается с ними в родной город сразу после снятия Блокады в 1943 году. Война ещё полыхает и обратная дорога совсем нелегка. Они размещаются втроем на одной полке в вагоне поезда, бабушка рассказывает внучкам сказки. Голод и худая одежда, все тяготы пути им не страшны ведь они вместе, впереди родной город.

Зинаида Тимофеевна поселилась на набережной Фонтанки в доме №117 в коммунальной квартире №77. Далеко на работу идти не пришлось, так как рядом была школа, и в ней надо было работать с теми детьми, кто пережил Блокаду, и с теми, кто возвращался в свой, пусть даже полуразрушенный, дом.

ФОТО-2(дин. Алферова).jpgПо стопам Зинаиды Тимофеевны пошел её сын, Сергей Александрович Иванов. В 1919 году работал преподавателем математики в 4ой Советской школой бывшего Московско – Заставского (ныне-Центрального) района до 1922 года, в том же году поступил и в 1929 окончил Ленинградский институт Инженеров Путей сообщения. Был командирован в Военно- Транспортную Академию им. Л. М. Кагановича. В 1935 году защитил кандидатскую диссертацию «Ледовые переправы». Им было написано и отредактировано более 55 научных работ. Во время финской компании служил начальником технического отдела Военной дороги. В годы Великой Отечественной - офицер штаба начальника восстановительных работ по восстановлению мостов Октябрьской железной дороги. С 1948 по1952 г.г. преподавал высшую математику в Военно- Транспортной Академии Красной армии. После выхода на военную пенсию работал в проектном ин-те Ленмосттранс. Его отличали необыкновенное трудолюбие, большая творческая активность, постоянное стремление к новому, высокая эрудиция, бодрость, неиссякаемый оптимизм, остроумие, внутренняя культура. Иванов Сергей Александрович был образцом подлинного интеллигента, явил пример служения Родине, науке и образованию.

У Сергея Александровича было пятеро детей: Валентина, Любовь, Александра, Мария, Сергей. Двое из них, дочери Любовь и Мария, в дальнейшем оказались причастными к народному образованию. Мария, став врачом, с1971г по1997г работала в НИИОМ им Пастера, с 1985 г., после защиты кандидатской диссертации, читала лекции, вела семинары, имеет 27 научных работ. Ее старшая сестра - Любовь посвятила свою жизнь школе.

ФОТО-3(дин.Алферова).jpgЛюбовь Сергеевна Иванова, 1932 года рождения, продолжила педагогическую династию. Она в 1952 окончила техникум физкультуры и была назначена преподавателем физического воспитания в Песочинскую семилетнюю школу. Ее педагогический стаж составил около 30 лет. Трудовая деятельность Любовь Сергеевны проходила в школах Курортного и Выборгского районов. Однажды, когда перед нею встал выбор: либо преподавать гимнастику в Доме Ученых (Дворцовая набережная), либо физкультуру в школе № 64 с особым режимом, она выбрала то, что посложнее, но по призванию, по душе: детей с трудной судьбой. Детство, опалённое войной, навсегда призвало её к тем, кто в наибольшей степени нуждался в душевном тепле и заботе. В начале далёких 50-х годов в школах не хватало инвентаря, не было залов для занятий физкультурой, крытых бассейнов. Зато был велик энтузиазм, желание поднять советский спорт на небывалую высоту. Трудности не страшили, пусть чернила замерзают прямо на столе и пальто перешито из отцовской шинели, зато на работе ждут озорные ученики. Системе образования в послевоенное время придавали большое значение, к концу 50-х жизнь стала налаживаться.

На протяжении нескольких лет Ратникова Любовь Сергеевна входила в сборную по плаванию спортивного общества «Спартак», учавствовала в соревнованиях занимала призовые места. Спортивные общества в начале 50- х имели армейскую дисциплину, тренировки и сборы проходили в жестком режиме.

В техникуме физкультуры Любовь Сергеевна встретила единственную на всю жизнь любовь – Ратникова Владлена Алексеевича. Теперь их уже двое – оба преподаватели физкультуры в школах Курортного района Ленинграда, оба в одной сборной по плаванию, оба получают высшее образование, окончив факультет физвоспитания в педагогическом институте имени А.И.Герцена. Всю свою творческую жизнь они отдали любимой физкультуре, в общей сложности отдав воспитанию детей около пятидесяти лет.

Дочь Любови Сергеевны и Владлена Алексеевича Ратниковых, Евгения Владленовна ,в замужестве Алферова, тоже связала свою жизнь со школой, но сначала она приобрела специальность геофизика в ЛГИ имени Г.В. Плеханова, проработала в ПГО «Севзапгеология» 15 лет, участвовала в полевых работах по геологическому картированию, поиску и разведке месторождений полезных ископаемых в Карелии .В 1994 году получила второе высшее образование, которое и приблизило ее к школе, видимо, прабабушкины гены сами выбрали для нее этот путь. Закончив институт Государственной Службы и став специалистом по социальной работе с молодежью, она начинает работать в Выборгском Объединении Молодежных Центров, а после его ликвидации, Центром занятости населения направляется на работу в школу №112, оттуда на годичные курсы УПМ по переподготовке на специальность учитель географии. В творческом коллективе школы-лаборатории незаметно пролетели 10 лет.

Поиск новых форм обучения с использованием проектной культуры не мог никого оставить равнодушным. Ученики всех классов, в которых работала Е.В.Алферова, с удовольствием принимали участие в ежегодном школьном конкурсе проектов. Это был настоящий праздник, какие только темы не выбирали дети. .. . В настоящее время Алферова Евгения Владленовна –учитель географии высшей квалификационной категории работает в Центре образования 100, является председателем профсоюзного комитета педагогических работников, ведет большую работу по патриотическому воспитанию в школе, участвует в создании школьного музея «Боевой славы 159 авиационного Таллиннского полка»,постоянно повышает квалификацию на курсах АППО, в том числе получила подготовку в области дополнительного образования для занятий с детьми во внеурочное время. Это деятельный, увлеченный учитель и скромный человек.

ФОТО-4(дин.Алфер.).jpgТакова же и ее старшая дочь, Людмила Геннадьевна Алферова, продолжающая учительскую династию, работает педагогом дополнительного образования в ДДТ «Юность», ведет занятия по аэробике. Окончила Педагогический колледж №4 по специальности «организатор воспитательной деятельности» в 2006 г, Педагогический университет имени А. С. Пушкина факультет дефектологии – в 2009г. Ее сестра Светлана Геннадьевна Алферова- студентка Педагогического Университета им А.И.Герцена.

Широко раскинулись ветви династии. Еще один представитель четвертого поколения -дочь Марии Сергеевны Ивановой, в замужестве Исаевой, Анна, тоже посвятила свою жизнь школе.

ФОТО-5(дин Алфер).jpgАнна, в замужестве Купсик , родилась в Ленинграде 14 декабря 1968 года в семье научных работников. И еще будучи маленькой девочкой, как многие дети, мечтала стать учительницей начальных классов. К моменту окончания школы это желание не прошло, но, наоборот, утвердилось, родители же возражали, зная специфику работы не понаслышке, они читали лекции, проводили семинары. Помощь к Анне пришла совершенно неожиданно. На семейном совете бабушка, Иванова Александра Ивановна, в ответ на доводы родителей достала похвальную грамоту учительницы начальных классов своей свекрови – Ивановой Зинаиды Тимофеевны, из старого сундука появился костюм классной дамы 19 века, принадлежавший когда- то Ивановой Зинаиде Тимофеевны, Аниной прабабушке, отдавшей большую часть жизни школе. Споры улеглись, судьбоносное решение было принято. Анна поступила на службу в школу № 122 Центрального района с 1990 по 2008 год. Сейчас Анна учитель начальных классов в школе № 80 Петроградского района и студентка пятого курса факультета дефектологии Педагогического университета имени А. С. Пушкина.

Педагогической деятельности, воспитанию детей династия отдала около 170 лет, сохранив честное имя её основателя - Зинаиды Тимофеевны, гордясь своим делом и своими прародителями. По традиции, как эстафетная палочка, от старшего поколения к младшему передавались скромность, деловитость, работоспособность и влюбленность в свое дело.


Поделиться: